Что должно быть в учетной политике, какую структуру использовать и где брать информацию. Скачайте образец учетной политики в статье
Учетная политика (УП) — основополагающий документ организации. УП облегчает работу рядового и главного бухгалтера. Формирование УП подчиняется требованиям действующего законодательства, в частности Закону № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Основное назначение учетной политики — выбрать и описать нормы учета шире, чем в законодательных актах, с целью полностью раскрыть в учете финансово-хозяйственной деятельности.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учета, формирования стоимости и т.д., то чем шире этот момент будет описан в УП, тем меньше вопросов задаст налоговая при проверке. Ведь отдельные хозяйственные операции можно учитывать по-разному. Чтобы предотвратить претензии со стороны налоговой, в учетной политике нужно полностью раскрыть нормы, которые выбрала организация.
Бухгалтерская учетная политика при УСН
Структура учетной политики
Порядок формирования бухгалтерской учетной политики на «упрощенке» не отличается от порядка, который применяют организации на общем режиме налогообложения. Вы спросите, почему? Потому, что от обязанности вести бухгалтерский учет никакая организация действующим законодательством не освобождена. Да, у организации, применяющей УСН, бухгалтерский учет не такой объемный. Ведь применять УСН могут организации при определенных условиях.
При УСН учетная политика может быть не на 48 листов, а на 7 и даже меньше.
В учетной политике нужно описать:
- формы первичных документов: применяет ли организация унифицированные формы или разрабатывает формы самостоятельно;
- уровень существенности: как определяется;
- стоимостной критерий отнесения объектов к основным средствам: они хоть и описаны в ПБУ и в НК РФ, но вдруг вы установите свои критерии. Имеете полное право в рамках действующего законодательства;
- способ начисления амортизации: нужно выбрать наиболее подходящий именно для вашей организации, и лучше выбрать способ, который бы не порождал разниц между БУ и НУ;
- метод оценки списания запасов и др.
Учетная политика может состоять из двух частей: описательной части и основной.
1. Описательная часть (можете ее назвать организационная часть или введение)
Следует раскрыть все определения, которые используются в учетной политике, например:
- «Учетную политику организации формирует главный бухгалтер или иное лицо (указать это иное лицо), на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждает руководитель организации».
Эта информация, как правило, указывается в самом начале УП. Далее можно указать, какие приложения есть к УП, например:
- «К учетной политике предусмотрены следующие приложения: приложение 1 «Рабочий план счетов», Приложение 2 «Формы первичных документов» (если у вас будут разработанные самостоятельно формы первичных документов), приложение 3 «График документооборота».
Это может быть и перечень должностных лиц, имеющих доступ к данным бухгалтерского учета, нормы выдачи спецодежды, перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, и т.д.
Количество приложений к учетной политике — величина, которую каждая фирма устанавливает самостоятельно. Число приложений не является величиной постоянной — их можно дополнять или сокращать, когда понадобится.
Необходимо указать, с использованием какой бухгалтерской программы ведется учет. Микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в УП ведение бухгалтерского учета по простой системе, без применения двойной записи.
2. Содержание учетной политики:
- Общие положения.
- Основные средства: порядок признания в бухгалтерском учете, порядок формирования первоначальной стоимости, порядок начисления амортизации и списания объекта с учета.
- Запасы: порядок оценки, признания, единицы учета и т.д.
- Резерв по сомнительным долгам.
- Займы и кредиты. Расходы по займам и кредитам.
- Доходы и расходы.
- Обязательства и активы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и подлежит оплате в рублях.
- Последствия изменения учетной политики.
- Исправление ошибок.
- Бухгалтерская отчетность.
Рекомендация: пропишите также порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и порядок отражения результатов такой инвентаризации.
Количество разделов и их наполнение определяет лицо, ответственное за формирование УП в целом по предприятию. Количество разделов зависит от видов деятельности и от операций, которые планирует осуществлять организация.
Эту структуру можно менять, уменьшать, наполнять в зависимости от нужд и специфики деятельности. Вы можете спросить, откуда брать информацию для написания учетной политики. Берем информацию из ПБУ, МСФО, Закона о бухучете. А если там нет нужной информации или есть разночтения, тогда описываем необходимые нам правила в УП так, чтобы не возникло вопросов при прочтении ни у ваших приемников, ни у проверяющих.
Что касается учетной политики по налоговому учету, то тут все проще — берем за основу НК РФ. Об этом читайте во второй части статьи.
- Скачайте образец учетной политики для целей бухучета при УСН в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Приложения к учетной политике
Рабочий план счетов
При проработке плана счетов нужно помнить о требованиях, установленных ПБУ и другими нормативными актами. План счетов и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат полный перечень счетов, которые используются для ведения бухгалтерского учета.
Составление рабочего плана счетов подчиняется нескольким правилам:
- Неиспользуемые счета можно не включать в рабочий план счетов.
- Имеет значение и количество счетов. Если их будет слишком много, есть вероятность того, что при отражении хозяйственной операции можно неправильно выбрать счет. Если их будет мало, то не будет достигнута необходимая детализация отчетности. Важно найти золотую середину.
- Если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.
График документооборота. Правила
- Цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа.
- Форма графика документооборота — традиционно составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации.
- Виды документов, участвующих в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов. Например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.
- Лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.
- Скачайте образец графика документооборота в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Формы первичных учетных документов
Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций):
- в этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:
- проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
- в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке;
- все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.
Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:
- «Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (приложение № ____)».
Как составить налоговую учетную политику при УСН
Примерная структура УП для целей налогового учета
Для «упрощенцев» не может существовать стандартной учетной политики в связи с тем, что принципы налогового учета сильно зависят от выбранного объекта налогообложения.
Для налоговой базы «доходы» учет гораздо проще, чем для базы «доходы минус расходы». Но даже при доходах необходимо описать методы учета амортизируемого имущества, т. к. остаточная стоимость влияет на право применять «упрощенку».
В учетной политике для целей налогообложения «упрощенцы» должны прописать в первую очередь выбранный объект налогообложения: «доходы», «доходы минус расходы». От этого будет зависеть и само содержание данного локального нормативного акта.
- Право выбора отсутствует у простого товарищества или в случае доверительного управления имуществом: в этих ситуациях можно использовать только второй способ — «доходы минус расходы».
- Выбранный объект налогообложения указывается в уведомлении, подаваемом в налоговый орган. В налоговой учетной политике можно написать, что применяется упрощенная система налогообложения, с указанием объекта налогообложения, обозначенном в уведомлении, направленном в ИФНС (п. 1 ст. 346.13, п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
Доходами для УСН признаются те же доходы, что и при обычном налоговом режиме, а именно доходы от реализации товаров, имущественных прав, а также внереализационные доходы:
- например, курсовые разницы, возникающие при покупке или продаже валюты, признание должником или судом долга, другие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.
- Важно: доходы при УСН признаются по мере их получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
Учтите, что не являются доходами для УСН (п. 1.1 ст. 346.15, п. 8 ст. 346.18 НК РФ):
- доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;
- доходы организаций, по которым они обязаны уплатить налог на прибыль по ставкам, прописанным в пп. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ;
- доходы предпринимателей, облагаемые НДФЛ по ставкам, прописанным в пп. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ;
- доходы, полученные по видам деятельности, в отношении которых применяется ЕНВД или патентная система налогообложения.
Если выбрана учетная политика УСН «доходы минус расходы», то в УП для целей налогового учета можно написать:
- «Доходы уменьшаются на перечисленные в ст. 346.16 НК РФ экономически обоснованные расходы, связанные с коммерческой деятельностью или соцвыплатами. Для признания в расходах все издержки должны быть оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ)».
Примерная структура налоговой учетной политики для «упрощенца» с объектом «доходы минус расходы» может выглядеть так:
- Шапка, содержащая наименование налогоплательщика и реквизиты документа, которым утверждена учетная политика для целей налогообложения.
- Название документа «Учетная политика для целей налогообложения».
- Общая часть.
- Основные принципы и методы учета.
- Порядок принятия доходов и расходов.
- Случаи, в которых организация выполняет функции налогового агента.
- Иные положения.
Скачайте образце учетной политики при УСН.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец графика документооборота 670.1 КБ
-
Образец_Учетная политика для целей бухгалтерского учета при УСН 779.1 КБ
-
Образец_Учетная политика для целей налогового учета при УСН 662.2 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться