8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Вопросы участников вебинара об изменении учетной политики

Контур.Школа, 9 сентября 2015

В этом материале размещены ответы на вопросы, заданные на вебинаре Контур.Школы о том, как правильно составлять, изменять и дополнять учетную политику. На вопросы отвечает лектор вебинара Ольга Александровна Букина.

Какие бланки документов включать в учетную политику

Вопрос: в приложении к учетной политике есть бланки актов выполненных работ, но очень много актов (по другой форме) приходит от контрагентов. Как включить использование документов, не указанных в приложениях, в учетную политику?

Можно внести дополнение в приложение к УП, это разрешается. Но Ваша компания вправе утверждать бланки документов любым способом. Не обязательно делать это в учетной политике. Можно издать отдельный приказ, оговорив в УП, что бланки могут утверждаться отдельным приказом. Даже если бланк содержится в приложении к договору с контрагентом, он может быть использован в деятельности организации, ведь договор подписан руководителем, как и УП Это делают обычно в случае разового договора, чтобы не засорять учетную политику.

В п. 4 ст. 9 Закона 402-ФЗ сказано, что руководитель определяет формы документов. До 2014 года было слово «утверждает», теперь «определяет», что дает компании полный карт-бланш в части метода, которым бланки вводятся в обращение в компании.

п. 4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Бухгалтерская и налоговая учетная политика: один или два разных документа?

На практике обычно бухгалтерская и налоговая учетная политика – это два разных документа. Например, если налоговая запросит учетную политику на проверку, лучше представить ровно то, что попросили, а не больше.

Смена организационно-правовой формы

Вопрос: нужно ли менять учетную политику при смене организационно-правовой формы с ЗАО на ООО, если деятельность осталась та же?

Менять учетную политику не нужно, если смена организационно-правовой формы не повлекла за собой изменения деятельности.

Обратимся к п. 10 ПБУ 1/2008

п. 10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т п.

Как видим, есть три причины изменения учетной политики. Изменение условий хозяйствования может быть связано с изменением организационно-правовой формы, может быть связано и с другими факторами. Но причина изменения УП — именно изменение условий хозяйствования, по какому бы поводу это не происходило. Если этого не произошло, учетная политика остается прежней.

Создание резервов отпусков

В организации 2 человека, НКО, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, разница меньше даже 5%. В учетной политике указано, что не создается резерв. Как быть?

Согласно Закону 402-ФЗ некоммерческие организации имеют право применять упрощенный способ учета, а те, кто применяет упрощенный способ учета, имеет право не применять ПБУ 8/2010. Другое дело, что в УП лучше было бы написать, что Ваша компания отказывается от применения ПБУ 8/2010 в целом, а не отказывается именно от резерва. Так корректнее. В данном случае не имеет значения ни количество сотрудников, ни критерий 5%. Статус НКО позволяет Вам избежать применения ПБУ 8/2010, и как следствие, и резерва.

ПБУ 8/2010, п. 3

3. Настоящее Положение может не применяться организациями, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Закон № 4-2-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 6, п. 4

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ):

  1. субъекты малого предпринимательства;
  2. некоммерческие организации;

Числовые примеры в учетной политике

Допустимы ли в учетной политике числовые примеры?

ПБУ 1/2008 не содержит никаких ограничений и запретов на этот счет. Если обратимся к п. 4, то там содержится открытый перечень того, что входит в УП.

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Если числовые примеры содержатся в некоторых ПБУ (например, в ПБУ 18/02, 15/2008, 8/2010), то почему бы им не быть в учетной политике. Важно только, чтобы эти примеры иллюстрировали положения учетной политики, являясь своеобразным примером того, как следует производить расчет и отражать в учете хозяйственные операции.

Если остались вопросы — рекомендуем посмотреть полную запись вебинара о том, как внести изменения в учетную политику.

    90 просмотров
Курс повышения квалификации для бухгалтеров. 6 онлайн-уроков, 16 практических задач, удостоверение о повышении квалификации

Материалы по теме

Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!