Нацрежим в вопросах и ответах

Кобзарь А. А., редактор-эксперт Контур.Школы
5 июня 2020

Отвечаем на самые частые вопросы по теме Национальный режим в закупках по 44-ФЗ

Нацрежим — нормативно закрепленная система правил для поддержки отечественных поставщиков ТРУ и поставщиков стран ЕАЭС. Национальный режим в закупках выражается в запретах, ограничениях и условиях допуска.

Главное преимущество нацрежима в том, что он позволяет не зависеть от зарубежных поставок и развивать собственную экономику. На этом фоне очевидно, что одним из главных критериев, необходимых при рассмотрении и оценке заявок, становится страна происхождения товара. Другими словами, больше шансов получить контракт у тех, кто производит, предлагает и закупает российскую продукцию или продукцию стран ЕАЭС.

В 2020 году указывать страну происхождения товара необходимо при совершении любой закупки товара (работ/услуг с одновременной поставкой товара): в извещении, документации, контракте, реестре контракта, приемочных документах, товарной накладной и прочих информационных документах это указание обязательно должно быть. Информацию о наличии страны происхождения товара на всех этапах закупки контролирует Казначейство РФ.

Главные особенности нацрежима в закупках по 44-ФЗ в вопросах и ответах 

  1. На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?
  2. Какие товары не попадают под нацрежим?
  3. Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?
  4. Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?
  5. Как работает правило «третий лишний»?
  6. В каких случаях запреты не действуют?
  7. Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?
  8. Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ? 
  9. Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара? 
  10. Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара. 
  11. Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях?
  12. Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму? 
  13. В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок? 

На основании каких нормативных документов действует нацрежим? На какие законы ссылаться?

Общий подход к требованиям национального режима содержит ст. 14 Закона о контрактной системе 44-ФЗ. Правительство РФ оставляет за собой право принимать решения, связанные с ограничением и запретом на допуск товаров иностранного производства, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Нацрежим носит отраслевой характер и регулируется специальными Постановлениями Правительства РФ. Их достаточно много и в данном случае именно они имеют решающее значение при осуществлении закупок.

Какие товары не попадают под нацрежим?

Список товаров, происходящих из иностранных государств, на закупку которых установлен запрет в условиях национального режима указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Данный нормативный акт содержит 125 товарных позиций, запрещенных для приобретения госзаказчиками. Топ списка остался прежним: нацрежим не распространяется на закупку товаров машиностроения, легкой промышленности, программного обеспечения, товаров для нужд обороны и безопасности, станкоинструментальной промышленности, систем хранения данных.

Где посмотреть условия допуска иностранных товаров к закупкам по нацрежиму? Есть ли какие-то ограничения?

Условие допуска иностранных товаров, работ и услуг содержит Приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.

Ограничения на поставку иностранных товаров действуют для отдельных позиций, среди которых медицинские изделия, лекарства, продукты, радиоэлектроника. В конце апреля появился новый нормативный документ — Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 617. Он содержит около 200 новых позиций, которые попали под ограничения.

Чем запреты в нацрежиме отличаются от ограничений?

Запреты носят абсолютный характер: есть товарные позиции, которые в случае происхождения из иностранных государств по общему правилу приобретать нельзя. Список таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Но есть и товарные позиции, на приобретение которых введены не запреты, а ограничения. Возможность провести такую закупку есть, но с учетом соблюдения определенных условий. Предусмотрены преференции для товаров из России, а также стран ЕАЭС, которые позволяют закупочной комиссии поставить заявкам более высокий балл и таким образом создать преимущества при участии в закупке, повысив тем самым их шансы победить.

Все ограничения, запреты и допуски носят точечный, отраслевой характер: конкретные товарные позиции указаны в соответствующем нормативном акте Правительства РФ.

Как работает правило «третий лишний»?

Согласно правилу «третий лишний» разрешается приобретать товары иностранного производства только в том случае, когда предложения на закупку прислали менее двух российских поставщиков. Причем это должны быть предложения от разных российских производителей или их представителей.

В каких случаях запреты не действуют?

Запреты на закупку товара иностранного производства не действуют в нескольких случаях:

  • Товар не производится на территории РФ. При этом закупка должна сопровождаться разрешением Минпромторга.
  • Стоимость одной единицы товара не превышает 100 тыс. руб., а общая стоимость единиц товара не превышает 1 млн руб.
  • Продукция определенного товарного знака, и только в том случае, если заказчику необходимо совместить новый товар с тем, который у него уже есть. Например, это может быть необходимость дополнить, расширить или модернизировать уже имеющееся и функционирующее оборудование. Исключение — закупка тракторов и пищевого оборудования.
  • Запасные части к иностранным товарам, оборудованию, которое уже использует заказчик: в соответствии с технической документацией он имеет право приобретать оригинальные комплектующие у производителя или того, кто способен их поставить.

Как узнать, что закупка проводится по нацрежиму?

Указание на такую закупку должно содержаться в документации заказчика: вся информация о национальном режиме прописывается в извещении о закупке, в документации, а также сам заказчик должен описать, как работают правила нацрежима. Участники же, в свою очередь, обязаны предоставлять документы и сведения, указанные в нормативных актах, подтверждающие страну происхождения товара. Это указание служит доказательством для заказчика, что товар соответствует всем заявленным требованиям по нацрежиму.

В условиях пандемии вступил в силу принцип срочной закупки у единственного поставщика. На основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе приобрести товар любого происхождения, если это необходимо для ликвидации последствий или предупреждения распространения коронавирусной инфекции. Исключение — запреты по национальному режиму: даже в этом случае их необходимо соблюдать!

Какие документы необходимо предоставить участнику закупки в заявке, чтобы подтвердить свое соответствие требованиям ст. 14 Закона № 44-ФЗ?

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик заранее, еще в документации, должен указать ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим. Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения;
  • акт экспертизы ТПП;
  • сертификат происхождения СТ-1;
  • копия специального инвестиционного контракта.

Другими словами, вид документа может варьироваться в зависимости от вида товара. Это регулируется документами правительства.

Применение Нацрежима
Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 44-ФЗ
Программа курса

Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?

При подаче заявки, как правило, факт того, что товар отечественного производства, лишь декларируется. Далее, в зависимости от требований нормативных актов по национальному режиму, если закупка попадает под соответствующие постановления, может потребоваться:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый ТПП; или
  • выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей; или
  • информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если такое предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.

Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.

Как соотнести утверждение об отсутствии у поставщика необходимости иметь на момент подачи заявки товар, предлагаемый к поставке, с необходимостью обязательно указывать в той же заявке страну происхождения товара? Это затруднительно без фактического наличия самого товара.

В настоящее время существует обязанность указывать страну происхождения товара в первой части заявки. При этом документы, подтверждающие информацию о стране происхождения, не требуются. По сути, нововведения не требуют иметь в наличии товар, но маневр в выборе поставляемого товара теперь ограничен.

Рассмотрим возможность замены страны происхождения товара на стадии исполнения контракта.

По мнению ФАС России, Законом № 44-ФЗ установлены однозначные запреты на изменение страны происхождения поставляемого товара в определенных случаях:

  • если участник получил преференции за то, что предложил товар определенной страны происхождения;
  • если применен нацрежим;
  • если указание страны происхождения повлияло на присвоение баллов при определении победителя;
  • если технические и функциональные характеристики предлагаемого товара другой страны происхождения хуже, чем характеристики, указанные в контракте.

Исходя из этого, заменить страну происхождения товара в иных случаях можно при исполнении контракта в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Однако стоит учесть вероятность, что заказчик откажется вносить изменения в контракт или принимать товар с иной страной происхождения товара, что приведет к риску расторжения контракта и РНП.

Можно ли при исполнении контракта на поставку медизделий заменить страну происхождения товара в следующих случаях:

  1. российский на иностранный. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  2. иностранный на российский. При этом в заявке победителя была часть товара российского, часть иностранного;
  3. иностранный на российский, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар иностранный;
  4. иностранный на российский, и наоборот (если заявка была единственная);
  5. российский на иностранный, но с улучшенными характеристиками. При этом в заявке победителя весь товар российский. Вторая заявка — весь товар российский, но другого производителя. Третья заявка — весь товар иностранный?

Есть ли на этот счет какие-либо разъяснения официальных органов?

Постановление № 102 регулирует закупки:

  • отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1,
  • медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2.

Указанным Постановлением предусмотрено следующее:

  • п. 3.1: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
  • п. 3.2: При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены в соответствии с установленными постановлением ограничениями заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и происходящих из иностранных государств (за исключением ЕАЭС), замена медицинского изделия на медицинское изделие, страной происхождения которого не является государство — член ЕАЭС или процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которого больше указанной в приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.2017 № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на соответствующий год, и замена производителя медицинского изделия не допускаются.
Применение Нацрежима
Национальный режим и преференции в госзакупках. Обучение для заказчиков и поставщиков по 223-ФЗ
Программа курса

Таким образом, в случае если были применены ограничения, предусмотренные Постановлением № 102, замена российского (ЕАЭС) товара на иностранный запрещена, равно как и замена производителя. В ситуации, описанной в вопросе №4, в случае если закупка была признана несостоявшейся в силу единственной заявки, указанные ограничения не действуют.

Что должен делать заказчик при закупке радиоэлектроники по нацрежиму?

Заказчику необходимо придерживаться следующего списка действий:

  • определить объект закупки и проверить его в перечне ПП №878;
  • если товар включен в реестр, то в закупочной документации установить ограничение на приобретение иностранной продукции;
  • если товара в реестре нет, составить обоснование невозможности соблюдения ограничения и подать заявку на приобретение иностранного товара — опубликовать обоснование в ЕИС вместе с извещением о закупках.

В каком случае заявку с иностранным товаром надо отклонить, если на рассмотрении несколько заявок?

Рассмотрим на примере. Подана заявка на закупку с условиями допуска товаров иностранного происхождения и еще две заявки с товарами из стран ЕАЭС, соответствующие требованиям: то есть заявки с разными товарами от разных производителей. В этом случае заказчик должен использовать правило «третий лишний» и отклонить заявку. Например, первая заявка содержит по большей части товар производства РФ, но 40% позиций из Китая. Вторая заявка содержит товары только российского производства. Третья заявка предлагает товары РФ и Беларуси. Ознакомившись с тремя заявками, заказчик отклоняет первую, так как в его распоряжении есть еще две с товарами, которые полностью соответствуют условиям национального режима.

    11 518 просмотров
Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков
Посмотреть программу
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!