Новый год принес много изменений в сфере нормативного регулирования госзакупок по Закону 44-ФЗ. Одни поправки можно условно назвать старыми – они давно предусмотрены в законе, но вступили в силу только сейчас, другие – это совершенно новые изменения, причем некоторые из них даже неожиданные
Читайте новый материал: «Что изменилось в сфере закупок в условиях пандемии»
1. Отложенные изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие положения Закона № 44-ФЗ, введение в силу которых было отсрочено.
ЕИС контролирует достоверность информации о закупках
Единая информационная система путем взаимодействия с иными информационными системами обеспечивает контроль за соответствием:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, — информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики закупок, — информации, содержащейся в планах закупок;
- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, — информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контракта.
Основание: п. 2 ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 114 Закона № 44-ФЗ.
Требования к обязательному общественному обсуждению закупок
Начинают действовать требования Закона № 44-ФЗ к обязательному общественному обсуждению закупок, согласно которым Правительством РФ устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок.
Кабинет министров, в свою очередь, установил это Постановлением от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Оно гласит, что обязательному общественному обсуждению подлежат закупки при начальной цене более 1 млрд. рублей.
До 2017 года этот вопрос регулировал Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2015 № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (теперь утратил силу).
Основание: ст. 20 Закона № 44-ФЗ.
Запрещается проводить закупки, отсутствующие в плане-графике
Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
До 2017 года государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок и оплачиваются в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств на основании п. 2 ст. 72 БК РФ.
Основание: ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ.
Название закупки должно выбираться по специальному каталогу
Наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Законом № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог должен быть размещен в ЕИС.
Основание: ч. 4, 5 ст. 23 Закона № 44-ФЗ.
В документации о закупке нужно указывать ее идентификационный код
Идентификационный код закупки должен быть указан:
- в извещении об осуществлении закупки;
- в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
- в реестре недобросовестных поставщиков;
- при формировании информации и документов для включения в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.
Основание: п. 3 ст. 42, п. 12 ч. 2 ст. 103, п. 5 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148.
В этом видеосовете эксперт по торгам Грузин С.В., автор вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года», расскажет как с 2017 года формируется идентификационный код закупок:
2. Совершенно новые изменения
С 1 января 2017 года вступают в силу следующие изменения в сфере закупок, внесенные как в сам Закон № 44-ФЗ, так и введенные постановлениями и распоряжениями кабинета министров.
Унитарные предприятия переводятся на Закон № 44-ФЗ
С 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия проводят закупки на основании требованиями Закона № 44-ФЗ, а не 223-ФЗ. Но есть 3 исключения.
Первыми двумя исключениями являются закупки на основании Положения о закупке по Закону № 223-ФЗ, принятым унитарным предприятием и размещенным до начала года в ЕИС:
- за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юрлицами, в том числе иностранными, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории России в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия (за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного с единственным поставщиком, который определен Президентом РФ или Правительством РФ).
Кроме того, на Закон № 44-ФЗ не переходят ФГУП, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ.
Основание: ч. 2.1. ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Расширен перечень товаров, работ и услуг, подлежащих нормированию
Правительство внесло изменения в свое постановление от 02.09.2015 № 927, в котором во исполнение ст. 19 Закона № 44-ФЗ («Нормирование в сфере закупок») содержатся требования к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Во-первых, согласно поправкам, требования распространяются также на ФГУПы.
Во-вторых, сам обязательный перечень нормируемых требований изложен в новой редакции, в которой, например, появились требования к услугам такси, аренде и лизингу легковых автомобилей.
Основание: Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 № 1270.
Вводится ряд типовых условий для госконтрактов с малым бизнесом
Разработаны типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса и социально ориентированных НКО.
В документе 2 раздела:
1) условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя).
В частности, он обязан:
- привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого бизнеса, социально ориентированных НКО в объеме не менее 5% от цены контракта;
- в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику: декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к указанным субъектам, а также копию договора, заключенного с субподрядчиком, соисполнителем;
- оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы, оказанные услуги, отдельные этапы в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, работы, услуги, отдельного этапа.
2) условие о правах поставщика (подрядчика, исполнителя). Оно всего одно, но жесткое: в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств по договору с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заменить субподрядчика, соисполнителя на другого.
Основание: Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466.
Мониторинг в сфере закупок проводится по правительственным правилам
Начинают действовать утвержденные правительством:
- правила осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
- требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, формируемого по результатам осуществления такого мониторинга.
В правилах сказано, что мониторинг обеспечивается Минэкономразвития РФ, осуществляется с использованием ЕИС и проводится на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации:
- об осуществлении закупок, в т.ч., о реализации планов закупок и планов-графиков, содержащейся в ЕИС;
- поступающей в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти;
- содержащейся в письмах и обращениях, поступающих в Минэкономразвития РФ от федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, граждан, организаций, в том числе общественных объединений, объединений юрлиц, включая результаты общественного контроля;
- о вступивших в законную силу судебных решениях и судебных актах, касающихся осуществления закупок;
- содержащейся в иных открытых источниках.
Основание: Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.
Подробнее о целях мониторинга в закупках смотрите в видеосовете нашего эксперта Грузина С.В., автора вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года».
Граждане направляются на лечение за рубеж заключением прямого контракта с иностранной клиникой
Закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории РФ в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.
Названные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 11.11.2013 № 1011 «Об утверждении Правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
Основание: п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Введена значимость критериев оценки заявок по строительству особо опасных и сложных объектов
Правила оценки заявок (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085), а именно, позиция 3 (Отдельные виды товаров, работ, услуг) дополнена субпозицией следующего содержания: выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:
- минимальная значимость стоимостных критериев – 80%;
- максимальная значимость нестоимостных критериев — 20%.
Основание: Постановление Правительства РФ от 14.11.2016 № 1184 (действует с 25.11.2016).
Появилась шестая электронная площадка
Российский аукционный дом (www.auction-house.ru) стал шестой электронной площадкой, на которой возможно проведение аукционов в электронной форме по Закону № 44-ФЗ.
Основание: Распоряжения Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р, от 04.12.2015 № 2488-р.