Подготовка заявки на участие в тендере с учетом ГОСТов

С применением ГОСТов при описании объекта закупки в документации заказчика и в заявке поставщика связано немало вопросов и споров. Разберемся, как на самом деле правильно применять ГОСТы и подготовить заявку с учетом такого стандарта

ГОСТ в документации заказчика

С 1 июля 2016 года в Закон № 44-ФЗ внесли изменения, направленные на то, чтобы применение ГОСТов и техрегламентов при госзакупках стало общим правилом. Заметьте — именно общим правилом, а не прямой обязанностью.

Что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках читайте в статье «Применение ГОСТ и заявки на участие в государственных и муниципальных торгах».

Дело в том, что согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, с одной стороны, должны использовать ГОСТы при описании объекта закупки, в то время как раньше такой обязанности на них не возлагалось. C другой стороны, в этом пункте так же как и прежде говорится, что если заказчик не пользуется ГОСТами и техрегламентами, то он должен обосновать необходимость использования других показателей. Выходит, что возможность обойтись без ГОСТа при описании объекта закупки у заказчиков как была, так и осталась.

Судите сами, вот сравнение старой и новой редакций п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Старая редакция Новая редакция
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Сказанное подтверждается и в комментариях Минэкономразвития России. Так, по мнению Департамента развития контрактной системы министерства, из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ по-прежнему следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.

Заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей.

По мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3517).

Готовим заявку на участие в тендере с учетом ГОСТов
На вебинаре разберемся с алгоритмом подачи заявки на участие в тендере
Смотреть

В другом письме Департамент добавляет, что указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Но тут же делает оговорку: учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы: ссылаться на ГОСТ заказчик:

а) не обязан;

б) вправе;

в) ему это рекомендуется делать;

г) ограничиться только данной ссылкой ему все же нельзя, и наряду с ссылкой на стандарт нужно указывать конкретные параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.

ГОСТ в содержании заявки

Содержание заявки в отношении ГОСТа зависит то того, как в документации о закупке при описании объекта закупки использован ГОСТ. Варианты возможны разные, и по многим из них существуют разъяснения Минэкономразвития России и практика применения с участием ФАС России.

1. Если заказчик указал на конкретный ГОСТ, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в документации.

Если заказчик в документации об электронном аукционе указал параметры, соответствующие определенному ГОСТу, то участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, который он предполагает поставить (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Пример

Участник пожаловался на то, что в техническом задании заказчик установил избыточные требования к составу воды, потребовав, чтобы ее технические и химические показатели были следующими: должны отсутствовать пленки нефтепродуктов, жиров, масел; отсутствовать окрашивающие примеси; максимально допустимое содержание растворимых солей не должно превышать 5000 мг/л, ионов S04-2 — не более 2700 мг/л, С1-1 — максимум 1200 мг/л, взвешенных частиц — до 200 мг/л, окисляемость воды — не более 15 мг/л, водородный показатель (рН) - от 3 до 12,5 и мн. др.

Управление ФАС пришло к выводу, что такие требования могли ввести участников аукциона в заблуждение, так как подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, механических свойств из которых состоит товар, ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Однако суды не согласились с УФАС и признали действия заказчика обоснованными. Они решили, что требования закона к содержанию документации об аукционе соблюдены, поскольку в ней указана обязанность участника закупки выполнять требования ГОСТов. При этом Государственные Стандарты Российской Федерации всегда содержат перечень нормативных документов, список сопряженных ГОСТов и СНиПов, документация которых также применяется в определенном ГОСТе и заказчик не требовал от участников закупки указывать конкретный номер того или иного ГОСТа, если указание на него отсутствует в документации, а просил, чтобы товар (материал), в принципе, соответствовал ГОСТу, регламентирующему определенный вид товара (материала).

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

При составлении требований к техническим и функциональным характеристикам товаров, заказчик руководствовался требованиями, указанными в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, и использовал исключительно техрегламенты, стандарты (ГОСТ) и технические условия, регламентирующие строительные материалы. То есть, исходя из требований аукционной документации, участники закупки должны указать показатели материалов в соответствии с требованиями ГОСТ, а именно: указать в пределах, указанных в аукционной документации (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2016 № Ф08-1656/2016).

2. Если заказчик в документации сослался на определенный ГОСТ с диапазоном значений, то нужно учитывать, что нормы ст. 33 и 66 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливают обязанность участника закупки указывать в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией). При этом положениями Закона № 44-ФЗ не установлено изъятий из вышеуказанных норм, в том числе в случае, если ГОСТ предусматривает не конкретный показатель, а диапазон (допуск) (письмо Минэкономразвития России от 10.03.2015 № Д28и-441).

Однако в другом письме министерство пишет обратное: если заказчиком в аукционной документации установлено требование к товару в виде диапазона значений, то заказчик не вправе отклонить на основании п. 2 ч. 4 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первую часть заявки на участие в электронном аукционе, содержащую конкретный числовой показатель товара или диапазон значений с допустимыми отклонениями, установленными ГОСТ или ТУ, входящий в диапазон значений показателя товара, установленный в аукционной документации (письмо Минэкономразвития России от 28.05.2015 № Д28и-1564).

Именно эта позиция подтверждается на практике. Причем с ней согласны и в ФАС, о есть, служба полагает, что если в ГОСТ указан диапазон значений, то и в заявке не требуется указывать конкретные показатели, а нужно лишь попасть в указанный диапазон.

Пример

Участник, которому отказали в допуске к участию в электронном аукционе по основанию отсутствия конкретных характеристик материалов: щебень фракции 10 — 70 мм, гравий фракции 10 — 70 мм, подал жалобу со ссылкой на то, что составил заявку согласно требований ГОСТ 8267-93, как того требовал заказчик.

Управление установило, что согласно данному ГОСТу щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.

Таким образом, щебень и гравий согласно указанного ГОСТ указываются в диапазонном значении.

В заявке участника также содержатся характеристики в щебня и гравия в диапазонном значении, что подтверждается представленными участником письмами организаций, имеющих возможность поставить щебень и гравий фракции 10 — 70 мм, а также результатами определения физико-механических свойств щебня строительной лаборатории, согласно которым показатели, характеризующие фракции щебня и гравия не могут быть конкретными.

Таким образом, заявка соответствовала требованиям ГОСТ 8267-93 и документации об аукционе (Решение Иркутского УФАС России от 19.09.2016 № 625).

3. Если в документации нет указания на конкретный ГОСТ, при этом в заявке приведены конкретные показатели товара, не соответствующие определенному ГОСТ, но соответствующие значениям документации об аукционе, то такому участнику не может быть отказано в допуске к участию в аукционе по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 10.02.2016 № Д28и-249).

Об этом же написано в Обзоре практики ФАС: действия заказчика, установившего в документации об аукционе, конкурсной документации требования о соответствии товара ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, нарушают п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. (апрель 2016 года) // СПС КонсультантПлюс. 2016).

Пример

Участник, заявку которого отклонили, подал жалобу, так как, по его мнению, аукционная комиссия нарушила требования Закона № 44-ФЗ, отклоняя заявку, полностью соответствующую требованиям технического задания аукционной документации.

УФАС установило, что в техническом задании заказчиком установлено требование выполнения работ с материалами, полностью соответствующих «требованиям ГОСТ». При этом аукционная документация не содержит конкретного указания на реквизиты таких нормативных документов по спорным пунктам техзадания (тогда как по некоторым иным пунктам техзадания соответствующие значения используемых ГОСТ имеются).

Таким образом, в рассматриваемом случае руководствоваться конкретным ГОСТ, указанным впоследствии представителем заказчика (ГОСТ 6402-70, ГОСТ 18288-87), участникам закупки не представляется возможным (Решение Кемеровского УФАС России от 25.05.2015 № 08/5205 по делу № 168/З-2015).

Сомневаетесь — уточните

Минэкономразвития России напоминает, что положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник электронного аукциона вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации в части указания конкретных характеристик, ГОСТов до направления согласия участника такого аукциона на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (письмо от 04.10.2016 № Д28и-2705).

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

Пример

Вот наглядный пример из недавнего решения ФАС:

«Согласно разъяснению положений документации об Аукционе от 20.12.2016 размещенному в ЕИС: «Уважаемый Заказчик! Поясните, пожалуйста, в чем измеряются (какая единица измерения) в пункте 3 «Труба напорная из полиэтилена (ГОСТ 18599-2001)» ОТВЕТ: В соответствии с ГОСТ 18599-2001 «длина трубы» измеряется в «метрах». Вместе с тем, согласно ГОСТ 18599-2001 показатель «длина трубы» измеряется в «миллиметрах».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС пришла к выводу о том, что требования к содержанию заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержат положений, определяющих в соответствии с какими именно нормативными документами необходимо указывать единицы измерения (Решение ФАС России от 27.12.2016 по делу № К-2069/16).

24 283
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее