Как ответить на требование при камеральных проверках декларации по НДС

13 апреля 2017 67 817

С этого года отвечать на требования налоговых органов можно только в электронной форме. Также принят новый формат направления пояснений к декларации по НДС. В статье вы найдете инструкцию по ответу на требования, а также узнаете, какие есть нюансы при ответе на разные виды требований.

Инструкция по ответу на требование налоговой по декларации по НДС

Вы получили требование от налоговой инспекции предоставить пояснения по декларации. Каковы ваши дальнейшие действия:

Шаг 1. Вы должны отправить квитанцию о получении в течении 6 дней со дня получения (п.5.1. ст. 23 НК РФ). Если в отведенный срок вы это не сделали, то инспекторы вправе в течение 10 дней по истечении срока передачи квитанций принять решение о приостановлении операций по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Шаг 2. Проверить по какой форме направить пояснение. Представить электронные пояснения компания должна, если инспекторы запросили их на основании п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения и иные требования компания вправе направить на бумаге, если сдавала бумажную декларацию.

Шаг 3. Выяснить, какие расхождения надо пояснить. Для этого налоговики в своем требовании указывают на допущенные плательщиком ошибки, используя специальную кодировку. Например, по контрольным соотношениям, отсутствующим в книге продаж счетам-фактурам, расхождениям в книге покупок и т.д. Для этого налоговики в своем требовании используют специальную кодировку.

  • Код ошибки 1 означает, что: в налоговой декларации контрагента отсутствует запись об операции; контрагент не отчитался по налогу на добавленную стоимость за аналогичный период; в налоговой декларации контрагента приведены нулевые показатели; ошибки, допущенные в отчете, не дают возможности идентифицировать счет-фактуру и сопоставить ее с данными декларации контрагента.
  • Код ошибки 2 означает, что данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» и разделом 9 «Сведения из книги продаж» налоговой декларации за отчетный период имеют расхождения. Это может случиться, если к вычету была принята сумма налога по авансовым счетам-фактурам, исчисленным ранее. В этом случае необходимы пояснения по авансам.
  • Код ошибки 3 означает, что данные по операциям между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган, не соответствуют друг другу. Это может произойти, например, при занесении в декларацию сведений о посреднических операциях.
  • Код ошибки 4 указывает на допущенную ошибку в любой графе декларации (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).

Шаг 4. Подготовить и отправить пояснения.

Ошибок нет. Чтобы пояснить, что ошибок нет, не изменяйте сведения в форме. Так компания сообщит, что в счете фактуре и декларации всё верно.

Ошибки есть, но компания не занизила налог. Уточните неверные реквизиты в пояснениях без подачи уточненной декларации. Типичные ошибки: неверный код операции; некорректные реквизиты; разная стоимость товара.

Ошибка есть и налог занижен. Отвечать на требование не нужно. Внесите исправления в книги покупок и продаж и подавайте уточненную декларацию.

Нет счета-фактуры. Поставщик должен заполнить отдельные таблицы (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@).

Расхождения есть внутри декларации. Заполняется отдельная таблица (новая форма декларации, утв. приказом ФНС России от 20.12.2016 № ММВ-7-3/696@). Про новую декларацию предлагаем подробнее узнать из записи вебинара «НДС: новая редакция декларации, налог на Google».

Внимание! Пояснения или уточнённая налоговая декларация представляются в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования. Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе в соответствии с п. 4 ст. 88 НК РФ дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

Как сложилось на практике: Практически никто не получает код ошибки 3. До настоящего момента в ФНС не проявляли должного контроля в части проверки нестыковки счетов-фактур, когда происходит приобретение и реализация через посредников. С этого года контроль будет ужесточён. Внесли все поправки во внутренние регламенты, отработано программное обеспечение, и теперь налоговики будут более сурово и тщательно проверять, если идет реализация ТРУ через посредников.

Как писать пояснения при ответе на требования налоговой

Пояснения по НДС к декларации налогоплательщик имеет право представить в свободной форме. Хотя чиновники предусмотрительно разработали образец пояснений по НДС, которым, при желании, можно воспользоваться. Этот документ представляет собой несколько таблиц, в которых можно указать учетные данные и реквизиты документов, а также объяснить причины расхождений. Каждая таблица посвящена отдельному поводу. К примеру, есть пояснения высокого удельного веса НДС. Прежде, чем заполнять документ, к нему необходимо написать вводную записку. В ней указывается кем и за какой налоговый период дан ответ на пояснения налоговой по НДС, а также приводится количество листов документа и номер корректировки.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Пройдите обучение и подтвердите своё соответствие профстандарту «Бухгалтер»

Пример заполнения пояснения по контрольным соотношениям

Если у вас нарушение контрольного соотношения, то вы укажете номер контрольного соотношения и дадите пояснения. В пояснении не превышайте предел 1000 знаков.

Номер КС

Пояснение расхождений по КС

1

1.27*

Расхождение между показателями графы 5 строки 110 раздела 3 и строки 260 раздела 9 обусловлено погрешностью округления.

Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, то будет необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию.

Пояснения по сведениям, не включенным в книгу продаж

Т.е. отсутствия в разделе 9 регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации.

Случай 1. Сделка подтверждается, т.е. счет-фактура в декларации продавца отсутствует. Пояснения не представляются, необходимо подать уточненную декларацию.

Случай 2. Сделка не подтверждается, т.е. этот счет-фактуру продавец покупателю не выставлял.

Уточненная декларация по НДС

Первое правило. Прежде чем её подавать нужно скорректировать книги покупок, книги продаж, журналов. Всё зависит от того, что это за операция.

Втрое правило. Вы должны в обязательном порядке сдать все те разделы, которые были в первоначальной декларации, даже если вы в них не вносите никакие изменения. Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в том периоде, за который вы будете сдавать «уточненку». Если сейчас действует новая форма декларации, то уточненку сдаем по старой.

При сдаче уточненной декларации пояснения подавать не нужно.

Ошибки. В приложениях к разделу 8 и 9 и разделах 10, 11, 12 есть строка «Признак актуальности ранее предоставленных сведений» со значением 001. Это необходимо для того, чтобы машина, которая обрабатывает данные, понимала, какие сведения к ней поступили. Если вы поставите 1 — это значит, что вы можете сдать 8 и 9 раздел без записей по всем счетам-фактурам, с прочерками. Тем самым вы говорите, что никаких изменений в этот раздел не вносите. Если вы поставите 0, то вы даете сигнал машине, что в этом разделе — это всё новое. Таким образом правило следующее: сдаете первичную декларацию — ставите 0, сдаете корректировку — 1 (если ошибка в счетах-фактурах, то 8 раздел с признаком 1).

Если вы вносите изменение уже после сдачи отчетности за 2015 или 2016 год, то вы должны как в книге покупок, так и в книге продаж сформировать доп.лист. В нём уже вы будете убирать, т.е. аннулировать записи по счетам-фактурам, которые вы снимаете и вписывать те счета-фактуры, которые вам нужно будет внести в книгу покупок или книгу продаж. Для того, чтобы вам не повторять 8 и 9 разделы и были предусмотрены приложения 1 к 8 и 9 разделам — это вся информация из доп.листов.

Подписка Контур.Школы

Корпоративное обучение сотрудников под цели и задачи бизнеса

Подробнее
Подписка Контур.Школы

Корпоративное обучение сотрудников под цели и задачи бизнеса

Подробнее
Получайте рассылку новостей, полезных материалов и приглашений на занятия Подписка на дайджест статей
Подписаться
Вы уже подписаны на рассылку. Если вы не получаете рассылку, обратитесь к инструкции
На адрес отправлено письмо для подтверждения подписки. Если вы не получили письмо, обратитесь к инструкции
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

Другие статьи

Все статьи