8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков

Школа электронных торгов, 17 апреля 2017

Компании, прежде чем участвовать в госзакупке, надо провести ряд анализов, и решить для себя: какая сфера нужна, какая отрасль, какие заказчики интересны и т.д. В статье мы обсудим, как правильно анализировать заказчика, как по документации сделать вывод - коррумпированный тендер или нет, на какие моменты в контракте необходимо сразу обратить внимание и другое. Прокомментировать мы попросили Олега Бирулю, эксперта по тендерам и нашего лектора.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Результатом анализа является статистика, как основное информационное звено в цепи принятий стратегических решений. Что может статистика может нам показать? Состояние какой либо ситуации, динамику развития или спада отрасли и бизнес процессы, которые происходят на данный момент или происходили раньше.

Сразу возникает вопрос у поставщиков, где взять эту статистику? На основании чего провести анализ? К 2015 году сформировалось более 90% субъектов гос закупок, таких как, нормирование, обоснование, планирование закупок, информационное обеспечение закупок, проведение торгов. Сформировался  такой институт, как общественное обсуждение крупных закупок, сформировался контроль закупок, алгоритм контроля закупок, мониторинг закупок, аудит закупок и профессиональная подготовка в сфере закупок. Все эти институты позволят правильно провести анализ, который необходим, получить ту статистику, которая необходима для эффективного участия в госторгах.

Комментирует О.Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: «Общая статистика у нас есть на сегодняшний день такова: во-первых, в рамках гос закупок у нас размещено извещений на сумму 6.6 триллионов рублей. Если сравнить эту сумму с 2012 годом — через гос закупки было потрачено 5,3 триллионов рублей. Во-вторых, за 4 года более чем на 15% вырос объем гос закупок и самое интересное что этот объем будет и дальше расти. Итак, размещено контрактов на 6.6 триллионов рублей и на 5.3 триллионов рублей заключено контрактов. Мы видим реальную экономию больше одного триллиона рублей. По этим цифрам можно понять насколько для страны выгодны гос закупки — за несколько лет количество поставщиков выросло практически в 2 раза. Кроме того,  гос закупки составляют у нас 10% в структуре ВВП.

На официальном сайте гос закупок в 2015 году было размещено более 3 миллионов извещений. В сравнении с 2014 годом количество извещений выросло на 10,4%. В 2015 году было расторгнуто чуть менее полумиллионов контрактов на сумму более 1 триллиона рублей, соответственно это на 34 % и на 31 % превышает показатели 2014 года, то есть, гос заказчики стали более внимательно относиться к выполнению контракта.

Все мы прекрасно помним, как в рамках Закона 294-ФЗ у заказчиков не было механизма расторжения контракта, и им приходилось закрывать глаза на многие не правомерные действия поставщиков, например, некачественное выполнение гос контрактов или принимать товар, который не соответствует тех заданию. Сейчас ситуация другая: заказчики получили механизм расторжения. Все это прописано в законе 44-ФЗ. Теперь заказчики без проблем расторгают контракты, если их что то не устраивает при выполнении. На эту цифру стоит обратить внимание тем компаниям, которые считают, что можно прийти в госзаказ и поставить некачественный товар, чтобы «сорвать» денег. Теперь ситуация меняется.

Интересная статистика по поводу неустоек — увеличился в 3 раза размер, начисленный на поставщиков за неисполнение или не надлежащее исполнение контракта. Это говорит о том, что заказчик, имея определенный механизм, может расторгнуть контракт, начислить неустойку или пеню и с успехом этим пользуется — Закон 44-ФЗ позволяет ему это делать. Это опять же очередной звоночек тем компаниям, которые пришли в гос заказ просто «сорвать» денег».

Анализ заказчика

С чего начинать проводить статистику по заказчику:

1) Проанализировать историю закупочной деятельности конкретного заказчика:

  • посмотреть план-график — это поможет понять какие закупки он проводил, какие будет проводить, соответственно, их проанализировать,
  • определить повторяются ли предметы контракта из в года в года, на основании этого в дальнейшем можно понять, будет ли у заказчика какая то потребность в тех или иных товарах,
  • какая разница в начальной максимальной цене контракта повторяющихся товаров.

Если вы видите, что снижения никакого нет, или оно минимально, это должно натолкнуть вас на мысль, что заказчику конкуренция не нужна, он выстраивает свои тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и без снижения выиграл этот тендер. Поэтому тратить время не стоит на такого заказчика.

2) Разобрать ход торгов по конкретной интересующей вас тематике. Посмотреть какое снижение, кто отклонялся и за что, если это тендер — посмотреть его вид.

3) Посмотреть, кто из поставщиков участвовал — это поможет определить, кто будет потенциальный конкурент, можно посмотреть географию поставщиков: из какого они региона.

 

Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: «Я на своих вебинарах рассказываю про Якутию. Там в основном участвуют местные поставщики и, соответственно, конкуренция достаточно низкая. Но, несмотря на это, я не рекомендую поставщикам тут же идти участвовать в госторгах в этот регион: огромные сложности с логистикой, с компетенцией самих заказчиков (чем дальше от Москвы, тем меньше соблюдается законодательство в рамках гос закупок).»

3) Следующий критерий, который следует анализировать — это количество участников закупки.

4) Анализ модели нарушений.

  • не качественное заполнение документов. Например, код ОКПД не имеет достаточной детализации или код ОКПД предмета контракта не совпадает с единицами измерения этого контракта. Или еще — отсутствует или есть ошибки в написании ИНН или КПП, отсутствует телефон и имя человека, который отвечает за конкретную закупку, отсутствует регион поставки товара или размытое место доставки. Это приводит к тому, что поставщик не может четко прочитать логистику и войти с конкурентной ценой. Такое нарушение может указывать на коррумпированность заказчика.
  • нарушение конкуренции. Например, указан маленький срок исполнения работ, например, необходимо создать проект крупного здания за 5 дней. За такой срок сделать это могут не все компании. Это однозначно нарушение конкуренции, делается для того чтобы выиграл свой поставщик.
  • завышение цен. Завышается стоимость единицы товара.

Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: «Заказчик для того, чтобы сформировать максимальную начальную цену контракта, отправляет запрос трем дружественным структурам, они присылают свои коммерческие предложения. И порой смотришь, а эти коммерческие предложения одинаковые. Такое встречается очень часто. Меняются только названия компаний и печать. Таким образом, получая 3 большие цены, заказчик вывешивает тендер с большой, завышенной начальной ценой контракта. Плюс, звоночком, дающим понимание, что цена завышенная, будет постоянное снижение цен в процедурах контракта. И еще, я столкнулся с тем, что если заказчик постоянно увеличивает цену контракта на 10% после победы, то это тоже может наталкивать поставщиков на определенные мысли.»

Анализ по количеству жалоб в ФАС и арбитражным делам

Сколько подано жалоб на заказчика — это тоже можно проанализировать. Это открытая информация, она находится в единой информационной системе. Если каждый тендер сопровождается огромным количеством жалоб, тендеры постоянно отменяются федеральной антимонопольной службой или вносятся изменения, жалобы продолжаются — есть смысл сделать вывод из этого: стоит ли идти к такому государственному заказчику.

Кроме всего прочего, нужно очень внимательно смотреть не только на количество жалоб, но и на то, обоснованные они или нет. Если жалобы почти все признаны обоснованными, значит у заказчика действительно имеется огромное количество нарушений. Другое дело, если эти жалобы признаны необоснованными.

Еще можно анализировать выдано ли по результатам рассмотрения предписание по этим жалобам. С одной стороны — это может означать, что к заказчику не стоит идти, а с другой — может говорить о том, что он и так уже находится под лупой ФАС. И это как раз может быть поводом для честного, не коррумпированного тендера.

Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: «Мы можем анализировать заказчика по еще одному пункту — по техническому заданию. Такое задание призвано ориентировать поставщика на поставку товара, выполнение услуги, удовлетворяющей желаниям заказчика. Сейчас ТЗ стало именно тем оружием, которое использует государственный заказчик, для того, чтобы ограничить конкуренцию. А на самом деле, техническое задание должно не воевать с конкурентами, а необходимо для того, чтобы поставщику понимать что поставить, а заказчику для того, чтобы понимать, что ему нужно. Следовательно по ТЗ сразу можно понять насколько коррумпирован тот или иной тендер.

Как у нас чаще всего заказчики пытаются ограничить конкуренцию с помощью ТЗ? Это может быть тысячестраничный толмут с расплывчатыми и непонятными требованиями. Кроме того, может включаться продукция, подлежащая лицензированию и не подлежащая лицензированию. Нереальные сроки поставок, требования по предоставлению документов в составе заявок, предоставление которых возможно при поставке продукции. И то, что очень часто встречается, это установление требований к продукции, характерных только для одного производителя. При этом, заказчики не стесняются и пишут у нас и название бренда и характеристики подгоняют под конкретный бренд. Это говорит о том, что заказчик коррумпирован. У меня, за 10  лет опыта в государственных торгах, глаз очень сильно наметан, и я по ТЗ уже вижу насколько заказчику интересна конкуренция, насколько он заинтересован в том, чтобы к нему пришло большее количество поставщиков или исполнителей. И порой одного взгляда понятно, что нет, в этом тендере участвовать не стоит». 

Анализ документации заказчика 

Документация тоже может говорить о каких-либо признаках коррумпированности.

Во-первых, не должно быть лишних требований. Это самый главный и самый видимый признак коррумпированности. Какие могут быть излишние требования? Паспортные данные, сведения о месте жительства для физических лиц, сведения о номерах контактных телефонов, требования о копиях всех страниц паспорта физических лиц.

Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»:  «Кроме того, может быть лишнее требование — предоставить оригинальные документы о полномочиях лица, подписавшего заявку. То есть, не копия доверенности, а оригинал. Либо приказ об избрании на должность. Сами понимаете, зачем просить такой приказ именно в оригинале. Через меня за года прошло десятки тысяч тендеров и с какими только тендерами я не сталкивался. Ну, например, справки должны быть только со свежей датой и не позднее недели. Требования о подписании заявки ЭЦП, полученными только в определенном удостоверяющем центре. Лишние требования к финансовой устойчивости участника, к репутации, требования предоставить документы, которых просто-напросто не существует в природе. Если вы видите подобные требования в документации, то вы можете писать жалобы в ФАС или же просто пропустить этот тендер».

Во-вторых, невозможность подать запрос на разъяснение. Тендер проводится быстро, например, за 2 дня и у поставщика просто нет возможности что-либо выяснить.

В-третьих, неработающие контактные телефоны в документации. Это практикуется очень часто — звонишь на телефон, но никто не отвечает. А контакт указан именно как технический специалист, который может дать разъяснения по технической части.

Комментирует О. Бируля: «Еще одна часто встречающаяся ситуация, когда необходимо получить пропуск для того, чтобы, например, сдать заявку.  Я очень часто сталкивался с ситуацией, когда пытаешься получить пропуск, а заявка висит 2 или 3 дня и указано что пропуск заказывается за сутки. Такая сложная процедура попадания на предприятие для того, чтобы подать заявку, может указывать на то, что заказчик не очень заинтересован в том, чтобы вы подали свою заявку. Я не утверждаю что подобные требования — это точный признак коррумпированности, но это повод задуматься».

Анализ контракта заказчика

В контракте заказчика можно проанализировать:

1) Сроки оплаты. Если вы сталкиваетесь с тем, что оплата в конце года, а тендер проходит в январе или феврале, это говорит о том, что заказчику конкуренция не нужна. Мало кто будет целый год ждать деньги.

2) Штрафные санкции. У заказчика штрафные санкции прописаны минимально, а у поставщика штрафные санкции прописаны 5 %, 10% или 20%. Это часто встречается в 223 — ФЗ. Это тоже может быть звоночком и на это тоже стоит обратить внимание.

3) Условия расторжения контракта. Они могут быть указаны, а могут быть не указаны. В 223 — ФЗ на это очень внимательно нужно смотреть. В контракте могут быть размыты сроки поставки и непонятно, когда доставлять. К примеру, доставка через сутки с момента заявки заказчика и не совсем понятно как это выполнять, в какие сроки. На подобные моменты поставщикам тоже стоит обратить внимание. Иногда заказчик требует личного присутствия поставщика на приемке товара. Невыполнение этого может являться причиной расторжения контракта. Имеет смысл на это обратить внимание и решить для себя, стоит ли принимать участие в таком тендере.

Анализ способов закупки заказчиков

1) Часто бывает, что заказчики, особенно в рамках 223 — ФЗ, пытаются через способы закупки ограничить конкуренцию. Некоторые крупные корпорации и организации любят провести в начале года квалификационный отбор, причем в январе, после праздников и за 2 дня. И дальше проводить все тендеры в течении года, только с теми организациями, которые прошли квалификационный отбор — получается 2-3 компании. В документации указывается, что участие могут принять только организации, прошедшие квалификационный отбор. Вот так в рамках закона и происходит ограничение конкуренции.

2) Следующий анализ. Заказчик проводит закупку только у одного поставщика. Некоторые компании проводят более 50% своих закупок у одного поставщика. Аукцион проходит только в бумажной форме. Так как интернет аукцион позволяет участникам в любой точке земного шара подавать заявки, принимать участие, «играть» в электронный аукцион, подписывать контракт, все это удобно, но заказчики проводят не электронные аукционы, а бумажные и требуют обязательное присутствие поставщика при проведении аукциона. Это тоже может наталкивать на определенные мысли о коррумпированности. 

Анализ открытых внутренних документов заказчика

В рамках контрактной федеральной системы по 223 — ФЗ много документов, которые открыты для мониторинга. На их основании можно сделать определенные выводы о работе государственного заказчика, о его коррумпированности, о его желании вести тендер в конкурентной среде.

Документы, которые открыты для поставщика:

  • документ о создании и регламентации работы комиссии по осуществлению закупок. Он необходим для того, чтобы понимать, как работает комиссия, может ли она запрашивать у поставщиков какие-либо дополнительные документы. Иногда в регламенте прописано, что комиссия может принимать какие-то решения, которые могут вам помочь эффективно поучаствовать в тендере.
  • оложение о закупках, первый документ с которым сразу же нужно ознакомиться в рамках 223 — ФЗ по каждому заказчику.
  • утвержденный план закупок и план-график закупок, если речь идет о 44-ФЗ.
  • Перечни закупок у СМП.
  • Реестр контактов.
  • Информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе.
  • Отчеты заказчиков,  предусмотренные законом № 44-ФЗ, их надо читать, чтобы понимать как происходит закупка у государственного заказчика.
  • Законность внесения изменений в контракт.
  • Наличие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Напоминаю, что в рамках 44-ФЗ экспертиза обязательна и у заказчика должны быть все документы о проведении этой экспертизы. Эти документы необходимо анализировать, чтобы решить вести ли работу с этим государственным заказчиком.

Итак, мы рассмотрели почти все возможности, которые есть для анализа заказчика, все документы, по которым можно проанализировать заказчика, также рассмотрели способы анализа заказчика по его нарушениям. Теперь у вас есть вся информация, проанализировав которую, можно эффективно участвовать в торгах. 

Зарегистрируйтесь на курс профессиональной переподготовки «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов»  для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

    153 просмотра

Материалы по теме

Бесплатно для УЦ
Бесплатно для УЦ

Бесплатно для владельцев ЭП 2.0

Владельцам сертификатов электронной подписи 2.0 для закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ от СКБ Контур доступен базовый набор обучения от Школы электронных торгов.

В течение всего срока обслуживания — смотрите записи, задавайте вопросы экспертам и проверяйте знания.

Для доступа к вебинарам авторизуйтесь на сайте по сертификату ЭП 2.0

Майский Ю. А.
Бесплатно для УЦ
Бесплатно для УЦ

Бесплатно для владельцев ЭП 2.0

Владельцам сертификатов электронной подписи 2.0 для закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ от СКБ Контур доступен базовый набор обучения от Школы электронных торгов.

В течение всего срока обслуживания — смотрите записи, задавайте вопросы экспертам и проверяйте знания.

Для доступа к вебинарам авторизуйтесь на сайте по сертификату ЭП 2.0

Майский Ю. А.
Бесплатно для УЦ
Бесплатно для УЦ

Бесплатно для владельцев ЭП 2.0

Владельцам сертификатов электронной подписи 2.0 для закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ от СКБ Контур доступен базовый набор обучения от Школы электронных торгов.

В течение всего срока обслуживания — смотрите записи, задавайте вопросы экспертам и проверяйте знания.

Для доступа к вебинарам авторизуйтесь на сайте по сертификату ЭП 2.0

Бируля О. А.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!