Анализируем заказчиков или за какие контракты не стоит браться

В статье мы обсудим, как правильно проверить заказчика, как по документации сделать вывод - коррумпированный тендер или нет, на какие моменты в контракте необходимо сразу обратить внимание

Решение об участии в закупке всегда должно приниматься с учетом оценки заказчика. И здесь поможет статистика. Где же ее взять? На данный момент главным источником информации о заказчике может служить официальный сайт zakupki.gov.ru. Здесь в открытом доступе можно найти и планы закупок, и информацию о заключенных контрактах, и сведения о проверках, о жалобах. Помогут и поисковые системы, и сервисы быстрой проверки контрагентов. Следите за общественным обсуждением крупных закупок, за результатами контрольных мероприятий, не забывайте про мониторинг, аудит. Все это позволяет правильно провести анализ, получить статистику, которая необходима для эффективного участия в госторгах.

Анализ открытых внутренних документов заказчика

Многие документы заказчика открыты для мониторинга. На их основании можно сделать определенные выводы о работе государственного заказчика, о его коррумпированности, о его желании работать в конкурентной среде.

  • Документ о создании и регламенте работы комиссии по осуществлению закупок. Необходим для того, чтобы понимать, как работает комиссия, может ли она запрашивать у поставщиков какие-либо дополнительные документы. 
  • Положение о закупках, первый документ с которым сразу же нужно ознакомиться в рамках Закона № 223-ФЗ по каждому заказчику.
  • Утвержденный план закупок и план-график закупок, если речь идет о Законе № 44-ФЗ.
  • Перечни закупок у СМП.
  • Реестр контрактов.
  • Информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе.
  • Отчеты заказчиков,  предусмотренные Законом № 44-ФЗ. 
  • Законность внесения изменений в контракт.
  • Наличие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Напоминаем, что в рамках 44-ФЗ экспертиза обязательна и у заказчика должны быть все документы о проведении этой процедуры.

Анализ заказчика

Для чего анализировать заказчика? Возможно для того, чтобы семь раз подумать, и может быть даже не связываться… или наоборот, мобилизовать все ресурсы и победить. С чего начать:

1) Проанализировать историю закупочной деятельности конкретного заказчика.

  • посмотреть план-график. Это  поможет понять, какие закупки он проводил, какие будет проводить, соответственно, их проанализировать.
  • определить, повторяется ли предмет контракта из года в год. На основании этого можно понять, будет ли у заказчика потребность в тех товарах, которые вы предлагаете.
  • какова разница в начальной максимальной цене и цене заключенных контрактов повторяющихся товаров. Если вы видите, что снижения в торгах нет, или оно минимальное, это может означать, что заказчику конкуренция не нужна, он выстраивает свои тендеры таким образом, чтобы пришел один поставщик и без снижения выиграл этот тендер. Возможно, не стоит тратить время на такого заказчика. 

2) Разобрать ход торгов по конкретной тематике: посмотреть, какое снижение, кого отклоняли и за что, если это тендер — посмотреть его вид, чтобы быть готовым принять участие в такой закупке.

3) Посмотреть, кто из поставщиков участвовал — это поможет определить потенциальных конкурентов, можно посмотреть географию поставщиков, например, из какого они региона. Комментирует О. Бируля, автор вебинара «Как анализировать заказчиков, чтобы избежать рисков»: 

«Я много работаю с Якутией. Там в основном участвуют местные поставщики и, соответственно, конкуренция достаточно низкая. Но, несмотря на это, я не рекомендую поставщикам тут же идти участвовать в госторгах в этот регион: огромные сложности с логистикой, с компетенцией самих заказчиков. Чем дальше от Москвы, тем больше вероятность нарушения законодательства в сфере госзакупок

4) посмотреть количество участников в закупках заказчика. Хорошо, когда участников много - это говорит о конкуренции, о том, что есть смысл участвовать, если конечно, речь идет о высококонкурентных рынках.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Школе электронных торгов
Посмотреть расписание

5) Проанализировать нарушения:

  • некачественное заполнение документов. Например, код ОКПД не имеет достаточной детализации или код ОКПД предмета контракта не совпадает с единицами измерения этого контракта. Отсутствуют или указаны с ошибками ИНН или КПП. Не указаны телефон и имя человека, который отвечает за конкретную закупку, отсутствует регион поставки товара или «размытое» место доставки. В результате поставщик не может четко просчитать логистику и войти с конкурентной ценой. Такое нарушение может указывать на коррумпированность заказчика.
  • нарушение конкуренции. Например, указан нереально маленький срок исполнения работ: необходимо создать проект крупного здания за 5 дней. Это делается для того, чтобы выиграл свой поставщик.
  • завышение цен. Когда явно завышается стоимость товара, это признак того, что заказчик пытается ограничить круг поставщиков. При высокой НМЦК вырастают суммы, необходимые для обеспечений. Не каждый участник сможет позволить себе такие траты

Комментирует О. Бируля: «Заказчик, чтобы сформировать максимальную начальную цену контракта, отправляет запрос трем дружественным структурам, они присылают свои коммерческие предложения. И порой смотришь, а эти коммерческие предложения одинаковые. Меняются только названия компаний и печать. Таким образом, получив три большие цены, заказчик вывешивает тендер с завышенной начальной ценой контракта. И еще я столкнулся с тем, что заказчик постоянно увеличивает цену контракта на 10% при заключении контракта, это тоже может вызвать подозрения в недобросовестности заказчика».

6) Проанализировать, нарушал ли заказчик сроки оплаты по договорам. 

Анализ по количеству жалоб в ФАС и арбитражным делам

С чего начать:

  1. Проанализировать сколько подано жалоб на заказчика - информация открытая и находится в единой информационной системе. Если каждая закупка сопровождается огромным количеством жалоб, тендеры постоянно отменяются федеральной антимонопольной службой или в документацию вносятся изменения, а жалобы все равно продолжаются — нужно делать вывод, стоит ли участвовать в закупках такого государственного заказчика. Важно не только количество жалоб, но и то, обоснованные они или нет. Если жалобы почти все признаны обоснованными, значит у заказчика действительно имеется огромное количество нарушений.
  2. Проверить, выдавались ли предписания по результатам рассмотрения жалоб, ознакомиться с этими предписаниями. С одной стороны, это поможет сделать вывод, что к заказчику не стоит идти. Но с другой, может говорить о том, что заказчик находится под «лупой» ФАС, а значит, будет проводить честный, не коррумпированный тендер.

Анализ документации заказчика 

Можно начать анализ документации с техзадания

Комментирует О. Бируля: «Мы можем анализировать заказчика по техническому заданию. Этот документ призван ориентировать поставщика на поставку товара, выполнение услуги, удовлетворяющей потребностям заказчика. Сейчас ТЗ стало тем оружием, которое использует государственный заказчик, чтобы ограничить конкуренцию. А на самом деле, техническое задание должно не воевать с конкурентами, а помогать заказчику и поставщику понять, что на самом деле требуется заказчику. Как чаще всего заказчики пытаются ограничить конкуренцию с помощью ТЗ? Это может быть тысячестраничный документ с расплывчатыми и непонятными требованиями, может включаться в один лот продукция, подлежащая лицензированию и не подлежащая лицензированию, могут быть указаны нереальные сроки поставок и то, что очень часто встречается - установление требований, характерных только для одного производителя. При этом заказчики не стесняются, пишут и название бренда, и характеристики подгоняют под конкретный бренд. Это говорит о том, что заказчик либо абсолютно неграмотен, либо коррумпирован. По ТЗ видно, насколько заказчику интересна конкуренция, насколько он заинтересован в том, чтобы к нему пришло большее количество поставщиков или исполнителей. И порой одного взгляда достаточно, чтобы понять - нет, в этом тендере участвовать не стоит». 

Какие еще могут быть в документации признаки недобросовестного заказчика? 

Во-первых, требование предоставить паспортные данные, сведения о месте жительства для физических лиц, сведения о номерах контактных телефонов, требования о копиях всех страниц паспорта физических лиц — все это документы, которые не предусмотрены законом.

Комментирует О. Бируля «Кроме того, может быть лишнее требование — предоставить оригинальные документы о полномочиях лица, подписавшего заявку. То есть, не копия доверенности, а оригинал. Либо приказ об избрании на должность. Сами понимаете, зачем просить такой приказ именно в оригинале. Справки просят только со свежей датой и не позднее недели. Требования о подписании заявки ЭЦП, полученными только в определенном удостоверяющем центре. Лишние требования к финансовой устойчивости участника, к репутации, требования предоставить документы, которых просто не существует в природе. Если вы видите подобные требования в документации, то вы можете писать жалобы в ФАС или же просто пропустить этот тендер».

Во-вторых, невозможность подать запрос на разъяснение. Тендер проводится быстро, например, за 2 дня, и у поставщика нет возможности что-либо выяснить.

В-третьих, в документации указаны неработающие контактные телефоны. Это практикуется очень часто — на звонок никто не отвечает, но при этом в контактах указан специалист, который может дать разъяснения по технической части.

Комментирует О. Бируля: «Еще одна ситуация, когда необходимо получить пропуск для того, чтобы, например, подать заявку.  Вы пытаетесь получить пропуск, заявка висит 2 или 3 дня, при этом указано, что пропуск заказывается за сутки. Такая сложная процедура может указывать на то, что заказчик не заинтересован в том, чтобы вы подали свою заявку. Я не утверждаю, что подобные требования — это точный признак коррумпированности, но это повод задуматься».

Анализ контракта заказчика

В контракте заказчика можно проанализировать:

1) Штрафные санкции. Для заказчика штрафные санкции прописаны минимально, а для поставщика — по максимуму (часто встречается в закупках по Закону № 223-ФЗ). Это тоже может быть «звоночком», на который стоит обратить внимание.

2) Условия расторжения контракта. Они могут быть указаны, а могут быть не указаны. В любом случае на это нужно обращать внимание, особенно в закупках по 223-ФЗ. 

3) В контракте могут быть размыты сроки поставки. К примеру, формулировка «доставка через сутки с момента заявки заказчика». Иногда заказчик требует личного присутствия поставщика на приемке товара. Убедитесь, что вы понимаете, как выполнить это условие. Так как невыполнение любого условия может явиться причиной расторжения контракта. Имеет смысл на это обратить внимание и решить для себя, стоит ли принимать участие в таком тендере.

Анализ способов закупки заказчиков

1) Заказчики, особенно в рамках Закона № 223-ФЗ, пытаются через способы закупки ограничить конкуренцию. Каким образом? Например, компания в начале года проводит квалификационный отбор: в январе, сразу после праздников, за 2 дня. В документации указывает, что участие могут принять только организации, прошедшие этот отбор. Как правило, таких организаций не больше 2-3. В течение года проводят тендеры только с такими компаниями. Это ограничение конкуренции в рамках закона. 

2) Заказчик проводит аукцион только в бумажной форме (это касается закупок по Закону № 223-ФЗ). Интернет позволяет участникам в любой точке земного шара подавать заявки, принимать участие в электронном аукционе, подписывать контракт, но заказчик требует обязательного присутствия поставщика при проведении аукциона. Это тоже может наталкивать на определенные мысли о коррумпированности. Возможно, заказчик хочет провести закупку только у одного поставщика.

Комментирует О.Бируля: «Общая статистика на сегодняшний день такова: за 4 года в рамках госзакупок размещено извещений на сумму 6,6 трлн. рублей, заключено контрактов на 5,3 трлн. рублей. Более чем на 15% вырос объем госзакупок, и этот объем будет и дальше расти. Мы видим реальную экономию больше одного триллиона рублей. По этим цифрам можно понять, насколько для страны выгодны госзакупки. За несколько лет количество поставщиков выросло практически в 2 раза. На официальном сайте госзакупок в 2015 году было размещено более 3 млн. извещений. В сравнении с 2014 годом количество извещений выросло на 10,4%. В 2015 году было расторгнуто чуть менее полумиллиона контрактов на сумму более 1 трлн. рублей, что на треть превышает показатели 2014 года. Госзаказчики стали внимательнее относиться к выполнению контрактов поставщиками. Увеличился в 3 раза размер неустоек и штрафов, начисленных поставщикам за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта. Это говорит о том, что заказчик, имея определенный механизм, может расторгнуть контракт, начислить неустойку или пеню, и с успехом этим пользуется — Закон № 44-ФЗ позволяет ему это делать. Это «звоночек» недобросовестным компаниям».

В рамках Закона 94-ФЗ у заказчиков не было механизма расторжения контракта, и им приходилось закрывать глаза на многие неправомерные действия поставщиков, например, некачественное выполнение работ, или принимать товар, который не соответствует техническому заданию. Сейчас ситуация другая: заказчики получили механизм расторжения. Все это прописано в законе 44-ФЗ. Теперь заказчики расторгают контракты, если их что-то не устраивает при выполнении. На это стоит обратить внимание тем компаниям, которые считают, что можно прийти в госзаказ и поставить некачественный товар, чтобы «сорвать» денег. 

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Итак, мы рассмотрели почти все возможности, которые существуют для анализа заказчика, все документы, по которым можно его проанализировать. Используйте эту информацию, чтобы эффективно участвовать в торгах. Помните поговорку: "- Ты сильный, ты сможешь! - Я умный, я даже не возьмусь." Иногда выгоднее отказаться от участия в закупке, чтобы избежать потерь времени, финансов, репутации.

8 051