Как принять участие в закупке образовательных услуг и выиграть контракт

Для того, чтобы получить государственный или муниципальный подряд на оказание образовательных услуг, нужно не только предоставить заказчику лучшее предложение, но и соблюсти целый ряд формальностей, обусловленных законодательством о контрактной системе. В статье рассмотрим, как грамотно подготовиться к участию в такой закупке

Содержание

  1. Поиск и анализ информации о закупках
  2. Разъяснения закупочной документации
  3. Формирование и направление заявки
  4. Заявка на участие в конкурсе
  5. Заявка на участие в аукционе
  6. Заявка на участие в запросе котировок
  7. Способ закупки и тактика победы
  8. Заключение и исполнение контакта на обучение

Поиск и анализ информации о закупках

Главным подспорьем для поиска будущих закупок образовательных услуг по 44-ФЗ являются планы-графики заказчиков, публикуемые в Единой информационной системе.

Закупка, не предусмотренная планом-графиком, не может быть объявлена без нарушения закона. Закупочная документация не может противоречить базовым параметрам, заданным планом-графиком. Проблема в том, что любой план-график может быть изменён заказчиком непосредственно перед объявлением закупки — уже через 10 дней после внесения таких изменений заказчик может объявить закупку по новым правилам (п. 14 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

В этих условиях особенно важно проанализировать саму закупочную документацию. При этом важно в первую очередь обратить внимание на следующие моменты:

  1. Описание объекта закупки.
  2. Начальная (максимальная) цена.
  3. Проект контракта.
  4. Выбранный заказчиком способ закупки.

Первые три пункта помогут составить представление о степени привлекательности подряда для поставщика, а последний — понять правила, по которым происходит борьба за него.

Стоит помнить о том, что поставщик, подавая заявку на участие в любой конкурентной закупке, соглашается тем самым со всеми условиями закупочной документации, в т.ч. с описанием объекта закупки и с положениями проекта контракта. Протокол разногласий может иметь хоть какое-то значение для заказчика лишь в том случае, если по итогам закупки присланный победителю на подписание договор противоречит финальной версии закупочной документации.

При анализе объекта закупки необходимо понять:

  1. Насколько точно описано содержание услуг по обучению, необходимых заказчику.
  2. Насколько точно описан объём таких услуг.
  3. Установлены ли специальные требования к специалистам, проводящим обучение.
  4. Насколько жёстко установлено требование о сроке проведения обучения.

Если эти параметры не удалось уяснить из текста закупочной документации, то стоит поискать ответы в проекте контракта. В этом же проекте важно увидеть ответ на вопрос о штрафах за нарушение контракта, о порядке приемки исполнения контракта и о порядке расчётов по нему. Кроме того, необходимо получить однозначное представление о возможности и порядке привлечения субподрядчиков в широком смысле этого слова — ведь де-юре к ним относятся и приглашённые специалисты, без которых провести качественное обучение в целом ряде случае бывает затруднительно.

Разъяснения закупочной документации

Если после описанного выше анализа подряд кажется в целом привлекательным, но отдельные моменты вызывают вопросы, то единственным одновременно легальным и эффективным инструментом поставщика является запрос разъяснений документации. Телефонные звонки, официальные письма и иные отличные от запроса разъяснений обращения, направленные поставщиком после публикации извещения о закупке, заказчик не просто вправе, а обязан игнорировать.

Правда, в отличие от коммерческих закупок, в рамках контрактной системы сама возможность направить запрос разъяснений предусмотрена лишь для торговых процедур — т.е. для конкурса и аукциона. Если образовательные услуги закупаются госзаказчиком в конкурентном режиме, но с помощью запроса котировок, то возможности обратиться с запросом разъяснений извещения о закупке у поставщика нет. И после перевода всех способов госзакупок в электронную форму это ограничение сохранится.

Для чего же нужен запрос разъяснений? Поставщик имеет возможность не только направить интуитивно понятную просьбу «Помогите прочитать такой-то пункт закупочной документации», но и спросить: «Чем обосновано данное требование?» и даже составить мотивированное предложение на тему «Указанный пункт представляется целесообразным изложить в следующей редакции…». Именно третий вариант запроса предложений и является допустимым в рамках конкурентной закупки аналогом протокола разногласий, который позволяет поставщику предложить свою редакцию отдельных пунктов закупочной документации уже после объявления закупки.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. После электронизации конкурса этот письменный запрос будет направляться через электронную площадку. Если запрос получен не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок, то у заказчика возникает обязанность в течение двух рабочих дней направить поставщику ответ, а на следующий день опубликовать ответ в ЕИС (при этом наименование автора вопроса не указывается).

При проведении аукциона у поставщика есть возможность направить аналогичный запрос не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок. В рамках электронного аукциона запросы уже сегодня подаются только посредством электронной площадки (иные, пусть даже официальные письменные, запросы при проведении закупки в электронной форме заказчик может игнорировать). Вот только участник аукциона вправе направить не более чем три запроса в рамках одного аукциона. После перевода конкурса в электронную форму это же ограничение будет касаться и участников электронного конкурса.

Разумеется, у участника госзакупки есть формальная возможность обжаловать не устраивающие его положения закупочной документации в ФАС или в суде. И в ряде случаев эти механизмы являются эффективными. Однако в силу обширных полномочий, предоставленных Законом «О контрактной системе» госзаказчику, представляется крайне проблемным в конфликтном порядке подписать закрывающие документы по итогам контракта, а тем более получить оплату по нему.

По итогам анализа и уточнения закупочной документации и до начала работы над заявкой у поставщика должны быть ясные ответы на следующие вопросы:

  1. Какое именно обучение по форме, по объёму и по содержанию необходимо заказчику?
  2. Способен ли я провести это обучение в сроки и на территории, указанной заказчиком?
  3. Имею ли я право привлекать внешних специалистов? И если да, то должен ли я согласовывать их привлечение с заказчиком?
  4. Какую сумму я обязан потратить на обеспечение заявки и на обеспечение контракта?
  5. Рентабельно ли для меня участие в данной закупке с учётом начальной (максимальной) цены, необходимости её снижения, затрат на подготовку заявки, затрат на обеспечение заявки, затрат на обеспечение контракта и затрат на оплату услуг преподавателей?
  6. Когда мои обязанности по контракту будут считаться выполненными, и я смогу рассчитывать на поступление оплаты?

Формирование и направление заявки

Если у поставщика есть ответы на перечисленные выше вопросы, и эти ответы его устраивают, то можно приступать к составлению заявки на участие в закупке образовательных услуг по 44-ФЗ. Участник вправе подать только одну заявку в рамках каждого лота.

Общие требования к заявке на участие в госзакупке установлены самим Законом № 44-ФЗ, однако всегда необходимо уточнять в конкурсной документации конкретизацию этих требований и форму составления заявки. Заявка, пусть даже содержащая всю предусмотренную Законом № 44-ФЗ информацию, но при этом не соответствующая требованиям закупочной документации, отклоняется.

Заявка на участие в конкурсе

Заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы, указанные в ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ. В числе этих сведений нужно включить предложение в отношении образовательных услуг, которые участник закупки готов оказать заказчику, и лицензию на образовательную деятельность (если закупаемое обучение требует такой лицензии). В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, нужно включить копии документов, подтверждающих соответствие образовательных услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством (при наличии таких требований).

Если поставщик готов снизить цену более чем на четверть по сравнению с начальной (максимальной), то, во исполнение ч. 2 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, к заявке также стоит приложить документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса (разумеется, при условии, что отдельная закупка обучения не превышает 15 млн. рублей по начальной цене). Либо быть готовым предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Если к данной конкретной закупке в порядке ст. 30 Закона № 44-ФЗ допускаются лишь субъекты малого предпринимательства, то в дополнение ко всем перечисленным выше документам поставщик прикладывает к заявке декларацию о принадлежности поставщика к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Заявка должна содержать опись входящих в её состав документов. Все листы в бумажной заявке должны быть прошиты и пронумерованы. Сшивка скрепляется печатью и подписывается уполномоченным сотрудником участника конкурса.

Бумажная заявка подается заказчику в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия.

После перевода конкурсов в электронную форму порядок подачи заявки на участие в конкурсе приблизится к сегодняшнему порядку подачи аукционной заявки средствами электронной площадки. Заявка будет состоять из 3-х частей. Первые две — аналогично аукциону, будут содержать сведения о предлагаемой услуге и о самом участнике, а третья — ценовое предложение.

Для участия в электронной закупке необходимо заблаговременно получить электронную подпись, пройти аккредитацию на той электронной площадке, на которой будет проводиться закупка, или проверить, не истекает ли срок аккредитации на площадке в ближайшие три месяца, и внести на счёт площадки денежные средства, которые потом будут заблокированы в качестве обеспечения электронной заявки.

С 1 июля 2018 по 31 декабря 2018 включительно — заказчик вправе провести электронную закупку (все виды открытых конкурсов, запрос предложений, запрос котировок). Электронный аукцион — без изменений.

С 1 января 2019 — заказчик обязан проводить закупки только в электронной форме.

Обеспечение заявок на участие в электронных закупках — по 30 июня 2019 года включительно — только путем внесения денежных средств.

 

Период

Участие в госзакупках

Аккредитация, регистрация

Поставщик уже аккредитован на эл.площадке

 

с 1 июля по 31 декабря 2018 включительно

участвует во всех эл.закупках на этой площадке без ограничений и каких-либо доп.действий

Аккредитация на площадке — действует, регистрация в ЕИС не требуется

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно

участвует во всех эл.закупках на этой площадке без ограничений и каких-либо доп.действий.

Аккредитация на площадке — действует, для продолжения работы после 31 декабря 2019 требуется регистрация в ЕИС

Поставщик не аккредитован на эл.площадке

с 1 июля по 31 декабря 2018 включительно

Участие в эл.закупках невозможно, участие в «бумажных» процедурах — без изменений

Аккредитация на площадке по действующим правилам (ст.61, 62 44-ФЗ)

с 1 января 2019 года

Участие в госзакупках невозможно

Обязан сначала пройти регистрацию в ЕИС, затем получить аккредитацию на площадке

Заявка на участие в аукционе

В рамках электронного аукциона заявка разделяется на две части, а предложение о цене контракта подаётся отдельно, в ходе аукциона.

Первая часть заявки при проведении аукциона на закупку образовательных услуг по 44-ФЗ должна содержать согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Наименование поставщика в первой части заявки не указывается. (Ч.3 ст.66 44-ФЗ), вторая часть аукционной заявки (Ч.5 ст.66 44-ФЗ):

Во второй части аукционной заявки нет предложения в отношении образовательных услуг, которые участник закупки готов оказать заказчику, вместо этого предложения поставщик в первой части заявки соглашается с теми требованиями к услугам, которые заказчик уже установил в аукционной документации.

Нет необходимости прикладывать подтверждение внесения обеспечения заявки, соответствующие средства автоматически блокируются на счёте поставщика, открытом им на электронной площадке, при подаче аукционной заявки.

Документы, подтверждающие квалификацию участника аукциона, прикладывать не обязательно, т.к. данный критерий при сравнении заявок не используется, поскольку единственным критерием сравнения участников аукциона может быть лишь предложенная ими цена.

Заявка на участие в запросе котировок

Наконец, заявка на участие в запросе котировок на оказание услуг по обучению подаётся в сокращённом составе и, согласно ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ, содержит лишь следующую информацию:

  • наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица);
  • ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
  • банковские реквизиты участника закупки;
  • согласие исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  • предложение о цене контракта.

Обеспечение заявки в запросе котировок не предусмотрено.

Сам порядок подачи заявок на участие в запросе котировок схож с порядком подачи заявок на участие в конкурсе, поскольку пока что оба способа реализуются в «бумажной» форме. После перевода запроса котировок в электронную форму её состав усложнится, а предложение о цене будет направляться обособленно.

Способ закупки и тактика победы

И при направлении заявки, и при направлении предложения о цене важно помнить о правилах выбора победителя в рамках каждого способа закупки. Хотя правила контрактной системы и требуют, чтобы даже при закупках услуг по обучению их дешевизна была либо основным, либо единственным факторам победы, но тем не менее каждая процедура имеет свои нюансы.

Если образовательные услуги закупаются на конкурсе, то значимость критерия цена должна составлять не менее 60% (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085). Однако до 40% значимости заказчик может установить для таких показателей, как качество образования и квалификация подрядчика. В любом случае, и исчерпывающий перечень критериев, и показатели значимости каждого из них необходимо отыскать в конкурсной документации ещё до начала работы над составлением заявки.

Отыскав все критерии, важно понять порядок присвоения баллов по каждому из них. Почти наверняка, баллы будут присваиваться либо в рамках диапазонов, либо по формулам, рекомендованным тем же Постановлением № 1085. В первом случае стоит хотя бы приблизительно просчитать количество баллов, на которые может рассчитывать заявка самого поставщика и заявки вероятных конкурентов. Во втором случае учитывать вероятные параметры предложения конкурента просто необходимо, без них не получится корректно заполнить формулу.

Цель этих подсчётов проста: выяснить, чем кроме цены, поставщик может увеличить шансы своей заявки на победу. Проблема в том, что Закон № 44-ФЗ не требует от заказчика делать нестоимостные критерии измеримыми. Проще говоря, в отличие от развитых коммерческих практик, решение о том, насколько квалифицирован тот или иной поставщик и насколько качественно его предложение, госзаказчик может принимать исключительно на основании внутреннего убеждения.

В таких условиях самым простым и прозрачным кажется соревнование в рамках электронного аукциона. Образовательные услуги, как уже было сказано выше, подразумевают самые минимальные требования к первой части заявки, а потому можно сосредоточиться на самом аукционном торге в режиме реального времени. Лучшая цена на нём является первым и важнейшим шагом к победе.

Наконец, для победы в запросе котировок нужна лишь минимальная цена. При этом ценового соревнования между поставщиками в режиме реального времени не проводится. Необходимо это не только для соблюдения ограниченных сроков проведения процедуры, но и для того, чтобы стимулировать поставщика к единовременному максимальному снижению цены: ведь шанса посмотреть на цену конкурента и только после этого снизиться самому у него уже не будет. 

Заключение и исполнение контракта на обучение

Контракт с победителем конкурса заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. Для этого в течение трёх дней после публикации такого протокола заказчик составляет проект контракта и направляет его победителю. Победитель подписывает контракт, прикладывает к нему документы об обеспечении контракта и возвращает все подписанные экземпляры заказчику. Заказчик должен получить этот пакет документов не позднее десятого дня с момента публикации упомянутого выше итогового протокола в ЕИС.

Если победитель не подпишет контракт, пропустит срок его доставки заказчику или укажет неверную сумму в документе об обеспечении контракта, то он считается уклонившимся от подписания контракта. Это грозит ему включением в Реестр недобросовестных поставщиков, да ещё и иском заказчика о возмещении убытков.

И всё же, даже несмотря на понятную спешку, необходимо перед подписанием перепроверить, не был ли изменён проект контракта по сравнению с тем, который прилагался к закупочной документации, и верно ли этот проект был дополнен условиями победителя.

Схожая схема предусмотрена для подписания контракта по итогам аукциона, но реализуется она уже посредством ЕИС: в течение пяти дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола аукциона заказчик размещает там же проект контракта с ценой победителя аукциона; в течение пяти дней после этого победитель аукциона размещает в ЕИС контракт, подписанный его электронного подписью; после этого в течение трёх дней уже заказчик обязан подписать контракт свой электронной подписью и опять же разместить его в ЕИС.

После проведения запроса котировок заказчик в течение двух рабочих дней с даты подписания итогового протокола передает победителю проект контракта. Этот проект должен соответствовать извещению о запросе котировок и содержать цену победителя. Срок подписания контракта победителем устанавливается самим заказчиком, однако Закон № 44-ФЗ содержит оговорку о том, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания итогового протокола. Одновременно с подписанным контрактом победитель передаёт заказчику документы, подтверждающие обеспечение контракта, а также выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты объявления запроса котировок.

Наконец, для проверки уже оказанных образовательных услуг, предусмотренных госконтрактом, заказчик обязан провести экспертизу и подписать по её итогам составленный в произвольной форме документ о соответствии оказанных услуг требованиям госконтракта.

Экспертиза результатов оказания образовательных услуг может быть проведена заказчиком по его выбору как своими силами, так и с помощью привлечённых экспертов и экспертных организаций.

Как правило заказчик останавливается на первом варианте, поскольку в этом случае экспертиза проводится сотрудниками заказчика, причём законодательство не устанавливает каких бы то ни было требований к уровню квалификации таких сотрудников. Это нужно учитывать поставщику, и заранее оговорить с заказчиком порядок проведения такой экспертизы, поскольку образовательные услуги потребляются в момент их оказания и не имеют физических результатов. Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям госконтракта — а значит, необходимо до подачи заявки отыскать в проекте контракта закрытый перечень признаков, свидетельствующих о несоответствии проведённого обучения требованиям контракта. Если такого перечня в проекте контракта нет, то в интересах самого поставщика предложить заказчику проект соответствующих норм посредством упомянутого выше инструмента запроса разъяснений. В отсутствие такого закрытого перечня недовольный заказчик даже в случае добросовестно проведённой экспертизы будет иметь неограниченные возможности не подписывать положительное экспертное заключение.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний. Если услуга закупается посредством конкурса, то формат такой проверки можно включить в конкурсную заявку. Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т.ч. посредством регистрации слушателей — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия. Наконец, одновременно подтвердить факт проведения обучения и факт получения слушателями знаний помогут промежуточные проверочные работы, в т.ч. в форме тестирования или письменного анализа кейсов, которые особенно актуальны в рамках длительных учебных курсов. При использовании дистанционных инструментов обучения такие промежуточные работы становятся основным методом проверки полученных слушателями знаний, хотя в этом случае в дополнение к ним не стоит пренебрегать и классическим учётом использования аккаунтов в электронных системах дистанционного обучения, участия в вебинарах и просмотра обучающих роликов и т.п.

Приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. Только в случае подписания заказчиком такого документа поставщик может рассчитывать на оплату.

3 584
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее
Бесплатная конференция «Разговоры о торгах»

Третья ежегодная конференция для поставщиков — тех, кто смотрит в будущее. Говорим сегодня о том, какими закупки будут завтра