8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Закупки образовательных услуг по 44-ФЗ

Дмитрий Казанцев, 22 января 2018

Закупка образовательных услуг имеет ряд особенностей, обусловленных предметом закупки. При этом заказчику необходимо соблюсти все общие требования контрактной системы. А кроме того – не забыть нормы законодательства об образовании.

Управление государственными и муниципальными закупками (14412040 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Объект закупки

Прежде, чем приступать к оформлению закупки, важно понять, а что же именно нам необходимо в качестве образовательных услуг. От этого зависит объём и направление всей последующей работы. Ведь для обучения может потребоваться как классическая программа дополнительного профессионального образования с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о профпереподготовке, которая необходима для исполнения требований ч. 2 ст. 9 и ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, так и блиц-тренинги по конкретным вопросам, зачастую включающие элементы консалтинга, что куда удобнее с точки зрения экономии времени и оперативного получения прикладных знаний. Исполнителем, в свою очередь, будет либо образовательная организация, либо приглашённый эксперт.

При формулировке объекта закупки не стоит забывать о том, что понятие однородности из действующего Закона № 44-ФЗ исключено. А потому заказчик имеет право закупить серию тренингов, проведя для этого не одну, а несколько закупок. Это может быть удобно, например, для закупки образовательных услуг у единственного поставщика.

Способ закупки

Закупка у единственного поставщика

Посредством закупки у единственного поставщика можно закупить серию тренингов, стоимость каждого из которых не превышает 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем всех закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей. Если заказчик обладает крупными закупочными бюджетами, то он может применить альтернативное ограничение, установленное Законом для того же пункта: за год все закупки в сумме не более 100 000 рублей должны в совокупности не превышать 50 млн. рублей и при этом не должны составлять более 5% совокупного годового объема закупок. Исключения из этого правила установлены лишь для сельских поселений, которые могут проводить закупки на сумму до 100 000 рублей без ограничения по совокупному объёму, а также для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства. Для учреждений культуры и образовательных организаций установлены ограничения п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, закупки в неконкурентном режиме можно проводить на сумму до 400 000 рублей с предельным суммарным объёмом 20 млн. рублей и 50% совокупного годового объёма.

Кроме того, на основании п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно без ограничения суммы заключить контракт на оказание преподавательских услуг с физическим лицом без проведения конкурентной закупки образовательных услуг.

В обоих случаях Закон не требует от заказчика ни публикации извещения о закупке у единственного поставщика, ни обоснования цены и иных условий контракта, ни отчета о невозможности использования иных способов определения исполнителя. Пунктом 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555, установлена обязанность заказчика обосновывать лишь годовой объём таких закупок на стадии планирования.

Важно понимать, что закупка у единственного поставщика не означает закупку у первого попавшегося поставщика. При выборе образовательной организации заказчику необходимо сравнить предложения, доступные в его регионе, и выбрать лучшее. При этом в рамках закупки у ЕП при проведении такого выбора заказчик не ограничен ни механизмами конкурса, ни механизмами аукциона — что немаловажно в такой сложной сфере, как закупка образовательных услуг.

Закупка запросом котировок

Если заказчику не подходит ни контракт с физическим лицом, ни контракт на небольшую сумму с лицом юридическим, то можно провести запрос котировок. Этот способ позволяет провести конкурентную закупку оперативно и не тратить силы на подготовку закупочной документации. Заказчик вправе использовать этот способ закупки в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 рублей (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). Правда, годовой объем закупок, проведённых посредством запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей. Хотя здесь идёт речь именно о суммарных ценах контрактов (а не начальных цен), ограничение всё равно является существенным. Ещё более существенным ограничением является то, что победителем запроса котировок становится участник, предложивший наименьшую цену. Устанавливать требования к квалификации участника, пусть даже при закупке образовательных услуг, Закон № 44-ФЗ запрещает, а значит, могут возникнуть проблемы с качеством проведенного обучения.

Закупка аукционом и конкурсом

То же самое ограничение, связанное с невозможностью оценки качества предлагаемого образования, относится и к закупке образовательных услуг посредством аукциона. Хотя ч. 3 ст. 59 Закона № 44-ФЗ разрешает использование аукциона при закупке любых товаров, работ и услуг, но при наличии у заказчика свободного времени и ресурсов при масштабной закупке образовательных услуг разумнее провести конкурс, это разрешено ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ.

Хотя и при конкурсе доминирующим фактором выбора победителя будет цена, а требование к квалификации поставщика образовательной услуги установить по-прежнему невозможно, но всё же заказчик может до 40% значимости критериев оценки конкурсной заявки установить для таких показателей, как качество услуги и квалификация подрядчика, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085. Разумеется, при этом порядок присвоения баллов по качественным и квалификационным критериям придётся включить в конкурсную документацию, проще говоря, необходимо уже при объявлении конкурса обозначить то, что заказчик будет рассматривать в качестве признака квалификации участника закупки. Зато у заказчика останется возможность пройти обучение не у того, кто запросил наименьшую цену, а у того, кто готов предложить более качественные услуги.

Планирование закупки

В любом случае закупку образовательных услуг необходимо будет начать с включения соответствующих строк в план закупок и в план-график. Оба документа публикуются в Единой информационной системе.

В составе плана закупок в отношении каждой закупки публикуется:

  • идентификационный код закупки,
  • цель закупки образования в контексте деятельности заказчика,
  • точное наименование закупаемых образовательных услуг,
  • объем финансового обеспечения для осуществления данной закупки,
  • сроки осуществления закупки,
  • обоснование закупки по форме, установленной Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555.

Форма самого плана закупок установлена для федеральных заказчиков Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552. Для региональных и муниципальных заказчиков аналогичные документы устанавливаются соответственно органами власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления с учётом требований Правительства России.

При заполнении таблицы плана необходимо особое внимание уделить описанию цели закупки, а также раскрытию предназначенных для неё объёмов финансового обеспечения. Указание цели закупки необходимо для её обоснования. Как правило из всех предусмотренных Законом целей выбирается цель в виде выполнения заказчиком своих функций и полномочий. Затем необходимо указать, почему для выполнения этих функций и полномочий необходимо провести обучение сотрудников заказчика.

В план-график закупок, форма которого для федеральных заказчиков установлена Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, помимо идентификационного кода закупки необходимо включить:

  • наименование закупаемых образовательных услуг и общую характеристику их содержания;
  • обоснование начальной (максимальной) цены;
  • способ определения исполнителя и его обоснование выбора этого способа со ссылкой на одну из приведённых в предыдущем разделе норм Закона;
  • дату начала закупки;
  • информацию о размере обеспечения заявки и размере обеспечения контракта (по правилам контрактной системы обеспечение заявки и обеспечение контракта устанавливается в обязательном порядке лишь при проведении конкурсов и аукционов; в иных случаях обеспечение заявки не предусмотрено, а установление обеспечения контракта почти всегда остаётся на усмотрение заказчика);
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Обоснование НМЦК

Пожалуй, самым сложным с точки зрения трудозатрат является обоснование начальной (максимальной) цены закупки.

Прежде всего, Законом предписывается использовать определённые методы обоснования начальной (максимальной) цены конкурентной закупки. При необходимости несколько методов могут быть использованы одновременно. Но как правило, при закупке образовательных услуг заказчик для обоснования начальной (максимальной) цены использует метод сопоставимых цен, тем более что именно этот метод назван в Законе приоритетным.

Метод сопоставимых рыночных цен, иначе называемый методом анализа рынка, заключается в установлении начальной цены на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров или, при их отсутствии, однородных товаров:

  • Идентичные товары, работы, услуги имеют одинаковые характерные для них основные признаки.
  • Однородные товары — товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции или быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен.

Важно обратить внимание на источники информации, которая будет использоваться для обоснования цены. В целях применения метода анализа рынка могут использоваться:

  • общедоступная информация о рыночных ценах,
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у потенциальных исполнителей,
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен образовательных услуг в ЕИС.

К общедоступной информации, которую можно использовать при закупке образовательных услуг, относятся:

  • Информация о ценах, содержащаяся в уже исполненных госконтрактах. Эти сведения можно найти в реестре контрактов, опубликованном в ЕИС.
  • Информация о ценах, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.
  • Данные государственной статистической отчетности.
  • Информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Для активного заказчика важно то, что Закон 44-ФЗ фактически оставляет перечень допустимых источников общедоступной информации для обоснования цен открытым. Проще говоря, заказчику можно использовать и иные источники информации, помимо перечисленных выше.

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены методические рекомендации по обработке полученной информации для обоснования начальной (максимальной) цены. Важно помнить, что эти рекомендации служат лишь ориентиром для заказчика, а не императивными нормами, применение собственных формул обоснования начальной цены при условии их публикации в составе плана-графика не является нарушением.

Согласно методическим рекомендациям, заказчик, получив информацию из указанных выше источников, должен выбрать не менее трёх цен и высчитать на их основе среднюю арифметическую. Для простоты работы заказчика методическими рекомендациями Минэкономразвития рекомендуется использовать следующую формулу:

где:
v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);
№ — количество значений, используемых в расчете;
i — номер источника ценовой информации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i

При этом в расчётах не рекомендуется использовать те цены, которые отклоняются от среднего значения более чем на треть. Для того, чтобы проще было выделить именно однородные цены, Методическими рекомендациями в помощь заказчику также предложена специальная формула:

где:
V — коэффициент вариации;
цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;
<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;
№ — количество значений, используемых в расчете.

«Если коэффициент вариации превышает 33%, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах».

Извещение о закупке и закупочная документация

На стадии планирования закупки заказчик не обязан иметь финализированный вариант закупочной документации. Однако к моменту объявления закупки и закупочная документация, и проект контракта должны быть подготовлены и выверены. Хотя при проведении большинства конкурентных способов выбора поставщика у заказчика есть возможность внести изменения в документацию и после объявления закупки, но пользоваться этой возможностью стоит с осторожностью. Во-первых, такие изменения увеличивают срок проведения закупки. Во-вторых, если необходимые изменения не были своевременно внесены, то это может оставить лазейку для недобросовестного поставщика или осложнить работу с поставщиком добросовестным.

Разумеется, сам процесс подготовки документации не является публичным. Однако он опирается на сведения, уже размещённые в Единой информационной системе. Ни закупочная документация, ни проект контракта не могут противоречить данным плана и плана-графика. Сама подготовленная документация тоже публикуется в ЕИС в момент объявления закупки вместе с извещением и проектом контракта. Именно публикация закупочной документации в ЕИС является официальным моментом старта конкурентной закупки.

Центральным элементом любой закупочной документации является описание объекта закупки — того, что собственно и нужно купить заказчику. Наименования и базовые требования к объекту закупки закладываются ещё в плане-графике. Они же должны фигурировать и в закупочной документации.

Описать объект закупки стоит детализированно. Порой для такой детализации может потребоваться даже составление технического задания, которое по сути своей является развёрнутым описанием объекта закупки. Важно: описание объекта закупки необходимо точно воспроизвести в проекте контракта, а техническое задание, при наличии такового, оформить как приложение к контракту, указав, что оно является неотъемлемой частью контракта.

Закон 44-ФЗ требует, чтобы заказчик обеспечил максимальную конкуренцию между поставщиками. Чтобы участников закупки было как можно больше, Закон запрещает заказчику:

  • Указывать в описании объекта закупки средства индивидуализации без оговорки «или эквивалент».
  • Использовать произвольную терминологию. Если при описании объекта закупки не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, установленные в соответствии с законодательством о техрегулировании и стандартизации, то в закупочной документации должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
  • Устанавливать не предусмотренные Законом № 44-ФЗ требования к участнику закупки. В частности, запрет касается требований к квалификации участника закупки, к его опыту работы, деловой репутации, к наличию у него финансовых, трудовых и других ресурсов.

При объявлении закупки одновременно публикуются извещение о закупке, закупочная документация и проект контракта. Исключение составляет лишь запрос котировок — при его проведении закупочной документации вообще не предусмотрено, и все сведения о закупке потенциальные поставщики получают из извещения и из проекта контракта.

Извещение — это, по сути, резюме закупочной документации, и потому не может ей противоречить. Это резюме предназначено для того, чтобы участники максимально оперативно могли ознакомиться с ключевыми условиями закупки и составить вывод о том, насколько она им интересна.

Для каждого способа выбора исполнителя Законом предусмотрен собственный перечень сведений, включаемых в извещение о закупке:

Способ выбора исполнителя Норма Закона № 44-ФЗ о составе извещения
закупка в «бумажной» форме закупка в электронной форме
Конкурс ст. 49 ст. 54
Аукцион ст. 63
Запрос котировок ст. 73 ст. 82

Однако, в любом случае заказчику понадобятся следующие данные:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика;
  • краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание закупаемых образовательных услуг, место проведения обучения, количество академических часов и т.п.;
  • срок, место и порядок подачи заявок на участие в закупке;
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и размер обеспечения исполнения контракта, если таковые установлены заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ (о предельных размерах этих величин будет сказано ниже);
  • способы получения закупочной документации; срок, место и порядок её предоставления; языки, на которых предоставляется конкурсная документация; а при наличии платы за предоставление документации — её размер, порядок и валюта платежа.

В тексте извещения нужно будет в любом случае указать идентификационный код закупки и способ её проведения, а если закупка проводится в электронной форме, то в извещении указывается адрес выбранной электронной площадки.

Если законодательством Российской Федерации установлены специальные требования к лицам, осуществляющим поставку объекта закупки (например, лицензии), то указание на предоставление соответствующих документов также включается в извещение о закупке. При этом важно помнить о том, что по смыслу п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании» и п. 17 ст. 2 Закона «Об образовании» требование о лицензии заказчик имеет право установить лишь при закупке образовательных программ, в т.ч. программ повышения квалификации и профпереподготовки. Проведение разовых лекций, тренингов и мастер-классов или даже серии таких мероприятий является разновидностью образовательных услуг, но не относится к учебным программам в смысле ст. 12 Закона «Об образовании» и, соответственно, не подразумевает обязательного наличия у исполнителя лицензии. А значит, если объект закупки указан заказчиком не как «образовательная программа», а как «лекция», «консультационное мероприятие» и т.п., то требование о предоставлении участником закупки лицензии будет необоснованным.

В извещении отражается требование об отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков в том случае, если заказчик решил установить это требование.

Приведённый выше перечень сведений, необходимых для составления извещения о закупке, носит обобщённый характер. Законом 44-ФЗ предусмотрено дополнение этого базового перечня информации дополнительными сведениями, обусловленными спецификой отдельных способов закупки. Например, в извещении о проведении аукциона указывается дата аукционного торга. В извещение о проведении запроса котировок, за отсутствием котировочной документации, включаются форма заявки на участие в запросе котировок, информация о контрактной службе, ответственной за заключение контракта, а также условия признания участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта. А вот обеспечение заявки при проведении запроса котировок не предусмотрено.

Как и в случае с извещением о закупке, для каждого способа выбора исполнителя Законом предусмотрен собственный перечень сведений, включаемых в закупочную документацию:

Способ выбора исполнителя Норма Закона № 44-ФЗ о составе документации
закупка в «бумажной» форме закупка в электронной форме
Конкурс ст. 50 ст. 54
Аукцион ст. 87 ст. 64

Но в большинстве случаев для составления закупочной документации на приобретение образовательных услуг заказчику необходимо подготовить следующие сведения:

  • наименование и детализированное описание объекта закупки с указанием необходимых форм проведения занятий, объёма нужных знаний, методов аттестации и учёта её результатов и т.п.;
  • информацию о валюте, в которой указывается цена контракта и производятся расчёты с поставщиком, а также порядок применения валютного курса;
  • требования к заявке на участие в закупке и порядок её заполнения;
  • порядок и срок изменения и отзыва заявок;
  • порядок разъяснения закупочной документации;
  • размер обеспечения заявки, он устанавливается в виде конкретной величины и должен составлять от 0,5% до 5% начальной цены контракта или 1%, если при проведении аукциона начальная цена контракта не превышает три миллиона рублей;
  • размер и условия обеспечения исполнения контракта. Устанавливается в виде конкретной величины, и по общему правилу должен составлять от 5% до 30% начальной цены контракта. Однако из этого правила есть несколько исключений: например, в случае, если начальная цена превышает пятьдесят миллионов рублей, то обеспечение контракта не может быть меньше 10% от его начальной цены и не может быть меньше размера аванса;
  • информацию о возможности заказчика изменить условия контракта, а также о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями Закона 44-ФЗ;
  • информацию о контрактной службе или о контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта.

Кроме того, в документации нужно будет воспроизвести всю информацию, включённую в извещение о закупке. Воспроизводятся в документации и требования Закона о сроке, в течение которого победитель закупки должен подписать контракт, а также условия признания участника закупки уклонившимися от заключения контракта.

Этот базовый перечень, как и в случае с извещением, может дополняться отдельными пунктами, в зависимости от способа закупки. Так, при проведении конкурса в состав закупочной документации необходимо включить критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев и порядок их применения. При проведении конкурса также устанавливаются условия банковской гарантии, которая может служить обеспечением конкурсной заявки. При проведении аукциона в документации указываются даты окончания рассмотрения частей аукционных заявок, а также дата проведения самого аукционного торга.

При госзакупках услуг в сфере образования Закон 44-ФЗ допускает заключение контракта с несколькими участниками одной закупки. При этом возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками закупки также должна быть установлена в документации о закупке. Там же, во избежание споров, необходимо предусмотреть и порядок распределения образовательного подряда между несколькими лучшими участниками.

Проект государственного контракта на обучение

Проект контракта публикуется одновременно с положением о закупке. В нём фиксируются ключевые положения, связанные с закупаемыми образовательными услугами и с условиями их оказания. В проекте контракта должны быть отражены все параметры будущего обучения, за исключением тех, которые предложены в составе заявки победителя закупки. И это первый момент, который необходимо отследить заказчику — не осталось ли связанных с обучением вопросов, которые не фигурируют ни в проекте контракта, ни в заявке участника.

Второй момент, обусловленный спецификой закупки образовательных услуг и одновременно обусловленный требованиями контрактной системы о приёмке результатов исполнения контракта, заключается в фиксации как самого факта проведения обучения, так и результатов этого обучения. Порядок фиксации необходимо отразить в проекте контракта.

Кроме того, в контракте необходимо зафиксировать право исполнителя на привлечение к проведению обучения сторонних специалистов, в т.ч. соисполнителей, или отсутствие такого права. Если заказчик готов предоставить это право исполнителю, то необходимо зафиксировать пределы участия сторонних специалистов в проведении обучения, а также требования к таким специалистам.

Наконец, в контракте имеет смысл описать факторы, исключающие обвинения в ненадлежащем исполнении обязательств. Помимо стандартного форс-мажора по ГК РФ, это может быть болезнь, неотложная командировка или увольнение сотрудника, направленного на обучение, либо аналогичные ситуации на стороне преподавателей. Здесь же необходимо описать порядок действий сторон, направленный на то, чтобы контракт всё же был исполнен: это может быть алгоритм переноса лекций, заочного обучения прогульщика, замены уволенного работника и т.п.

Помимо этого, Закон 44-ФЗ требует включить в проект контракта:

  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и о размерах соответствующих санкций;
  • условие о порядке и сроках оплаты оказанных услуг;
  • условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если поставщиком выбрана именно такая форма обеспечения исполнения контракта).

Если контракт заключается с физическим лицом, то в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в случаях, предусмотренных Законом 44-ФЗ. При этом Верховный суд указывает на то, что одного упоминания о праве заказчика на одностороннее расторжение достаточно, и дублировать в тексте контракта все предусмотренные Законом случаи не обязательно.

Приёмка оказанных услуг

Приемка результатов исполнения контракта осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом. Для проверки уже оказанных образовательных услуг, предусмотренных госконтрактом, заказчик обязан провести экспертизу и подписать по её итогам составленный в произвольной форме документ о соответствии оказанных услуг требованиям госконтракта. Экспертиза результатов оказания образовательных услуг может быть проведена заказчиком по его выбору как своими силами, так и с помощью привлечённых экспертов и экспертных организаций.

При закупке услуг по обучению законодательство не требует привлечения внешних экспертов для оформления приёмки ни в случае заключения контракта по результатам конкурной закупки, ни в случае закупки у единственного поставщика. В такой ситуации экспертизу менее трудозатратно будет провести экспертизу силами собственных сотрудников, тем более что законодательство не устанавливает каких бы то ни было требований ни к уровню квалификации таких сотрудников, ни к минимальному численному составу экспертной комиссии. Рационально и экспертизу, и приёмку образовательных услуг возложить на сотрудников, имеющих отношение к проведённому образованию — например, на руководителей прошедших обучение сотрудников либо на главу отдела, отвечающего за обучение персонала.

Экспертную комиссию не стоит путать с приёмочной комиссией. Нормы частей 3, 6 и 7 сформулированы так, что при приёмке образовательных услуг заказчик может не создавать ни одной из этих комиссий — достаточно одного человека для приёмки и одного человека для проведения экспертизы. Но если заказчик решил создать экспертную комиссию, то её численность заказчик определяет сам, а вот в приёмочную комиссию Закон требует включить не менее пяти человек.

Заказчику необходимо издать приказ, в котором указать ответственного за приёмку либо пофамильно указать состав приёмочной комиссии, а также возложить на конкретного сотрудника или сотрудников обязанности по проведению экспертизы.

Ключевым вопросом экспертизы является выявление соответствия оказанных услуг требованиям госконтракта, которое следует проводить в соответствии с размещенным в проекте контракта закрытым перечнем признаков, свидетельствующих о несоответствии проведённого обучения требованиям контракта. Ответ на этот вопрос оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком. В случае создания приемочной комиссии этот документ подписывается всеми членами комиссии и утверждается заказчиком.

При отрицательном заключении эксперта, экспертной комиссии, ответственного за приёмку сотрудника или приёмочной комиссии заказчик имеет право отправить заказчику мотивированный отказ в письменной форме. Мотивация заключается в указании на несоответствие проведённого обучения требованиям подписанного госконтракта. Впрочем, заказчик вправе не отказывать в приемке результатов обучения, если выявленное несоответствие по его мнению не препятствует приемке и устранено исполнителем.

Классическим способом проверки оказания образовательных услуг является итоговая проверка знаний. Кроме того, факт оказания образовательных услуг можно проверить фиксацией факта проведения занятий, в т.ч. посредством регистрации слушателей — в этом случае полезно с точки зрения наличия доказательной базы проставление ими подписей напротив своих фамилий в листе посещения каждого занятия. Для участия в контроле качества образовательных услуг заказчику ещё на стадии формировании закупочной документации и проекта контракта имеет смысл установить в них по крайней мере ключевые вопросы, которые должны быть разъяснены слушателям по итогам обучения. Если по итогам обучения большое количество прошедших его сотрудников не способно ответить на эти вопросы, то это может стать основанием для отказа в приёмке результатов обучения не менее весомым, чем фактически не проведённые лекции. Разумеется, даже в рамках контрактной системы это основание для отказа в приёмке с указанием критического количества неосвещённых вопросов и проваливших проверку слушателей необходимо указать в контракте.

Отчёт об оказанной услуге составляется заказчиком по форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Этот отчёт размещается в ЕИС. Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня оплаты по контракту и подписания документа о приемке. К отчету прилагается сам документ о приемке.

Что касается оплаты, то её срок согласно ч. 13.1 ст. 34 Закона не может превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если же исполнителем был субъект малого предпринимательства или СНКО, то этот срок сокращается до пятнадцати рабочих дней.

Хотите стать автором статей в Контур.Школе? Заполните анкету и мы с вами свяжемся.

    3 747 просмотров
Для руководителя контрактной службы или контрактного управляющего, 12 онлайн-уроков, Удостоверение о повышении квалификации 144 часа
Программа курса

Материалы по теме

Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!