Закупки по Закону 223-ФЗ не столь формализованы, как закупки по 44-ФЗ, но все же и в них присутствует специфика, которую необходимо учитывать, как для организации закупки, так и для участия в ней
Содержание
- Специфика получения платных образовательных услуг
- Закупочная документация
- Подготовка и поиск закупки услуг по обучению
- Актуализация плана закупок и подготовка к участию в них
- Подготовка закупочной документации и ее анализ
- Проект договора на оказание образовательных услуг
- Проведение закупки услуг по обучению и принятия участия в ней
- Содержание и исполнение договора по итогам закупочной процедуры
Специфика получения платных образовательных услуг
Прежде всего нужно понять, относится ли закупаемое обучение к лицензируемой деятельности. По общему правилу Закона «Об образовании» лицензия необходима, однако на практике это относится лишь к закупке образовательных программ (например, программ повышения квалификации или программ профпереподготовки).
Не требуют образовательной лицензии:
- Разовые семинары, мастер-классы и т.п. Даже если одним исполнителем проводится несколько мастер-классов подряд, такое обучение не считается образовательной деятельностью и лицензии не требует.
- Если образование, в том числе и по учебным программам, проводит индивидуальный предприниматель, причем все занятия он проводит сам без привлечения третьих лиц (ч. 2 ст. 91 Закона «Об образовании»).
- Если образование осуществляется частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково» (п. 40 ст. 12 Закона «Об образовании»).
При закупке образовательных услуг важно обратить внимание на отличия лицензирования и аккредитации при осуществлении образовательной деятельности. Наличие лицензий связано с правом на осуществление определенной образовательной деятельности, например дополнительного профессионального образования. Отдельные учебные программы лицензированию не подлежат. Аккредитация необходима только вузам и колледжам, она подтверждает соответствие реализуемых организацией образовательных программ государственным образовательным стандартам и дает право выдавать диплом о высшем (среднем профессиональном) образовании.
Закупочная документация
Требование о лицензии заказчик имеет право установить лишь при закупке образовательных программ (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона «О лицензировании» и п. 17 ст. 2 Закона «Об образовании»). Если на образовательную программу указания нет, а предмет закупки выражен как «услуги по организации и проведению разовых лекций», «проведение консультационного мероприятия» и т.п., то требование о предоставлении участником закупки лицензии будет необоснованным.
Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчику право формулировать не только предмет закупки, но и требования к участникам закупки. И если требование о лицензии может быть необоснованным при закупке того же мастер-класса, то требование об опыте работы, квалификации преподавателей и методах обучения допустимы как при закупке лицензируемых, так и при закупке нелицензируемых образовательных услуг. Важно лишь проверить, что такие требования хотя бы в самом общем виде предусмотрены в положении о закупках заказчика.
Законом № 223-ФЗ требования к договорам на реализацию платных образовательных услуг не предусмотрены. В соответствии с указаниями Закона «Об образовании» отдельными нормативными актами установлены типовые и примерные формы договоров об отдельных видах образования и об образовании в некоторых сферах и областях. Например, Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 установил примерную форму договора на обучение по дополнительным образовательным программам.
Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, разработанная Министерством образования и утвержденная Приказом № 1185, размещена в шпаргалке в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Подготовка и поиск закупки услуг по обучению
Все указанное выше необходимо учитывать еще на стадии планирования закупки. Если стоимость одного семинара менее 100 тыс. руб. (или менее 500 тыс. руб. у крупнейших заказчиков с годовой выучкой более 5 млрд руб.), то такую закупку можно проводить без планирования и без публикации информации о ней, в том числе без публикации договора. Единственная отчетность, в которой будет фигурировать такая закупка, — строка ежемесячной отчетности об общей стоимости и общем количестве заключенных за этот месяц договоров.
Из-за отсутствия в Законе № 223-ФЗ ограничений по одноименности и по количеству мелких закупок, в том числе закупок у ЕП, заказчик может заказать таким образом любое количество семинаров, лекций, мастер-классов и т.п. обучения, оформляя каждый случай привлечения преподавателя отдельным договором.
При этом отсутствие требования об обязательном планировании и обязательной публикации закупочной информации вовсе не означает неконкурентного режима закупки. Как минимум для проведения неконкурентной закупки необходимо наличие в Положении о закупках оговорки о том, что «у единственного поставщика может быть осуществлена закупка любой продукции на сумму не более 100 тыс. руб.». Однако отсутствие публикации сведений в ЕИС не означает того, что заказчик закупает образование у первого попавшегося исполнителя — просто выбор потенциальных исполнителей может быть проведен в упрощенном режиме.
Если закупка на сумму более 100 тыс. руб., то независимо от способа (даже у ЕП) закупку необходимо включить в план.
В соответствии с требованиями п. 14 Постановления Правительства от 10.09.2012 № 908 размещение плана закупок на будущий год осуществляется не позднее 31 декабря текущего года. Постановлением от 17.09.2012 № 932 утверждена форма плана закупок, который должен отражать информацию о необходимых кодах ОКВЭД, предмете, единицах измерения, сведения об объеме, регионе оказания услуг и т.д.
После утверждения подготовленного плана, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик обязан разместить его в ЕИС. С этого момента потенциальные поставщики смогут ознакомиться с его содержанием и принять решение о целесообразности своего участия в какой-либо закупке.
Указанные акты допускают и оперативную корректировку плана закупок с добавлением и изменением строк все по той же форме. Поэтому заинтересованным участникам нужно следить за изменениями в опубликованных планах заказчика.
При формировании плана закупок на следующий год будущему заказчику образовательных услуг необходимо дать самому себе ответы примерно на такие вопросы:
- Есть ли точная информация о проведении обучения персонала в следующем году?
- Производились ли закупки таких услуг ранее?
- Необходимо ли вносить сведения о закупке образовательных услуг в план?
Ответ на третий вопрос связан с правом заказчика не включать в план закупку до 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).
Ответы на первый и второй вопросы смогут дать информацию о необходимости проведения закупки в принципе, а также помогут определиться со способом осуществления такой закупки (на конкурентной или неконкурентной основе).
Если заказчик уже знает о проведении обучения в будущем году и тем более если такие закупки ранее уже производились, а результаты удовлетворили все ожидания заказчика, целесообразно включить закупку образовательных услуг в перечень оснований для проведения закупки у ЕП, предусмотренного положением о закупке.
Учитывая специфичность и сложность определения фактических результатов получения образовательной услуги, конъюнктуру рынка, особенно в узкоспециализированных областях, скорее всего, оказать качественные образовательные услуги сможет один поставщик.
Если же рынок конкурентен и заказчику имеет смысл выбирать между несколькими исполнителями, то для уточнений правил такого выбора лучше всего обратиться к потенциальным исполнителям. Ведь антимонопольные нормы запрещают заказчику лишь прямые контакты с поставщиком между объявлением закупки и подведением ее итогов, а также включение в закупочную документацию необоснованных ограничительных условий.
Исполнитель чаще всего лучше заказчика представляет и критерии оценки качества, и степень обоснованности тех или иных ограничительных условий, в том числе требований о лицензировании.
Такой запрос не сводится к выяснению цен. Если заказчик четко сформулирует цель обучения и свои потребности, то исполнитель сможет подобрать именно под него методы достижения цели. Запрос сведений о ценах и условиях обучения на стадии планирования заменяет для заказчика первый этап двухэтапной закупки и помогает точнее сформулировать закупочную документацию.
Для исполнителя это возможность подсказать идеи о лучшем качестве образования. При этом такие подсказки со стороны исполнителя не подразумевают навязывания заказчику своего коммерческого предложения в качестве будущей закупочной документации, а заказчик не имеет права копировать в чистом виде условия одного конкретного исполнителя в документацию конкурентной закупки.
Для выбора способа закупки (аукцион, конкурс, запрос котировок или запрос предложений) заранее необходимо определиться с основными требованиями к услугам. Если значение имеет только цена, закупка может быть проведена в форме аукциона или запроса цен.
Однако при закупке обучения цена является далеко не единственным критерием определения победителя. Если заказчик способен сформулировать и иные критерии, то лучше будет использовать конкурс или запрос предложений — правда, при этом нужно быть готовым указать в будущей закупочной документации порядок выставления баллов по этим критериям.
Если по конкретному виду образовательной деятельности установлен код специализации или иные идентифицирующие признаки уровня подготовки, лучше сделать указание на такие коды.
В случае объявления аукциона или запроса цен поставщику нужно будет снижать цену договора, а вот при проведении конкурса или запроса предложений можно одержать победу путем предоставления максимально выгодных условий о сроке, рассрочке, и т.д. Информацию о месте, сроках оказания и содержании закупаемой услуги также можно узнать из опубликованного плана.
Поставщикам рекомендуется для понимания полной картины изучать не только текущие закупки, но и уже завершенные. Стоит проанализировать, за что могли отклонить заявку, кто становился победителем, как производилась оплата услуг и т.д. Такие данные помогут понять общий настрой проведения закупок, оценить платежеспособность заказчика и собственные шансы на победу.
Актуализация плана закупок и подготовка к участию в них
Согласовав план закупок и загрузив его в ЕИС, заказчику необходимо поддерживать его актуальность. Чем раньше заказчик вносит поправки в план, тем вероятнее, что потенциальные поставщики смогут учесть их и подстроиться под новые требования, сроки и т.д.
Поставщикам желательно периодически проверять изменение плана закупок заказчика. Изменения могут вноситься постоянно, кроме проведения конкурса или аукциона. Тогда внесение изменений в план закупки осуществляется до размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Поставщикам в этап предварительной подготовки также можно включить и сбор основного комплекта документов, который почти со 100%-ной вероятностью понадобится для участия в любой закупке. Такими документами станут:
- свидетельства ОГРН и ИНН;
- устав, решение о назначении генерального директора (решение о продлении полномочий);
- доверенность на лицо, непосредственно размещающее заявку на ЭТП, подписывающее коммерческое предложение или иные документы для заявки;
- лицензии на осуществление образовательной деятельности;
- справка о количестве, квалификации и образовании работников, рекомендательные письма и договоры о ранее оказанных образовательных услугах.
Подготовьте отдельные скан-копии каждого документа, указав в названии файла наименование документа и количество листов.
Сборка комплекта документов заранее ускорит процесс подготовки заявки. Это особенно важно, когда на подачу заявки остаются считанные часы.
Подготовка закупочной документации и ее анализ
В соответствии с п. 22 Постановления № 908 вместе с извещением о закупке заказчик размещает в ЕИС и документацию о такой закупке. Требования к документации установлены п. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
В части установления требований заказчику необходимо учитывать следующее:
- На чьей территории будут оказываться услуги? Готов ли заказчик предоставить спикерам собственный лекторий? Если нет, то как далеко от места работы или места жительства сотрудников может располагаться лекторий исполнителя?
- Каким будет график обучения? Будет ли оно проводиться в рабочее время, после работы или с использованием дистанционных технологий?
- Каков объем знаний, необходимых сотрудникам по итогам обучения?
- Каким образом будет проходить проверка по итогам обучения?
- Необходимо ли получение документов установленного образца по итогам проведения обучения?
- Есть ли необходимость в наличии специального оборудования (лабораторий) для проведения обучения?
- Нужно ли предъявлять требования к компетенциям (стажу, составу) преподавателей?
Ответы на такие вопросы кардинально могут повлиять на круг потенциальных поставщиков, отсеивая организации, не имеющие образовательных лицензий, собственных помещений для проведения образования или необходимого штата сотрудников.
Для определенных видов образовательной деятельности, например для проведения семинаров или разовых лекций, наличие образовательной лицензии необязательно. В таком случае целесообразнее ограничиться предъявлением требований к компетенциям преподавателей.
Все вышеизложенное относится к обязательным требованиям. Несоответствие участника хотя бы одному из них не просто дает основание заказчику отклонить его заявку, но и прямо обязывает его это сделать. Поэтому, оценивая возможность установления каждого требования, нужно не только проверить, предусмотрено ли оно Положением о закупках заказчика, но и оценить, насколько его предъявление повлияет на круг потенциальных исполнителей.
После установления требований нужно тщательно продумать критерии оценки и сопоставления допущенных заявок (разумеется, в условиях, когда сопоставление проходит не только по цене). Критериями для оценки и присвоения баллов при закупке образовательных услуг могут стать преимущества, предоставляемые потенциальным исполнителем:
- наличие и количество преподавателей, обладающих учеными степенями;
- возможность получения образования дистанционно;
- наличие доступного библиотечного фонда;
- возможность сдачи аттестационного экзамена с использованием сети «Интернет».
Помимо этого, можно запросить у исполнителя портфолио ключевых преподавателей — это одно из самых наглядных свидетельств уровня их профессионализма. Для того чтобы учесть его в рамках сопоставления заявок без нарушения антимонопольного законодательства, нужно тщательно продумать порядок присвоения баллов по этому критерию.
Критерии оценки конкурсных заявок и заявок на участие в запросе предложений
Критерий |
Количество баллов |
Удельный вес критерия |
||
---|---|---|---|---|
|
3 |
4 |
5 |
|
Цена |
от 1 млн руб. |
от 800 тыс. руб. |
менее 800 тыс. руб. |
40% |
Опыт аналогичного обучения |
до 500 ак. часов |
от 500 до 1 000 ак. часов |
более 1 000 ак. часов |
30% |
Количество преподавателей с научной степенью |
0 |
от 1 до 3 специалистов |
более 3 специалистов |
30% |
И перечень критериев, и количество баллов могут быть другими. Главное, чтобы в порядке сопоставления, включенном в закупочную документацию, обязательно были эти три элемента:
- Закрытый перечень критериев сравнения.
- Порядок присвоения баллов по каждому критерию.
- Удельный вес каждого критерия.
Все эти параметры заказчик по правилам Закона № 223-ФЗ определяет самостоятельно и включает в закупочную документацию.
Проект договора на оказание образовательных услуг
Одновременно с документацией заказчики составляют и размещают проект будущего договора.
Если документация составлена полно и корректно, то после ее изучения у потенциального поставщика не должно оставаться вопросов по таким моментам, как объемы закупки, начальная максимальная стоимость договора, этапы и сроки проведения процедуры и т.д.
Потенциальному исполнителю необходимо убедиться в том, что он соответствует требованиям к участникам закупки, а также в том, что до окончания срока приема заявок он может собрать все документы, подтверждающие его соответствие этим требованиям. После этого можно приступать к проработке вопроса снижения цены (при проведении аукциона) либо к выработке условий договора согласно опубликованным в документации критериям оценки (при многокритериальной оценке).
Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, разработанная Министерством образования и утвержденная Приказом № 1185, приведена в шпаргалке в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Если необходимые сведения отсутствуют, то поставщику необходимо изучить порядок направления запроса разъяснений в Положении о закупке и направить организатору свой вопрос.
С 01.07.2018 г. изменения в Закон № 223-ФЗ однозначно предусматривают не только право поставщика направить запрос, но и обязанность организатора ответить на такой запрос в трехдневный срок.
Проведение закупки услуг по обучению и принятие участия в ней
Сам факт подачи участником заявки является подтверждением его согласия со всеми условиями закупочной документации в той редакции, которая была опубликована в ЕИС на момент подачи заявки. Включение в состав заявки протокола разногласий и т.п. документов не отменяет этого согласия и не является юридически обязывающим для заказчика документом: заказчик может как отклонить заявку, содержащую такой протокол, так и игнорировать данный протокол, обязав поставщика в случае победы провести обучение на условиях закупочной документации.
В случае если выбрана электронная форма проведения закупки, все взаимодействие организатора и участников закупки должно происходить в рамках выбранной ЭТП.
Выбранный заказчиком способ закупки должен подсказать поставщику, каким именно образом он может повысить привлекательность своей заявки. В случае проведения аукциона или запроса котировок поставщик понижает свое ценовое предложение. В рамках запроса котировок такое снижение производится однократно, а в рамках аукциона — многократно в режиме реального времени.
В случае проведения конкурса или запроса предложений поставщику необходимо соблюсти баланс по всем заявленным заказчиком критериям, обеспечивающий получение максимального балла.
На основании данных заявки участника закупки комиссия заказчика выделяет показатель, предложенный исполнителем по каждому критерию, присваивает по каждому критерию соответствующий балл, умножает каждый такой промежуточный балл на удельный вес его критерия и суммирует получившиеся цифры. Полученная сумма и будет общим баллом заявки.
Оценка заявки школы «Профессионал» |
|||||
---|---|---|---|---|---|
Критерий |
Количество баллов |
Удельный вес критерия |
Промежуточной балл |
||
|
3 |
4 |
5 |
||
Цена |
|
900 тыс. руб. |
|
40% |
4х40/100 = 1,6 |
Опыт аналогичного обучения |
400 ак. часов |
|
|
30% |
3х30/100 = 0,9 |
Количество преподавателей с научной степенью |
|
|
4 к.э.н. |
30% |
5х30/100 = 1,5 |
Общий балл заявки |
4 |
На этапе оценки и сравнения поступивших заявок заказчик руководствуется формулами и алгоритмами сравнения, установленными им при объявлении закупки услуг по обучению. В состав документации должна входить информация о критериях и порядке оценки, сопоставления заявок, каждый поставщик имеет возможность провести анализ собственных шансов на победу (п. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Поскольку состав заявки не установлен законодательством, перечень документов, которые необходимо прикрепить к ней, устанавливает заказчик в документации к закупке. Если закупка не связана с требованиями о наличии лицензий, организатору целесообразно включить в документацию шаблоны справок, которые должен заполнить будущий участник для подтверждения каких-либо сведений.
Поставщику при подготовке документов заявки, особенно справок, информационных писем, не стоит забывать проверять наличие таких шаблонов или требований к содержанию документов. Если шаблон есть в составе документации, то участник не вправе предоставлять документ, составленный в свободной форме. Это будет основанием для отклонения заявки.
К составу направляемой заявки нужно приложить описи приложенных документов.
Подать можно только одну заявку. Функционал электронных торговых площадок позволяет автоматически отзывать старую заявку при подаче новой. Однако если заявка была подана в бумажной форме, то отзыв каждой предыдущей надо делать в письменном виде отдельным письмом.
Заказчик может установить возможность проведения дополнительного этапа переторжки. Ограничений по количеству переторжек нет, но все же чересчур большое их количество может привести к обратному эффекту: участники «устанут» снижать цену или изначально будут подавать предложения по завышенной цене.
Содержание и исполнение договора по итогам закупочной процедуры
Очевидной целью заключения договора на оказание образовательных услуг является получение образования, приобретение учащимся определенных компетенций и знаний. Не имея овеществленного или видимого результата для подтверждения того, что такие знания усвоены слушателем, в самом договоре необходимо предусмотреть условия подтверждения фактически оказанных услуг.
На этапе размещения проекта договора нужно предусмотреть в нем указание количества академических часов занятий, вида (лекция, семинар, практикум и т.д.) и формы занятия (очная, заочная, дистанционная и т.д.), а также особенности порядка и сроки выдачи документов по итогам обучения.
Приложением к договору должно стать и расписание будущих занятий. Если расписание отсутствует и оно не определено в тексте договора, исполнитель будет вправе установить его, исходя из собственных представлений. Если на момент подписания договора заказчик не может заранее предусмотреть точные даты проведения занятий, целесообразно установить обязательный порядок согласования такого расписания сторонами в будущем (путем обмена письмами, заключением дополнительных соглашений и т.д.)
Порядок приемки по итогам предоставления образовательных услуг может варьироваться: подписание отдельных актов после каждого проведенного занятия, единого документа по итогам всего обучения и т.д.
Если предмет договора связан с программами, установленными в соответствии с Законом «Об образовании», то, как при заключении договора, так и при его исполнении, нужно соблюдать правила, предусмотренные соответствующими подзаконными актами.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам 522 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться