Изменения по 223‑ФЗ с 1 января 2018 года

В 2018 году произойдет ряд изменений в порядке осуществления закупок по Закону № 223-ФЗ. Часть вступит в силу с 1 июля 2018 года, а некоторые уже действуют с 1 января. Давайте рассмотрим некоторые из них

Читайте новый материал: «Что изменилось в сфере закупок в условиях пандемии»

В конце 2017 года было принято сразу четыре федеральных закона о внесении изменений в закон № 223-ФЗ:

  • Федеральный закон от 29.12.2017 № 470-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 481-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 496-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, вступили в силу два постановления Правительства РФ о поддержке СМП:

  • постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383;
  • ­постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819.

Рассмотрим подробнее те, которые уже вступили в силу с 1 января 2018 года.

Изменения, связанные с исключениями в регулировании 223-ФЗ в части закупок

Увеличился перечень исключений из Закона № 223-ФЗ

С 31.12.2017 действие Закона № 223-ФЗ не распространяется на:

  1. Заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности (п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
  2. Исполнение заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации (п. 12 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
  3. Осуществление заказчиком закупок товаров, работ, услуг у юридических лиц, которые признаются взаимозависимыми с ним лицами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (пункт 2 статьи 105.1) и перечень которых определен в положении о закупке. При этом в положении о закупке с 31.12.2017 заказчик обязан обосновать включение в указанный перечень взаимозависимых с ним лиц каждого юридического лица (п. 13 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
  4. Закупки товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, с целью осуществления своей деятельности на территории иностранного государства (п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).
Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, действие данного закона не распространяется на отношения, связанные с заключением и исполнением договоровявляющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.

В данной норме не указано, участники каких рынков обращения электрической энергии имеются ввиду – оптового или розничных, поэтому подразумевается, что указанное исключение распространяется и на участников розничного рынка обращения электрической энергии — к которым относятся любые потребители электрической мощности.  

Таким образом, с 31.12.2017 г. договоры энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключаемые заказчиками с гарантирующими поставщиками, не включаются в планы закупок и в отчетность, формируемую заказчиками в 2018 году.

Действие Закона № 223-ФЗ распространено на закупки товаров, работ, услуг для целей коммерческого использования

С 31 декабря 2017 года действие закона распространяется на закупки, связанные с коммерческим использованием товаров, работ, услуг (часть 1 статьи 3 закона № 223-ФЗ).

Теперь у заказчиков есть два варианта:

  1. закупать такие товары, работы и услуги через так называемых взаимозависимых юридических лиц;
  2. включать такие закупок в перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Изменения, связанные с уточнениями и изменениями информации размещаемой в ЕИС

Информация, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС

С 31 декабря 2017 года установлен перечень информации, которую заказчики вправе не размещать в ЕИС:

  1. о закупках ряда финансовых услуг (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ): ­
    • услуги по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций;
    • ­предоставление кредитов и займов;
    • ­услуги по выдаче банковских гарантий и поручительств;
    • ­услуги по открытию и ведению счетов, включая аккредитивы;
    • ­брокерские услуги;
    • ­услуги депозитариев.
  2. о закупках услуг по доверительному управлению имуществом (п. 2 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  3. о закупках, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  4. о закупках, связанных с заключением и исполнением любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества (договоры купли-продажи, аренды, субаренды недвижимого имущества и пр.) (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Теперь заказчики могут не размещать информацию в ЕИС о договорах на расчетно-кассовое обслуживание (то есть не показывать такие закупки ни в планах закупки, ни в реестре договоров). Что касается договоров аренды недвижимого имущества, то нужно указать общее количеств и стоимость заключенных договоров, но информацию о самой закупке (извещение, документацию, протокол) размещать в ЕИС не нужно. Данная норма распространяется только на договоры, заключенные с 1 января 2018 года.

Информация, не подлежащая размещению в ЕИС

Расширены полномочия Правительства РФ в части определения информации, не подлежащей размещению в ЕИС. Вступили в силу с 31 декабря 2017 года.

Статья 4 Закона № 223-ФЗ:

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Перечень документов, размещаемых в ЕИС

С 31 декабря 2017 необходимо вносить в ЕИС решения о присоединении к положению о закупке, о присоединении к изменениям в положение о закупке органов управления дочерних хозяйственных обществ (ч. 4 и 5 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Решение о присоединении должно быть размещение в ЕИС в течение 15 календарных дней со дня его принятия. Положение о закупке вносить в ЕИС не нужно.

Уточнена ответственность заказчика в случае не размещения положения о закупках в ЕИС 

Если заказчик в установленные законом сроки не разместил утвержденное положение о закупке (или решение о присоединении к положению о закупке), на него распространяются основные положения Закона № 44-ФЗ до выполнения им указанных действий, в части:

  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
  • выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • осуществления закупок у СМП, СОНКО;
  • применения требований к участникам закупок;
  • оценки заявок, окончательных предложений участников закупки;
  • создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
  • определения поставщика (исполнителя, подрядчика),
  • осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Изменение правил обжалования по 223-ФЗ

С 31 декабря 2017 года расширен перечень оснований для административного обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок в ФАС России, а также круг лиц, которые могут подавать такие жалобы.

В этом видеосовете Станислав Грузин расскажет, что изменилось с 2018 года в правилах обжалования 223-ФЗ.

Смотрите отрывок из вебинара «Работа по 223-ФЗ в 2018 году: последние изменения»:

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.01.2018

С 1 января 2018 года расширен круг заказчиков, которые обязаны закупать товары, работы, услуги у субъектов МСП:

Теперь такая обязанность возлагается на:

  1. всех заказчиков (за исключением автономных учреждений и заказчиков, являющихся субъектами МСП), годовой объем выручки которых за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  2. заказчиков, являющихся кредитными организациями (за исключением заказчиков - субъектов МСП), у которых величина активов за предшествующий календарный год превышает 500 млн. рублей.
  3. заказчиков, являющихся автономными учреждениями, общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год которых превышает 250 млн. рублей.

Также форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов МСП дополнена следующими сведениями:

  • о доле закупок у СМП в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;
  • о доле закупок у субъектов малого предпринимательства по результатам проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, участниками которых являются только.

Увеличены квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 № 819, вступившее в силу с 1 января 2018 года, увеличивает обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП с 10% до 15%. 

Информационные системы

Разрешено использование корпоративных, региональных и муниципальных информационных систем для размещения информации, которая подлежит размещению в ЕИС по 223-ФЗ.

Если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, отличается от информации, размещенной в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

32 402