Наличие доходов и расходов будущих периодов значительно усложняет учет движения средств. Разберем причины, при которых возникают такие суммы, рассмотрим, как правильно выстроить бухгалтерский учет и учетную политику организации.
Доходы будущих периодов: что к ним относится
Речь идет о денежных средствах, которые учреждение по факту получило (начислило), но учитываться они будут в других, еще не наступивших периодах, например:
- арендная плата, перечисленная за какой-то длительный период единым платежом;
- доходы по соглашениям о субсидиях, в том числе целевых, которые будут предоставлены в следующем отчетном году;
- средства, полученные из бюджета на определенные цели, но не истраченные в отчетный период;
- предстоящие поступления по недостачам за прошлые периоды;
- доходы от подписки на газеты / журналы / электронные СМИ;
- доходы от абонентской платы, продажи годовых/квартальных/месячных абонементов;
- предстоящий возврат обнаруженных недостач и пр.
Этот перечень может быть дополнен иными позициями согласно отраслевой специфике или иным потребностям учреждения. Главное — перечислить их в учетной политике с указанием критериев отнесения сумм к разряду доходов будущих периодов. Например, к ним можно причислить спонсорскую помощь и гранты при условии, что они будут работать как долгосрочный актив.
Как вести учет
В бухгалтерском учете доходы рассматриваемого типа фиксируются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). За основу берутся виды доходов, прописанные в плане ФХД, в разрезе договоров, контрактов и соглашений. Суммы отражаются на счетах аналитического учета:
- 0 401 40 131 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»;
- 0 401 40 172 «Доходы будущих периодов от операций с активами»;
- 0 401 40 189 «Прочие доходы будущих периодов» и пр.
На товары/работы/услуги, облагаемые НДС, учреждение обязано начислить сумму налога в момент зачисления средств от их реализации. В расчете следует использовать алгоритм расчета авансов (ставки 10/110 или 18/118). В дальнейшем начисленные суммы НДС можно принять к вычету.
Когда наконец наступает период, к которому относятся учтенные ранее доходы, их сумму переводят на текущие доходы учреждения. Оформить это можно такой операцией:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов |
0 401 40 1XX |
0 401 10 1XX |
Расходы будущих периодов: что к ним относится
Расходы также могут быть начислены учреждением в одном отчетном периоде, но относиться к будущим временным отрезкам. К таким суммам можно отнести:
- затраты на страхование имущества учреждения, гражданской ответственности работников;
- отпускные выплаты;
- приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами на протяжении нескольких отчетных периодов;
- подготовительные работы к дальнейшему производству;
- оплата ремонта ОС, который ведется неравномерно;
- расходы, направленные на освоение передовых технологий, установку нового оборудования;
- расходы на рекламу и пр.
Учреждение при необходимости имеет право закрепить в учетной политике другие виды расходов, например стоимость лицензирования нового вида деятельности. Важно не перепутать расходы будущих периодов с резервами на будущие расходы — для них используются разные схемы учета (п. 302 Инструкции № 157н).
Обратите внимание: доходы будущих периодов — это пассив, они уменьшают финансовый результат, а затраты предстоящих периодов — актив, они его увеличивают.
Как вести учет
Учреждение ведет учет расходов будущих периодов в соответствии со сметой (планом ФХД), по видам выплат, государственным (муниципальным) контрактам (договорам) и соглашениям. Для учета используется счет 0 401 50 000. Как и доходы, расходы списывают поэтапно. Порядок должен быть зафиксирован учетной политикой организации: одинаковыми суммами в течение всего срока или пропорционально количеству выпущенной продукции. Последний способ чаще всего используют промышленные предприятия, крупные производства. Кроме того, в документе учреждение может прописать дополнительные требования к аналитическому учету таких расходов, например, если того требует отраслевая специфика деятельности.
Чаще всего бухгалтеры используют следующие счета:
- 0 401 50 211 «Расходы будущих периодов по заработной плате»;
- 0 401 50 212 «Расходы будущих периодов по прочим выплатам»;
- 0 401 50 225 «Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества»;
- 0 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»;
- 0 401 50 262 «Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению».
Еще раз хочется обратить внимание, что расходы будущих периодов — это не авансы, эти средства уже потрачены учреждением, и возврат их невозможен, в отличие от авансовых платежей. И здесь часто возникают споры: к какому виду затрат отнести подписку на периодические СМИ и как учесть НДС. Существует точка зрения, согласно которой стоимость подписки следует отнести к авансам, если в договоре прописана обязанность издателя с определенной периодичностью предоставлять учреждению экземпляры печатных или электронных изданий в течение срока подписки. Если в договоре не указана такая обязанность, то потраченные суммы следует причислить к расходам будущих периодов.
При этом налог подлежит вычету в стандартном порядке, если деятельность организации облагается. Если нет, то сумму налога следует отнести к понесенным затратам.
Списание расходов будущих периодов проходит поэтапно. Главное — записать выбранный способ в учетной политике.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Списаны расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов, на финансовый результат текущего финансового года |
0 401 20 2XX 0 109 X0 000 |
0 401 50 XXX |
На конкретных примерах
Пример 1. Научными сотрудниками Института тяжелых металлов была разработана «Электронная энциклопедия изотопов». В декабре текущего года неисключительные права на данный программный продукт были предоставлены другой организации на один год. Стоимость составила 36 000 рублей (НДС не облагается). Институт получил указанную в договоре сумму полностью и отнес ее к коммерческой, приносящей доход деятельности.
Операции, связанные с предоставлением неисключительных прав, в том числе с учетом доходов будущих периодов, будут отражены записями:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Отражена сумма дохода за предоставление неисключительных прав |
2 205 30 560 |
2 401 40 131 |
36 000 |
Зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства как оплата неисключительных прав |
2 201 11 510 |
2 205 30 660 |
36 000 |
Списана месячная часть доходов будущих периодов за предоставление неисключительных прав (запись делается в конце декабря текущего года) |
2 401 40 131 |
2 401 10 131 |
3 000 (24 000 руб. / 12 мес.) |
В результате всех операций на 1 января года, следующего за отчетным, на счете 0 401 40 000 возникает кредитовое сальдо, отражаемое в строке 620 (624) баланса в сумме: 36 000 — 3 000 = 33 000 руб.
Пример 2. Муниципальное бюджетное учреждение «Воткинский колледж» 22 ноября 2017 года внесло оплату в размере 6 000 рублей в счет оплаты договора ОСАГО на автомобиль, находящийся в собственности учреждения. Деньги были взяты из средств от коммерческой деятельности. Срок действия страховки с 01.12.2017 по 30.11.2018. В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Перечислены денежные средства страховой компании |
2 206 26 560 |
2 201 11 610 ЗБ 18 |
6 000 |
Приняты к учету расходы по страховке |
2 401 50 226 |
2 302 26 730 |
6 000 |
Списана предварительная оплата |
2 302 26 830 |
2 206 26 660 |
6 000 |
Отражено ежемесячное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат |
2 401 20 226 |
2 401 50 226 |
500 (6 000 руб. / 12 мес.) |
И в заключение
Учреждение обязано проводить инвентаризацию денежных средств, в том числе доходов и расходов будущих периодов. Чаще всего ее проводят раз в год — перед составлением годовой отчетности. Проверка проводится инвентаризационной комиссией в штатном порядке: с изучением первичных документов, проверкой их на соответствие реальным затратам, фиксацией результатов. По итогам инвентаризации комиссия заполняет Акт о результатах инвентаризации (форма 0504835), где отмечает общую сумму расходов за отчетный период, расхождения между планом и фактом. Документ составляется в двух экземплярах, один остается у комиссии, второй передается в бухгалтерию.
Своевременная инвентаризация доходов и расходов будущих периодов позволит бухгалтеру разграничить эти виды расчетов с авансами, резервами на будущие расходы и иными суммами.