Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии

Принцип профессионализма и требование к профессии

Ст. 9 Закона № 44-ФЗ закрепляет принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, достигается в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно: за несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами, установлена ст. 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ содержит требования к квалификации сотрудников, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и принятым на основании типового положения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе».

Заказчик обязан создать контрактную службу, если его СГОЗ превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). Остальные заказчики самостоятельно решают, создавать ли контрактную службу. Если она не создается, то ее функции выполняет контрактный управляющий.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение заказчиком постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы, без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб. и у него отсутствует контрактная служба, заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Обучение для заказчика
Управление закупками по 44-ФЗ. Повышение квалификации, 120 ак. часов
Подробнее о курсе

Руководитель контрактной службы назначается на должность приказом руководителя заказчика, лицом, исполняющим его обязанности, лицом, уполномоченным руководителем.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ).

Закупочная комиссия является коллегиальным органом, которая имеет полномочия рассмотрения и оценки заявок.

В силу Закона № 44-ФЗ (ч. 5 ст.39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии заказчик отдает преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки извещения, заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, в том числе физические лица, подавшие заявки на участие либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  • физические лица, являющиеся участниками (акционерами) организаций, подавших заявки на участие в закупке, членами их органов управления, кредиторами участников закупки;
  • должностные лица органов контроля, указанных в ч. 1 ст. 99 44-ФЗ, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

Члены комиссии обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе с учетом информации, предоставленной заказчику в соответствии с ч. 23 ст. 34 44-ФЗ.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями ст. 9 Закона № 44-ФЗ, призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно: данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. Это означает, что необходимо соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер, например, для разработки должностных инструкций.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путем применения профессиональных стандартов.

Подводя итог, еще раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок. Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и прежде всего в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

54 965
Материалы по теме
🔔 Бесплатная онлайн‑конференция

Реалии рынка 2023–2024
Что делать маркетингу и продажам?