Объекты и схемы учета материалов, основных средств или расчетов с контрагентами прозрачны, потому что близки к реалиям жизни. Но когда бухгалтер начинает работать с будущими периодами, предстоящими расходами, иллюзорность объектов и событий вносит путаницу. Такие участки учета требуют особого внимания.
Зачем нужны резервы предстоящих расходов
Данное понятие впервые появилось в Инструкции № 157н от 01.12.2010 и описывает суммы, для которых нельзя определить величину или время исполнения. Это слабо прогнозируемые статьи расходов, тем не менее их нужно каким-то образом относить на финансовый результат учреждения. Резервы предстоящих расходов и платежей формируются именно для того, чтобы равномерно распределять такие суммы в течение года. Подход к их учету особый и не всегда понятный даже опытным бухгалтерам.
Инструкция № 157н не обязывает учреждения закладывать такие расходы на будущее, но, учитывая рекомендации Минфина России (письмо № 02-07-07/28998 от 20.05.2015) формировать резервы все-таки стоит для некоторых видов затрат:
- штрафных санкций/пеней/компенсаций;
- выплат за предстоящие отпуска по фактически отработанному времени;
- компенсаций за неиспользованные работниками отпуска, в том числе суммы за социальное страхование;
- финансовых обязательств, которые могут возникнуть в силу реструктуризации или ликвидации учреждения;
- резервы на гарантийное обслуживание;
- иных обязательств, для которых нельзя установить точную сумму и/или время исполнения.
Суммы отпускных и компенсаций — самый наглядный и распространенный вид предстоящих расходов. Подробные разъяснения по ним дал Минфин России в том же письме № 02-07-07/28998.
В каждом учреждении может быть свой перечень предстоящих расходов. Важно, чтобы он был зафикисрован в учетной политике с указанием вида резерва, даты его создания, периодичности расчета (раз в месяц, квартал или год) и пр.
Резерв предстоящих расходов vs расходы будущих периодов
Несмотря на то что оба понятия определяют суммы, которые будут потрачены в будущем, существует определенная разница в содержании и учете этих расходов.
В отличие от резервов, расходы будущих периодов — это уже начисленные учреждением суммы. Размер этих затрат определен, они относятся к одному или нескольким периодам в будущем и в бухгалтерском учете признаются согласно датам
В бухгалтерском учете доходы такого типа отражаются на счете 0 401 40 000 (п. 301 Инструкции № 157н от 01.12.2010). Когда наступает период, к которому относятся ранее учтенные доходы, суммы переходят на текущие доходы учреждения.
Резервы предстоящих доходов и платежей отличаются прежде всего тем, что нельзя точно спрогнозировать величину и/или время исполнения: будут ли они потрачены полностью, во II или в III квартале и пр.
Учет резервов предстоящих расходов
Резервы предстоящих расходов и платежей зачисляются на отдельный счет 0 401 60 000 (п. 302 Инструкции № 157н). Анализ потраченных средств по этому счету позволяет учреждению определять резервные суммы, чтобы покрыть отложенные обязательства.
Минфин России в письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» рекомендует учреждениям детализировать счет и в приложении № 1 приводит пример такой детализации.
Рис. 1. Рабочий план счетов
Учреждение может разработать собственную детализацию расходных статей, но ее также следует утвердить в учетной политике учреждения.
Чтобы в бухгалтерском учете правильно отразить операции по счету, надо опираться на положения инструкции, соответствующей типу учреждения:
— для казенных — Инструкция № 162н от 06.12.2010;
— для бюджетных — Инструкция № 174н от 16.12.2010;
— для автономных — Инструкция № 183н от 23.12.2010.
Рис. 2. Основные операции, используемые для учета
Счет 401 60 требует равномерно относить расходы на финансовый результат. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную для него периодичность — раз в месяц или реже.
Учреждение вправе менять или списывать суммы резервов. Их корректировка проводится с опорой на результаты инвентаризации в порядке, утвержденном учетной политикой. Изменяется сумма резерва той же операцией, что используется при формировании, но методом «красное сторно».
Резерв можно потратить только на те цели и обязательства, для которых он и был сформирован. Если резерв не был израсходован в отчетном году, остаток надо скорректировать и перенести на следующий год на ту же статью расходов. Если такого же вида затрат учреждение не планирует, резервная сумма должна быть скорректирована.
Пример. МАУ «Петровская районная школа искусств» на 30 июня 2017 года начислило резервы предстоящих расходов на отпускные выплаты — 400 000 рублей и уплату страховых взносов — 120 000 рублей. Резервы были сформированы из средств, полученных от коммерческой деятельности.
В августе 2017 года пять сотрудников отправились в отпуск. Бухгалтерия начислила им отпускные в сумме 90 000 рублей, сумма страховых взносов составила 27 000 рублей.
Данные операции будут выглядеть так:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражены затраты по формированию резерва расходов на отпускные выплаты | 2 109 61 211 2 109 60 213 |
2 401 61 211 2 401 61 213 |
400 000 120 000 |
Отражены обязательльства по формированию резервов на отпускные выплаты сотрудникам и страховым взносам | 2 506 90 211 2 50690 213 |
2 502 99 211 2 502 99 213 |
400 000 120 000 |
Начислены отпускные | 2 401 61 211 | 2 302 11 000 | 90 000 |
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды | 2 401 61 213 |
2 303 02 000 |
27 000 |
Приняты обязательства по отпускным выплатам текущего года |
2 506 10 211 |
2 502 99 211 |
90 000 |
Уменьшено отложенное обязательство по отпускным выплатам методом «красное сторно» | 2 506 90 211 2 506 90 213 |
2 502 99 211 2 502 99 213 |
(90 000) (70 000) |
Несмотря на очевидную пользу, резервы предстоящих расходов — достаточно трудоемкий участок учета. Хорошим подспорьем для бухгалтера будет автоматизация этих процессов. Современные учетные программы позволяют отслеживать суммы резервов, корректно разносить их по счетам и учитывать при подготовке отчетности.