8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Как вести бухгалтерский учет на УСН

Юлия Бусыгина, Контур.Школа, 14 мая 2015

Как сформировать учетную политику в целях бухгалтерского учета? Как определить остатки по счетам? Как организовать учет и сделать его проще? У упрощенцев возникает куча вопросов по ведению бухучета. Наша статья поможет вам проверить правильность своих действий.

Проверяем, правильно ли организован бухгалтерский учет

Согласно п.1 ст.7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Прежде чем начать вести бухгалтерский учет, руководителю следовало приказом возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера, на иное должностное лицо или передать на аутсорсинг. В случае если упрощенцы относятся к компаниям малого бизнеса, то руководитель имеет право возложить ведение бухгалтерского учета на себя.

Но, обратите внимание, согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ, физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

Таким образом, если руководитель принимает решение не принимать на работу штатного бухгалтера и заключает договор на ведение бухгалтерского учета (например, договор гражданско-правового характера) с физическим лицом, то данное физическое лицо должно соответствовать требованиям закона № 402-ФЗ.

Юридическое лицо, с которым заключается договор, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. То есть, если руководитель заключает договор на ведение бухгалтерского учета с аутсорсинговой компанией, то хотя бы один сотрудник данной компании должен соответствовать требованиям, указанным в ч. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ.

Также не менее важно убедиться, что хранение документов бухгалтерского учета организовано правильно. Правила отражены в ст.29 Закона № 402-ФЗ.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Проверяем выбор формы ведения бухгалтерского учета

«Упрощенцы», являющиеся компаниями малого бизнеса, могут вести бухгалтерский учет по формам, предложенным Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н. Здесь доступны два варианта:

  1. простая форма ведения бухгалтерского учета (применима только для компаний с числом операций не более 30 в месяц);
  2. форма с применением регистров бухгалтерского учета (ведомостей).

При первом варианте ведется Книга по форме № К-1.

При втором варианте ведутся ведомости, которые также приведены в Типовых рекомендациях. Каждому участку бухгалтерского учета соответствует своя ведомость. Например, для учета начисленной и выплаченной заработной платы, а также для отражения НДФЛ и страховых взносов, применяется ведомость по форме № В-8. А ведомость по форме № В-9 является итоговой, на ее основании составляется бухгалтерская отчетность.

Ну и, конечно же, вести бухгалтерский учет можно автоматизировано, то есть с применением бухгалтерских программ.

Обратите внимание, любой из выбранных вариантов следует прописать в учетной политике.

Вот такие подготовительные действия должны быть проведены в компаниях, применяющих УСН.

Как упростить бухгалтерский учет?

А теперь возникает вопрос: возможно ли компаниям малого бизнеса, применяющим УСН, упростить порядок ведения бухгалтерского учета? Да, законодательством предусмотрен ряд послаблений для таких компаний. Например, обратимся к Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»:

  • Возможность признания доходов и расходов по кассовому методу (по мере поступления и расходования денег) п. 19 ПБУ 9/99 и п.12 ПБУ 10/99;
  • Не применение отдельных положений по бухгалтерскому учету;
  • Возможность учета всех финансовых вложений по первоначальной стоимости (ПБУ 19/02);
  • Применение упрощенного рабочего плана счетов;
  • Отказ от переоценки основных средств (ПБУ 6/01) и нематериальных активов (ПБУ 14/07);
  • Отказ от отражения обесценения нематериальных активов в бухгалтерском учете (ПБУ 14/07);
  • Возможность отражения в отчетности последствий изменений в учетной политике перспективно (только в текущем периоде);
  • Отказ от отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов, в том числе отказ от создания резервов предстоящих расходов (ПБУ 8/01).

И в заключение. Вести бухгалтерский учет следует правильно и своевременно. Это позволит вам успешно подготовить и сдать отчетность. Отказ от ведения бухгалтерского учета приведет к налоговой и административной ответственности.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

    1071 просмотр
Для гл.бухгалтера на УСН. Диплом о профессиональной переподготовке 256 ак.часов. 33 онлайн-урока: теория и практика
Смотреть программу
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!