Изменения в закупках с 1 июля 2018 года: важное для поставщика

Костакова Е. В., эксперт
15 августа 2018

С 1 июля 2018 года заказчики по Закону 44-ФЗ получили право проводить все закупки на электронных площадках. В статье расскажем о том, какие изменения в связи с этим произошли для поставщиков.

Квалифицированная подпись

Комментирует эксперт Удостоверяющего центра СКБ Контур Иван Быков:

До сих пор ситуация с переходом на квалифицированную подпись для торгов по 44-ФЗ остаётся неопределённой, т.к. нет четкого понимания, с какого момента новое требование должно стать обязательным. И даже последнее совместное письмо от 01.08.2018 № 24-06-05/54209 и ОП-П15-085-18306 Минфина и Минкомсвязи, призванное внести разъяснение по этому вопросу, не даёт однозначной трактовки требований к сертификатам для Госзаказа.

С одной стороны, согласно 504-ФЗ, с 1 июля 2018 участники должны использовать квалифицированные сертификаты.  С другой стороны, в своём письме Минфин и Минкомсвязь указывают, что до 1 октября 2018, когда закупки начнут проходить на площадках из утверждённого нового списка Минфина, следует работать по старым правилам. По факту они признают действие «Соглашения о функционировании электронной площадки для проведения открытых аукционов в электронной форме», заключенного ещё в 2010 году между Минэкономразвития России и ФАС России с каждым из отобранных операторов ЭТП Госзаказа.

Приложением к данному соглашению является «Регламент получения сертификатов ключей подписи и использования электронной цифровой подписи», который предусматривает ряд дополнительных требований как к самому составу сертификата, так и к порядку его выдачи. Это означает, что обычный квалифицированный сертификат не подойдёт.

Сложился правовой конфликт старой и новой законодательных норм. Каждая торговая площадка Госзаказа использует ее по собственному усмотрению: часть из них требует наличия в квалифицированном сертификате дополнительных сведений согласно старым нормам, а часть принимает обычные квалифицированные сертификаты.

В таких непростых условиях советуем поставщикам по 44-ФЗ при покупке электронной подписи выбирать универсальное решение - квалифицированный сертификат, при этом отвечающий старым нормам, определённым Регламентом 2010 года.

С 1 июля 2018 участники должны использовать квалифицированные сертификаты. Получить такой можно в аккредитованном удостоверяющем центре, то есть в том, который получил подтверждение о соответствии требованиям 63-ФЗ. Важное уточнение касается текущей работы. Минфин и Минкомсвязь указывают, что до 1 октября 2018, когда закупки начнут проходить только на площадках из списка Минфина, следует работать по старым правилам. До октября можно проводить торги на всех ранее отобранных площадках и подписывать документы неквалифицированной подписью.

Повышайте квалификацию на курсе «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.часов. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта

Электронные площадки

Работу электронной площадки обеспечит оператор. Оператором ЭП может быть только юридическое лицо в форме ООО или непубличного АО. В уставном капитале юрлица доля иностранных граждан или лиц без гражданства, иностранных юрлиц должна составлять не более чем 25%. Оператор должен владеть электронной площадкой, в том числе необходимым для работы ЭП оборудованием и программами.

Правительство уже определило перечень площадок, на которых будут проводиться электронные закупки. Отобрали восемь электронных площадок и одну специализированную ЭТП. Организации, которые планировали стать оператором ЭТП, направляли обращения и пакет документов в Минфин. В перечень операторов ЭТП включили:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  2. АО «Единая электронная торговая площадка»;
  3. АО «Российский аукционный дом»;
  4. АО «ТЭК — Торг»;
  5. АО «Электронные торговые системы»;
  6. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  7. ООО «РТС — тендер»;
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

В перечень операторов специализированных ЭТП, которые вправе проводить закрытые электронные процедуры, пока включили только одну организацию — ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Проводить электронные закупки на аккредитованных ЭТП с 1 июля 2018 года — право, а с 1 января 2019 года — обязанность заказчиков. ЭТП начнут официально функционировать только после того, как заключат соглашение с Минфином и ФАС. Крайний срок заключить соглашение — 1 октября 2018 года. До этого момента заказчики вправе проводить электронные процедуры на ЭТП, которые действуют сейчас. Каждая ЭТП, которую аккредитует Правительство, обязана обеспечить более 10 тыс. электронных процедур в сутки и возможность подать 1000 предложений по цене контракта в секунду. Оператор обязан обеспечить круглосуточную поддержку по вопросам работы ЭТП по телефону и электронной почте. Отвечать на обращения пользователей по электронной почте оператор обязан в течение суток. Среднее время ожидания ответа на звонок не должно превышать 5 минут. Такие требования к ЭТП прописали в постановлении Правительства от 08.06.2018 № 656.

Площадки будут функционировать по старым правилам, но проводить закупки — по новым, как следует из редакции Закона № 44-ФЗ от 1 июля. Позицию изложил Минфин в письме от 25.06.2018 № 24-06-08/43650.

Кроме этого операторы электронных площадок смогут брать деньги за то, что проводят электронный аукцион. Раньше плата была под запретом. Также запрещалось брать деньги с участников электронного аукциона за аккредитацию и за участие в закупке. Порядок и размеры платы Правительство вправе устанавливать с 1 июля 2018 года (пп. «б» п. 39 статьи 1 Закона № 504-ФЗ).

Специальные счета

Согласно изменениям, участники закупок должны вносить обеспечение в специальные счета в банках, а не на счета площадок, как было раньше. Это сделано для того, чтобы деньги, удержанные площадкой для целей обеспечения заявки, не блокировались, а приносили доход участникам. Если поставщик крупный, участвует сразу в нескольких закупках, то в обеспечение выводятся достаточно большие суммы. Когда деньги заблокированы — они не приносят доход. В случае же со спецсчетом, участники будут получать процент, как если бы эти деньги лежали на обычном депозите.

А вот площадки будут терять деньги, в связи с тем, что у них заберут обязанность по ведению счетов под обеспечение.

С 1 октября 2018 площадки начнут работать со спецсчетами. С 1 января 2019 эта норма станет обязательной. Перечень банков, в которых участники могут открывать спецсчета, опубликован в распоряжении от 13.07.2018 № 1451-р. В него вошло 18 банков:

  1. Сбербанк;
  2. Банк ВТБ;
  3. Газпромбанк;
  4. Россельхозбанк;
  5. Альфа-Банк;
  6. Московский кредитный банк;
  7. Банк «ФК Открытие»;
  8. Райффайзенбанк;
  9. Росбанк;
  10. ВБРР;
  11. Промсвязьбанк;
  12. Банк «РОССИЯ»;
  13. Банк «Санкт- Петербург»;
  14. Совкомбанк;
  15. РНКБ Банк;
  16. РосЕвроБанк;
  17. ОТП Банк;
  18. ЮниКредит Банк.

Следите за тем, когда банк подпишет соглашения о взаимодействии со всеми операторами электронных площадок. Только после этого можно будет заключить договор спецсчета или допсоглашение об использовании имеющегося счета в качестве специального.

На настоящий момент спецсчета ещё не введены в действие и возможно сроки их ввода будут ещё отодвигаться, так, как они уже отодвигались неоднократно.

Заполнение заявки

Теперь необходимо указывать паспортные данные руководителя, то есть лица, имеющего право действовать без доверенности в составе второй части заявки (ч. 11 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ). Большинство площадок уже внесли изменения и ввели дополнительную строку, куда вы можете внести паспортные данные, скан паспорта. В случае, если площадка не позволяет вам этого сделать, то лучше перестраховаться и эту информацию добавить в состав второй части заявки.

Без паспортных данных руководителя во 2 части заявки заказчик может признать заявку не соответствующей требованиям.

Каждая площадка ввела электронный интерфейс заполнения декларации. Теперь прикладывать общую декларацию и декларацию о том, что вы СМП, не нужно. Достаточно поставить галочки, когда заполняете заявку на сайте.

Не нужно указывать страну происхождения товара в первой части заявки. Если ваш товар попадает под категорию преимуществ или ограничений, то вы страну происхождения указывать обязаны.

    5 720 просмотров
Для руководителя контрактной службы или контрактного управляющего, 12 онлайн-уроков, Удостоверение о повышении квалификации 144 часа
Программа курса

Материалы по теме

Бесплатно
Воронцов П. П., Китаева С. Н., Конюхова Е. В., Майский Ю. А., Межникова Ю. Л.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!