Демпинг цен в закупках по 44‑ФЗ

Перечисляем основные виды демпинга и рассказываем, почему компании в принципе выбирают такую стратегию при участии в госзакупках

Демпинг — это продажа товаров или услуг по искусственно заниженным ценам. Как правило, такие цены существенно ниже рыночных, а порой даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Применительно к госзакупкам демпинг рассматривается как подача заведомо низких цен в составе заявки для ликвидации конкурентной среды.

Демпинговых схем в закупках по 44-ФЗ, как, впрочем, и по 223-ФЗ, немало, и порой заказчик не сразу понимает, что участник закупки непосредственным образом влияет на цену на торгах. Контур.Школа помогает разобраться в этом вопросе: нюансы и особенности снижения стоимости контракта обсуждаются на вебинаре «Демпинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». В частности, эксперт Денис Шадрин рассказывает о том, какие виды демпинга цен существуют на рынке, почему участники закупок прибегают к хитростям понижения цены и к чему приводят эти действия.

Где встречается демпинг

1. Аукционы и запросы котировок

Откровенно говоря, компании — любители демпинга адаптировали свои стратегии под каждую из форм закупок. В аукционах и запросах котировок, например, на первое место выходит такой вид демпинга, как выбор по цене. Победителем становится тот участник, который предлагает минимальную цену.

2. Запросы предложений и открытые конкурсы

Выбор победителя в этих формах закупок осуществляется не только по цене, но и по неценовым критериям. Однако превалирующий процент выбора участника проходит все же по цене.

3. Мониторинг цен

В этом случае речь идет о предтендерном этапе участия в закупках. Демпинг цен здесь заключается в подаче нескольких заведомо низких предложений по формированию цены. Как правило, компания-демпингер подключает к этому процессу своих партнеров или какие-то свои аффилированные юридические лица. Делается это для того, чтобы полностью обвалить рынок проводимой закупки.

Причины демпинга

Основных причин демпинга несколько:

1. Наработка клиентской базы

Участники любой ценой хотят победить в государственных закупках, даже если они понимают, что на выигранном таким образом контракте они не только не заработают, но и уйдут в минус. Активно демпингуя, они, грубо говоря, покупают себе опыт участия в госзакупках, который в дальнейшем позволит им выходить уже на более крупные и престижные контракты: большой опыт успешно проведенных закупок без нарушений здесь является номинативным, но тем не менее обязательным условием для выхода на многомиллионные государственные контракты, участие в которых проходит уже по всем правилам.

Бесплатные вебинары по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Участие в закупках. Изменения. Эксперты-практики в Контур.Школе.
Посмотреть расписание

2. Отсев конкурентов

Представим, что есть компания или индивидуальный предприниматель, расходы которых довольно малы, поэтому закладывая маржу в 10% или 15% от себестоимости товара или услуги, они уже начинают зарабатывать. Для таких участников предлагать более низкую цену вполне нормально. А вот для крупного игрока рынка, в расходы которого входят и аренда офиса, и зарплата сотрудников, и многие другие показатели, низкая цена — непозволительная роскошь. Таким образом, малый бизнес и скромные ИП становятся серьезными конкурентами большим компаниям, поскольку для потенциального заказчика их услуги обходятся гораздо дешевле.

3. Перепродажа объемов

Здесь речь идет о коллаборациях нескольких партнеров. Практика объединения ряда компаний при участии в закупках встречается нередко. Собственно, из-за подобных решений заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ в закупочной документации начали прописывать пункт, запрещающий привлечение субподряда на выполнение условий контракта: случалось, что, выиграв контракт по минимальной цене, компания просто не могла поставить товар или оказать услугу по сниженному тарифу, поэтому привлекала партнеров для удовлетворения требований по контракту, выплачивая им скромные комиссионные. Несмотря на то что обе стороны получали свою долю выгоды от такого сотрудничества, по большому счету в этом случае происходил обман заказчика, поскольку фактическим исполнителем оговоренных условий оказывалась совсем не та компания, которая победила в закупке и подписала контракт.

Больше подробностей о демпинге, его последствиях и способах борьбы с ним — в вебинаре «Демпинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». 

24 645