Коронавирус как форс‑мажор при госзакупках

В связи с влиянием пандемии на государственные закупки Правительством РФ приняты меры поддержки для заказчиков

В Москве коронавирус признали чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством 14 марта 2020 г., в Московской области — 13 марта 2020 г. 17 марта 2020 г. Банк России выпустил пресс-релиз, перечислив меры поддержки экономики в период борьбы с коронавирусом. Их планируют придерживаться Банк России и Правительство РФ. Согласно этому документу, изменен подход к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации. В частности, они могут рассчитывать на отмену штрафов по контрактам, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации не удалось исполнить вовремя. Специальное урегулирование по контрактам, исполнение которых происходит в нестабильных условиях, вводят также и региональные власти.

Давайте посмотрим, какие ведомства отреагировали на сложившуюся ситуацию и какие инициативы с их подачи были приняты.

Указ Мэра Москвы

Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», где говорится о введении режима повышенной готовности, положил начало периоду самоизоляции в России. В соответствии с п. 13 Указа, распространение новой коронавирусной инфекции в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и считается обстоятельством непреодолимой силы». Как эта норма может быть применена в контрактной системе? В силу обстоятельств непреодолимой силы заказчики и поставщики могут оказаться в режиме вынужденной изоляции, который может повлечь за собой неисполнение обязательств по контракту. В дальнейшем это обстоятельство дает возможность освободить стороны контракта от уплаты неустойки в соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона №44-ФЗ.

Министерство финансов

17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы. Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок. Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется. В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.

Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса. Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.

Федеральная антимонопольная служба

Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, антимонопольная служба также признает пандемию обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, будет учитывать это при рассмотрении жалоб по закупкам, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а также при проведении проверок.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ
Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

ФАС уже сталкивается с обращениями заказчиков, проводивших торги на организацию форумов и выставок, которые должны были состояться в апреле и мае 2020 года. Сейчас, когда приходит время подводить итоги таких торгов, очевидно, что запланированные мероприятия не состоятся по графику в виду мирового карантина. Если в обычных обстоятельствах закон о контрактной системе не позволяет отменить такую закупку, то в условиях, когда мероприятия по профилактике распространения COVID-19 признаны форс-мажором, это возможно.

Также ФАС особое внимание обращает на то, что закупки у единственного поставщика, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий инфекции могут проводиться при условии, что между целью, которой является борьба с коронавирусом, и предметом закупки установлена причинно-следственная связь.

Штрафы для заказчика

В обычных условиях и в ситуации пандемии коронавируса как форс-мажора при исполнении контрактов применяются следующие суммы штрафов для заказчиков:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам с ценой до 3 млн руб. влечет взыскание штрафа в сумме одной тысячи руб.
  • С ценой от 3 млн до 50 млн — 5 тыс. руб.
  • С ценой от 50 млн до 100 млн — 10 тыс. руб.
  • С ценой выше 100 млн — 100 тыс. руб.
3 023
Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем заказчиков и поставщиков
Посмотреть программу

Материалы по теме

Бесплатно
Воронцов П. П., Китаева С. Н., Конюхова Е. В., Майский Ю. А., Межникова Ю. Л.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!