В связи с влиянием пандемии на государственные закупки Правительством РФ приняты меры поддержки для заказчиков
В Москве коронавирус признали чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством 14 марта 2020 г., в Московской области — 13 марта 2020 г. 17 марта 2020 г. Банк России выпустил пресс-релиз, перечислив меры поддержки экономики в период борьбы с коронавирусом. Их планируют придерживаться Банк России и Правительство РФ. Согласно этому документу, изменен подход к государственным контрактам по поставщикам, попавшим под негативное влияние сложившейся ситуации. В частности, они могут рассчитывать на отмену штрафов по контрактам, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации не удалось исполнить вовремя. Специальное урегулирование по контрактам, исполнение которых происходит в нестабильных условиях, вводят также и региональные власти.
Давайте посмотрим, какие ведомства отреагировали на сложившуюся ситуацию и какие инициативы с их подачи были приняты.
Указ Мэра Москвы
Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ «О внесении изменения в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ», где говорится о введении режима повышенной готовности, положил начало периоду самоизоляции в России. В соответствии с п. 13 Указа, распространение новой коронавирусной инфекции в сложившихся условиях является чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и считается обстоятельством непреодолимой силы». Как эта норма может быть применена в контрактной системе? В силу обстоятельств непреодолимой силы заказчики и поставщики могут оказаться в режиме вынужденной изоляции, который может повлечь за собой неисполнение обязательств по контракту. В дальнейшем это обстоятельство дает возможность освободить стороны контракта от уплаты неустойки в соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона №44-ФЗ.
Министерство финансов
17 марта 2020 г. Минфин издал документ № ТГ-П13-1924, согласно которому заказчики получают возможность проводить закупки в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в связи с признанием новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы. Этот пункт не имеет верхней границы по сумме закупок в этот период и не влияет на процентное количество договоров по малым закупкам, за превышение которого заказчики несут административную ответственность. При осуществлении закупки при форс-мажоре заказчик обязан внести сведения в план-график закупок. Причем не в третий раздел, содержащий «особые закупки», а во второй, куда заносятся текущие плановые закупки. Контракт при этом можно заключить в день размещения сведений в плане-графике. Наличие извещения для проведения такой закупки не требуется. В срок не позднее одного дня с даты заключения такого контракта заказчик должен направить уведомление о наличии закупки в контрольный орган в сфере закупок. К нему необходимо приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения. Согласно ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, контракт в данном случае должен содержать обоснование его цены.
Признание коронавирусной инфекции форс-мажором при исполнении контрактов может освободить стороны от уплаты неустойки, но не обнуляет обязательства по контракту. При этом обстоятельства неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств по контрактам должны быть взаимосвязаны с пандемией коронавируса. Отметим еще раз, в Письме Минфина от 19.03.2020 № 24-06-06/21324 прямо указано на то, что пандемию COVID-19 можно рассматривать как основание заключения контракта с единственным поставщиком по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчик вправе осуществить закупку любых товаров, работ, услуг, необходимых в связи с введением режима повышенной готовности.
Федеральная антимонопольная служба
Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 № ИА/21684/20, антимонопольная служба также признает пандемию обстоятельством непреодолимой силы и, соответственно, будет учитывать это при рассмотрении жалоб по закупкам, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а также при проведении проверок.
ФАС уже сталкивается с обращениями заказчиков, проводивших торги на организацию форумов и выставок, которые должны были состояться в апреле и мае 2020 года. Сейчас, когда приходит время подводить итоги таких торгов, очевидно, что запланированные мероприятия не состоятся по графику в виду мирового карантина. Если в обычных обстоятельствах закон о контрактной системе не позволяет отменить такую закупку, то в условиях, когда мероприятия по профилактике распространения COVID-19 признаны форс-мажором, это возможно.
Также ФАС особое внимание обращает на то, что закупки у единственного поставщика, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий инфекции могут проводиться при условии, что между целью, которой является борьба с коронавирусом, и предметом закупки установлена причинно-следственная связь.
Штрафы для заказчика
В обычных условиях и в ситуации пандемии коронавируса как форс-мажора при исполнении контрактов применяются следующие суммы штрафов для заказчиков:
- Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам с ценой до 3 млн руб. влечет взыскание штрафа в сумме одной тысячи руб.
- С ценой от 3 млн до 50 млн — 5 тыс. руб.
- С ценой от 50 млн до 100 млн — 10 тыс. руб.
- С ценой выше 100 млн — 100 тыс. руб.