Советы для тех, кто хотел бы отказаться от бумажного документооборота, но пока не уверен, есть ли в этом смысл
В Школе бухгалтера вышел вебинар «Компания переходит на электронный документооборот. Что должен знать бухгалтер?», в котором мы объяснили, в чем преимущество электронного документооборота перед бумажным и рассказали, с чего стоит начать переход на ЭДО.
В статье ответим на вопросы, которые возникли у зрителей вебинара, а также пообщаемся со специалистом по внедрению программы Контур.Диадок, который даст свои комментарии на тему ЭДО.
Что такое электронный документооборот
Электронный документооборот (ЭДО) — это обмен электронными документами по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) оператора ЭДО.
- Процесс работы похож на обмен письмами по электронной почте:
- Отправитель формирует документ на своем компьютере, подписывает электронной подписью и через специальную программу отправляет его своему контрагенту.
- Адресат получает документ через несколько секунд на своем компьютере, после чего подписывает или отказывает в подписи. Отправитель всегда может видеть актуальный статус документа: «Отправлен», «Получен», «Подписан», «Отказано в подписи».
- После того как получатель подписывает документ или отказывает в подписи, документооборот считается завершенным.
Антон Коптелов, менеджер проектов по внедрению Контур.Диадок:
«Чаще всего программы обмена документами похожи на ящики электронной почты. Например, в Диадоке есть папки «Входящие», «Исходящие», «Черновики», «Удаленные». Это помогает пользователям интуитивно понять, как пользоваться программой, куда зайти, чтобы посмотреть документы, которые поступили от контрагентов. Обычно трудностей с пониманием порядка действий не возникает. Бухгалтеры выполняют уже привычные им действия, которые они совершали до этого в своих учетных программах».
- Документы передаются через программу оператора ЭДО. Оператор ЭДО — компания, которая предоставляет услуги обмена электронными документами для других компаний.
- При передаче документа оператор автоматически проверяет легитимность электронной подписи, которой подписан документ, и соответствие формата документа требованиям законодательства.
- Документы подписываются электронной подписью. Электронная подпись устанавливается на компьютер владельца, в ней содержится информация о реквизитах организации и подписанта. Она полностью заменяет рукописную подпись и придает юридическую значимость документам, которые ей подписаны.
Обязана ли компания переходить на ЭДО
Это выгоднее, чем бумажный документооборот
Если коротко, то нет, не обязана.
Нет регламентов или законов, которые обязывают вас переходить на ЭДО. Чаще всего компании инициируют переход по приглашению контрагентов либо если хотят сэкономить.
Переход на ЭДО может казаться сложным и дорогим. Но после того как компания все настроит, будет очевидна польза:
- Не нужно больше копить бумаги, переживать за их сохранность.
- Электронный документооборот дешевле и быстрее.
Переход можно сравнить с уборкой большого дома. Вы в нем давно живете, знаете, что и где лежит, но с годами скопились ненужные вещи, которые обросли слоем пыли. Что вы сделаете в этом случае? Можете сделать самостоятельную уборку, но высока вероятность, что вы просто сотрете пыль и переложите вещи с места на место. Или можете вызвать клининговую службу, которая с вашей помощью оптимизирует пространство специально под вас, после чего в вашем доме появится больше воздуха и света.
Обмен бумажными документами постепенно уходит в прошлое. Курьеры приезжают с планшетами, а чеки высылаются на электронную почту. В итоге мы все перейдем на ЭДО, потому что это в первую очередь удобно.
Антон Коптелов, менеджер проектов по внедрению Контур.Диадок:
«Иногда к нам обращаются потенциальные клиенты, которые просят рассказать о переходе, оценить стоимость и подобрать оптимальное техническое решение. Выслушав все, говорят, что нужно подумать. В большинстве случаев через некоторое время они возвращаются с фразой: «Все равно придется это сделать, какой смысл затягивать». Сейчас многие бизнес-процессы вынужденно автоматизируют, потому что иначе бизнес начинает терять время и деньги, вместо того чтобы их зарабатывать».
С какими сложностями можно столкнуться при переходе на ЭДО
Если вы для работы используете нетиповую учетную систему или у вас очень большой объем документов, то вам может потребоваться персональное техническое решение. Но в таких случаях настройки делают сотрудники компании оператора и ваши технические специалисты. На выходе бухгалтер получает готовую программу, которой остается только начать пользоваться.
Самое сложное, что вас ждет, — это перестройка. Нужно:
- определить порядок обработки, создания и отправки документов, привыкнуть к новой системе и набить руку;
- установить в компании правила, по которым вы будете работать с электронными документами. Это потребует сил и времени, но в итоге вы получите отлаженный процесс документооборота.
Антон Коптелов, менеджер проектов по внедрению Контур.Диадок:
«На этапе внедрения специалисты Контур.Диадок показывают и рассказывают на примере, как создавать, редактировать и отправлять документы. Мы можем обучить человека, как пользоваться программой. А если у него возникают вопросы по ходу работы, то у нас есть круглосуточная техподдержка, в которой ответят на любой вопрос. Поэтому мы считаем, что самая большая сложность, с которой вам придется столкнуться, — это побороть страх перед неизвестным и новым».
Как изменится ваша работа из-за перехода на ЭДО
Вам нужно будет перестраиваться на новый лад работы с документами, возможно, обучать работе своих коллег и приглашать к переходу на ЭДО ваших контрагентов. Вероятнее всего, не все контрагенты сразу согласятся перейти вместе с вами, поэтому вам придется продолжить обмен бумажными документами. Поначалу это может быть достаточно запутанным процессом.
Но переход на ЭДО сулит и положительные изменения в вашей работе:
- Вы больше не будете бояться потерять или испортить документы, ведь они будут храниться в программе и будут защищены от утери или порчи.
- У вас будет доступ к документам везде, где есть интернет: с телефона, ноутбука или планшета.
- Вы сможете отслеживать статус подписания документов вашими контрагентами в режиме реального времени, что в разы ускорит процесс обмена.
- Вы сможете предоставлять электронные документы в налоговые органы при сдаче отчетности, и вам больше не нужно будет сканировать пятьсот страниц.
Как мы говорили в начале статьи, никто не обязывает вас переходить на электронный документооборот. С точки зрения закона вы можете продолжать пользоваться бумажными документами. Но мы искренне считаем, что переход на ЭДО сократит время работы с документами и затраты на документооборот.
Если у вас есть еще вопросы о переходе на электронный документооборот, то рекомендуем посмотреть вебинар «Компания переходит на электронный документооборот. Что должен знать бухгалтер?», в котором мы постарались максимально емко рассказать о том, что из себя представляет электронный документооборот и какие шаги нужно предпринять, чтобы начать переход.
Узнать больше информации про электронный документооборот с контрагентами.