В этой статье — практический кейс. Вы узнаете, как знание закона и верные решения спасли клиента от РНП
Материал подготовили эксперты компании Контур.Сопровождение торгов
- Оставим в тайне настоящее название компании, с которой приключилась эта история. В статье будем называть ее «С».
Как все начиналось
Компанию «С» мы обслуживаем с марта, она занимается рассадой цветов и конкурентоспособна на рынке. Тендеров в этой сфере немного, и мы договорились с клиентом отправлять ему все-все процедуры с предварительным анализом. В одной из выгрузок были три интересные закупки, но мы сразу предупредили клиента, что они под конкретного поставщика и, к сожалению, не под «С». Клиент решил участвовать. Заявки поданы, мы допущены.
- Настал день аукциона. И мы выиграли. Выиграли все 3 аукциона.
Подписание контракта
Все попытки связаться с заказчиком для уточнения условий контракта закончились
провалом — на телефон никто не отвечал. Проект договора был опубликован в последний день на площадке и с ошибкой.
Мы оформили протокол разногласий, но заказчик проигнорировал требования.
Что делать с этим заказчиком и как подписывать договор? Варианта два:
- Отказываться от заключения контракта, потерять обеспечение заявки в размере 76 тыс. руб. и автоматически отправиться в РНП на 2 года.
- Подписать договор, оплатить обеспечение исполнения контракта и попытаться договориться с заказчиком. В случае неисполнения договора потерять еще 500 тыс. руб.
- Мы приняли решение заключать контракт. Клиент оплатил обеспечение, документы были подписаны. Теперь в течение 3 дней нужно было поставить товар. Но куда и когда его поставлять — неизвестно.
Мы написали письмо-запрос с просьбой уточнить время и место поставки, а также указать контактные данные сотрудника, который будет присутствовать на приемке товара.
В ответ — тишина.
А дальше все было как в кино.
После заключения контракта
День 1
Клиент записался на прием к заказчику, чтобы решить все вопросы. Приехал в назначенное время и просидел 3 часа в приемной руководителя. Встреча не состоялась. Удалось только зарегистрировать у секретаря письмо с запросом деталей исполнения контракта.
День 2
Заказчик позвонил клиенту и назначил время приемки товара. Ура, два грузовика привезли лучшую рассаду. Как вы догадываетесь, товар передать опять не получилось: на встречу со стороны заказчика никто не приехал.
Клиент направил претензию и очередной запрос на время и место приемки товара. Ответа не было.
При попытках связаться с заказчиком нам прямо сказали: «Поставить свой товар вы не сможете ни при каких условиях».
День 3
Суббота. У заказчика выходной, и сроки опять сорваны. Клиенту грозит попадание в РНП
на 2 года и лишение обеспечения исполнения контракта в сумме 500 тыс. руб.
Клиент в отчаянии, иск в суд подавать не хочется: тяжбы затянутся на длительный срок и пострадает репутация компании. Да и после таких разбирательств работать с другими заказчиками станет тяжелее.
- Оставалось любым способом договориться с заказчиком.
День ИКС
Ура. Заказчик назначил день приемки товара. Долгожданная встреча состоялась.
- Мы посоветовали клиенту организовать видеозапись, чтобы иметь доказательства.
Представителя это нисколько не смутило. Он заявил, что принимать ничего не будет, так как рассада не соответствует техническому описанию. Как вы думаете, соответствовала ли рассада техническому описанию? Конечно, да. Она была даже лучше требуемых характеристик.
Нельзя просто так взять и отказаться принимать товар. Заказчик должен обосновать свое решение — доказать с помощью экспертизы. Но он, конечно, этого не сделал и в очередной раз нарушил закон. Клиент уехал обратно с двумя грузовиками отборной рассады. Ситуация окончательно зашла в тупик.
Решение
Как обычно в сложной ситуации, мы мобилизовали силы и нашли решение.
По законодательству в случае расторжения контракта по соглашению сторон поставщик избегает попадания в реестр недобросовестных поставщиков, а также получает возможность вернуть обеспечение.
Клиент готов пойти на мировое соглашение с заказчиком, лишь бы вернуть обеспечение и закончить эту историю.
- «С» составили дополнительное соглашение с сопроводительной запиской, где выразили намерение избежать судебных разбирательств. Приложили все доказательства желания исполнить контракт и все доказательства желания заказчика сорвать сделку.
Чтобы избежать неприятных ситуаций, заказчик подписал допсоглашение.
Интересные факты
- Пока заказчик затягивал подписание дополнительного соглашения, на его поле чудесным образом появилась рассада от другого поставщика.
- Уже после всей истории у заказчика сменилось лицо, принимающее решение, а новый ЛПР обратил внимание на неприятную историю с торгами, поинтересовался, что это за «С», оценил качество товара и сам пришел с заказом.
Что хочется сказать? Советы участникам
- С одной стороны, мы поняли, что влезть в закупку под другого поставщика можно. И можно даже выиграть. Но стоит ли ломать планы и намерения заказчика?
- С другой стороны, если бы этой истории не случилось, то после «смены власти» нашего клиента вряд ли заметили бы и он получил бы заказ.
- Ну а с третьей стороны, только слаженная работа экспертов Контур.Торгов и компании «С» позволила выйти из ситуации без потерь. Опыт специалистов, знание закона и верные решения спасли клиента от РНП. Готовы помочь начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.