8 800 500-95-51
Заказать звонок
Оставьте свой номер телефона и мы вам перезвоним
Наш менеджер скоро вам позвонит

Розница отчитывается в РАР. Эксперты отвечают на ваши вопросы

Юрий Майский, Контур.Школа, 19 сентября 2012

В статье подробно рассмотрены вопросы лицензирования, заполнения декларации в РАР, контроль за деятельностью организаций в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Материалы, собранные в этой статье, возможно, частично устарели. Предлагаем статью «ЕГАИС: усиление контроля за оборотом алкоголя». Там собрана информация с учетом последних изменений в отчетности.

  1. Лицензирование
  2. Заполнение деклараций в РАР
  3. Контроль за деятельностью организаций в сфере розничной продажи алкогольной продукции

С 1 января 2016 магазины обязаны подтверждать в ЕГАИС факт закупки алкоголя, а с 1 июля 2016 года — факт продажи. Без подключения к ЕГАИС и соблюдения требований продавать алкоголь будет нельзя. СКБ Контур разработал сервис для подтверждения в ЕГАИС факта закупки алкоголя. Подключиться к Контур.ЕГАИС бесплатно.

Лицензирование

1. С 1-го января лиценируется пиво с любым содержанием алкоголя? У нас лицензия на розничную продажу алкогольной продукции. И, наверное, пиво автоматически попадает в уже действующую лицензию?

Розничная продажа пива согласно ст. 18 п. 1 Закона 171-ФЗ не относится к лицензируемым видам деятельности. Официальных проектов, которые говорили бы об обратном с 01.01.2013 года пока нет.

2. Имеет ли право ИП получить алкогольную лицензию. Если одна организация и у нее два и более заведения, то лицензионный сбор платится один на всех или на каждое заведение (лицензируется же вид деятельности — розничная продажа алкоголя (конечно что для каждой точки отдельно делаются разрешительные документы)

В силу того, что ИП согласно ст. 16 п.1 вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, не имеет права на получение «алкогольной» лицензии.
Лицензионный сбор — это государственная пошлина и уплачивается за представление лицензии. Поэтому, сколько лицензий получаете, столько раз и уплачиваете государственную пошлину (ст. 19 п. 1 пп. 4 Закона 171-ФЗ).

3. Столкнулись с тем, что через дорогу от магазина (рядом) закрытое кладбище, считается ли оно местом массового скопления людей. И может повлиять на отказ в получении лицензии? И еще если рядом больница, то расстояние считается до входа именно в подъезд больницы или до ворот?

По поводу первой части вопроса: Закон 171-ФЗ ст. 16 п.1 в перечне мест, где запрещена торговля алкогольной продукцией не указывает места рядом с кладбищем. Однако, в п.2 указанной статьи сказано, что государственные органы субъектов РФ вправе определять дополнительные места нахождения повышенных источников опасности. Рекомендуем обратиться к законодательству субъекта РФ, на территории которого расположен Ваш магазин с целью уточнения порядка розничной реализации алкогольной продукции.

По поводу второй части вашего вопроса: территория медицинских организаций прямо поименована в перечне мест, где запрещена торговля алкогольной продукцией (п.2 ст.16 Закона 171-ФЗ). Больница — это медицинское учреждение и ее территория, как правило, огорожена. Поэтому норматив по расстоянию необходимо мерить до ворот больницы.

4. Есть, к примеру, лицензия до 15 гр. содержания спирта, а в кафе готовим коктейль, добавляем 40 гр. напитки,как оправдать их наличие и имеем ли мы право их делать?

Говоря о коктейле, которые изготовляются предприятиями общепита (например, бар, ресторан и т п.) нельзя говорить о ПРОИЗВОДСТВЕ. Производство напитков таких, как коктейль, осуществляется, например, на ЛВЗ при наличии соответствующих лицензий, получение которых возможно при выполнении определенных условий. Вы, изготавливая коктейли путем смешения готовых продуктов, которые закупаете и имеете соответствующую документацию, подтверждающую, что Вы закупаете ГОТОВЫЙ продукт (ТТН и т д.), не можете с достоверной точностью определить ни объемы «производства», ни соответствующую крепость продукта (которые, к слову сказать, на ЛВЗ определяются электронными средствами измерения). В противном случае, Вы как «производитель» алкогольной продукции обязаны эту продукцию промаркировать и заплатить в бюджет акциз. В силу того, что Вы не относитесь к налогоплательщикам акцизов, так как отсутствует объект налогообложения — производство и реализация (одновременно), реализуете в розницу не слабоалкогольные напитки, а, например, водку, коньяк и т п. (алкогольную продукцию). Осуществлять розничную реализацию алкогольной продукции возможно только при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Одновременно сообщаем, что Вам необходимо обратиться в лицензирующий орган и переоформить в соответствии с действующим законодательством прежнюю лицензию, так как (исходя из текста вопроса) Вы не имеете права ни хранить, ни реализовывать в розницу крепкие алкогольные напитки. Ст. 2 пп.16 говорит, что под «оборотом» понимается, в том числе, хранение и розничная продажа.

Заполнение деклараций в РАР

1. Декларация составляется в общем, по предприятию или по каждому подразделению отдельно?

По каждому подразделению (точке продажи), а потом в общем. В электронном виде информация «собирается» автоматически. Программные средства позволяют это.

2. Если пиво приобреталось не на ООО, а на ИП, нужно ли сдавать декларацию ИП?

Да, по форме 12

3. Пиво от сколько градусов декларируется?

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона 171-ФЗ обязанность декларировать объемы розничных продаж алкогольной продукции возложена на организации и индивидуальных предпринимателей. При этом организации декларируют объемы розничных продаж алкогольной продукции, а индивидуальные предприниматели — только пива и пивных напитков. Под алкогольной продукцией, согласно пп. 7 ст. 2, понимается продукция с содержанием этилового спирта более 0,5%, в т.ч. пиво и пивные напитки, изготавливаемые на основе пива.
Следовательно, обязаны декларировать объемы розничных продаж организации и индивидуальные предприниматели, реализующие пиво и пивные напитки с содержанием этилового спирта более 0,5%.

4. Где брать сведения о производителе-импортере?

Федеральный закон 171-ФЗ в ст. 10.2 определяет обязательные документы, которыми сопровождается оборот алкогольной продукции. В частности, в числе обязательных документов поименованы товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к ТТН. Форма и порядок заполнения этих документов утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 (ред. от 02.05.2012) «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию». Сведения о производителе в обязательном порядке отражаются в указанных документах.

Необходимо сделать оговорку. Данная форма ТТН и Справки к ТТН действует не только в отношении алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, но и на территориях других государств — членов Таможенного союза, а также ввезенной в Российскую Федерацию в качестве товаров Таможенного союза. По импортной продукции, ввезенной из других стран, необходимо наличие справки, прилагаемой к таможенной декларации, в которой в указывается импортер.

В том случае, если документы не оформлены надлежащим образом, информация о производителе и (или) импортере в обязательном порядке должна присутствовать на каждой бутылке, банке и т п. (п. 3 ст. 11 Федерального закона 171-ФЗ).

Одновременно необходимо напомнить, что поставка или розничная продажа алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа по ст. 14.16 КоАП в размере:

- на должностных лиц — от 4 000 руб. до 5 000 руб. с конфискацией продукции;

- на юридических лиц — от 400 000 руб. до 50 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции.

5. Где посмотреть код вида продукции?

Коды ищите в документах РАР. Там есть новый классификатор.

6. Нужно ли вносить остатки на начало периода если поставок в текущем квартале от этого производителя не было?

Поставки по факту за период, ибо нарастающим итогом не надо.

7. Если у ИП несколько мест торговли пивом, на титульном листе он любой указывает?

На титульном — место регистрации, на втором — все точки продажи

9. Если ИП занимается только продажей пива, нужна ли ему лицензия? Если нет, то каким образом это отобразить в программе?

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона 171-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять розничную продажу только пива и пивных напитков. Деятельность по розничной продаже пива и пивных напитков не подлежит лицензированию (п. 1 ст.18 Закона 171-ФЗ). Индивидуальные предприниматели декларируют обороты по пиву и пивным напиткам в декларации по форме № 12, которая не содержит сведения о лицензии. Поэтому программа по заполнению декларации индивидуальными предпринимателями об оборотах пива и пивных напитков в электронном виде не предусматривает заполнять сведения по лицензиям.

10. Как декларируется продукция Белорусского производства, так как она не подлежит «растаможке», то у неё нет импортера, а белорусского производителя указать не удается, так как у него нет ИНН/КПП?

Там есть свои коды. Код УНН, в частности.

11. ЭЦП нужно приобретать и для ИП и для ООО?

Сертификат ЭЦП приобретается на каждого декларанта

12. И если у ИП имеется одна торговая точка, нужно ли вводить подразделение?

Организации, имеющие лицензию, но не имеющие остатков продукции на начало и конец периода, а также не осуществлявшие розничную продажу алкогольной продукции в отчетном периоде, также обязаны представить декларацию. Такой вывод, на наш взгляд, следует из того, что, во-первых, Федеральный закон прямо не освобождает такие организации от представления декларации и, во-вторых, ст. 15.13 КоАП предусматривает штраф за уклонение от подачи декларации об объеме оборота алкогольной продукции.
Наша организация является подразделением головного предприятия. У нас в свою очередь 4 точки продажи. Как составлять форму №11?

Если вы — отдельное юр. лицо — от себя и за каждое ваше подразделение. Если нет — за вас составляет декларацию «голова».

13. Если декларация сдается по форме 11 или 12?

На форуме РАР было разъяснение, что «по импорту» заполняют организации, получающие алкоголь от импортного производителя\поставщика и тут же пускают в розницу. По сути  это для магазинов беспошлинной торговли. В остальных случаях у вас или непосредственно производитель (импортер) поставляет, или поставщик.

Контроль за деятельностью организаций в сфере розничной продажи алкогольной продукции

Вопрос: какие документы (или базы данных) по реализации (то есть не по поступившей, а по проданной продукции) имеют права просматривать проверяющие органы при проверке учета алкогольной продукции в общепите.

В вопросе речь, скорее всего, идет о проведении в отношении лицензиата — предприятия общепита — выездной проверки. Говоря о том, какие документы могут проверять контролирующие органы в ходе проведения контрольных мероприятий при проверке учета алкогольной продукции в общепите, необходимо отметить, что конкретного установленного на законодательном уровне перечня документов нет. Перечень проверяемых документов может зависеть от вида проводимого контроля. В свою очередь, государственный контроль бывает двух видов(ст. 23 Федерального закона 171-ФЗ):

  • лицензионный контроль,
  • государственный надзор за соблюдением обязательных требований к алкогольной продукции, которые устанавливаются на законодательном и ведомственном уровне.

При этом, должностные лица органов, уполномоченных на осуществление контроля, наделены фактически неограниченными полномочиями в целях проведения контрольных мероприятий (пп. 2 ст. 2 Федерального закона 171-ФЗ).

Кроме того, нельзя забывать о возможности проведения контрольных мероприятий налоговыми и другими органами.

На законодательном уровне установлен закрытый перечень документов, который сопровождает оборот алкогольной продукции, определены обязательные условия розничной продажи алкогольной продукции и другие нормы, а также ответственность за их нарушения. При ответе на вопрос будем исходить из этих норм, возьмем их за основу, но ответ построим от «обратного», т.е. рассмотрим возможные нарушения этих положений.

1. Первое возможное нарушение — отсутствие действующей лицензии или осуществление деятельности в условиях, когда действие лицензии приостановлено.

Несмотря на то, что предприятия общепита (например, кафе, бары, рестораны и т п.) прямо не осуществляют розничную продажу алкогольной продукции (т.к. не являются, например, магазином), наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции может быть обязательным условием такой деятельности. Здесь возможны некоторые неоднозначные ситуации. Например, если алкогольная продукция реализуется посетителям и нормы реализации есть в прейскуранте — лицензия обязательна. Другая ситуация. Ресторан (кафе и т п.) не осуществляет продажу алкогольной продукции посетителям по соответствующим нормам и ценам, указанным в прейскуранте, но в процессе приготовления блюд (например, кондитерских) использует алкогольную продукцию и это закреплено в соответствующих рецептурных нормативах, говорить о розничных оборотах алкогольной продукции не приходится. Это подтверждается пп.7 и 16 ст. 2 Федерального закона 171-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 N 656 «Об утверждении перечня пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции». Следовательно, такого рода использование алкогольной продукции не лицензируется, т.к. не признается лицензируемыми видами деятельности. Однако если алкогольная продукция используется в качестве ингредиента при приготовлении других напитков, например, коктейлей, в этом случае нельзя говорить о ПРОИЗВОДСТВЕ другой алкогольной продукции. Производство напитков, например, таких как алкогольный коктейль, осуществляется, скорее всего, на ЛВЗ, который имеет на то соответствующие лицензии, получение которых возможно при выполнении определенных условий. Предприятия общепита, изготавливая коктейли путем смешения готовых продуктов, которые закупают и имеют соответствующую документацию (ТТН и т д.), подтверждающую, что закупается ГОТОВЫЙ продукт, не могут с достоверной точностью определить ни объемы «производства», ни соответствующую крепость продукта (которые, к слову сказать, на ЛВЗ определяются электронными средствами измерения). В противном случае, такие предприятия общепита, как «производитель» алкогольной продукции обязаны эту продукцию промаркировать и заплатить в бюджет акциз. В силу того, что они не относятся к налогоплательщикам акцизов, т.к. отсутствует объект налогообложения — производство и реализация (одновременно), реализуют в розницу алкогольную продукцию, которую сами закупили, а не изготовили. А следовательно, осуществлять розничную реализацию алкогольной продукции возможно только при наличии лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Еще одно важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание организациям, имеющим лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Федеральным законом № 218-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 171-ФЗ, в том числе в части условий получения лицензии. Дополнительным условием стало предоставление в лицензирующий орган документа, подтверждающего наличие у претендента на лицензию стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. Данное условие для получения лицензии розничными продавцами алкогольной продукции вступило в силу с 22 июля 2011 года. Данное условие применяется к тем заявителям, которые представляют документы на получение лицензии начиная с 22.07.2011 года. Кроме того, начиная с этой даты, требованием к стационарным торговым объектам и складским помещениям в городских поселениях является площадь не менее 50 кв. м, а в сельских поселениях — не менее 25 кв. м (ч.11 ст.5 Федерального закона 218-ФЗ). Лицензии, выданные до 22 июля 2011 года, действуют до окончания срока их действия, однако, такие организации должны были до 1 июля 2012 года обеспечить соблюдение требования по площади стационарного торгового объекта и складского помещения (абз. 1 и 2 ст. 16 Федерального закона 171-ФЗ). А именно, до указанного срока переоформить действующую лицензию. Порядок переоформления закреплен в ст. 19 Федерального закона 171-ФЗ. Следовательно, если организация общепита, имеющая лицензию, выданную до 22.07.2011 года, не подтвердила до 01.07.2012 года наличие торговых и складских помещений, то можно сделать вывод, что нарушены требования Федерального закона 171-ФЗ в части лицензирования и, как следствие, действие такой лицензии приостанавливается. В дальнейшем, можно говорить, что лицензия будет аннулирована.

ФС РАР ведет государственный сводный реестр выданных лицензий. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и бесплатной для пользователей. Поэтому, предприятия общепита могут проверить статус своей лицензии на сайте ФС РАР.

Вывод: в случае осуществления предприятиями общепита розничной продажи алкогольной продукции, необходимо наличие действующей лицензии.

Именно этот документ в первую очередь будет проверяться контролирующими организациями. Кроме того, лицензионный контроль предполагает проведение проверки всех документов и оснований, которые были указаны при получении лицензии. Напомним, что плановая проверка лицензиата проводится по истечении одного года со дня принятия решения о выдаче или переоформлении лицензии и по истечении трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата (п. 9 ст. 23.2 Федерального закона 171-ФЗ). Закон допускает проведение и внеплановых проверок в оговоренных случаях (п. 10 ст. 23.2 Федерального закона 171-ФЗ).

К слову сказать: о налоговом учете

Говоря о получении или переоформлении лицензии, особо можно отметить, что в Письме от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400 ФНС России разъяснила, что в гл. 25 НК РФ нет прямых норм, регламентирующих порядок налогового учета расходов на приобретение лицензий. Лицензии не являются результатом интеллектуальной деятельности и не подпадают под определение нематериальных активов. Госпошлина за выдачу лицензии является федеральным сбором и учитывается в расходах единовременно в момент начисления (ст. ст. 8 и 13, пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В том случае, если были оплачены консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли такие расходы являются прочими расходами (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ). Они признаются на дату расчетов в соответствии с условиями договоров или на дату предъявления документов, служащих основанием для расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Документами, подтверждающими расходы являются:

  • документы, подтверждающие уплату госпошлины,
  • договор на оказание консультационных, юридических и других услуг, а также акт выполненных работ с четким перечнем оказанных услуг,
  • другие документы.

Законодательство предусматривает административную ответственность по ст. 14.1 КоАП за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если она обязательна, наложением административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 2 500 руб. с возможной конфискацией продукции; на должностных лиц — от 4 000 руб. до 5 000 руб. с возможной конфискацией продукции; на юридических лиц — от 40 000 руб. до 50 000 руб. с возможной конфискацией продукции.

2. Второе возможное нарушение — нарушение правил торговли.

В частности могут иметь место:

  • Нарушения правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036;
  • Нарушения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • Нарушения правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 и др. норм.

Согласно указанным документам, нарушениями являются:

  • отсутствие информации о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Эти сведения должны быть в открытом доступе.
  • отсутствие ценника на алкогольную продукцию. Эта информация должна быть доступна потребителям посредством меню, прейскурантов или другими способами.
  • несоблюдение законодательства, регламентирующего минимальный уровень цен на алкогольную продукцию, реализуемую в розницу. В этом случае нарушается Приказ Росалкогольрегулирования от 30.05.2012 N 131 «Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов». Цены на потребительский объем алкогольной продукции, указанный в прейскуранте (меню) предприятий общепита должен быть приведен в соответствие с этим документом.
  • отсутствие информации о пищевой ценности алкогольной продукции. К таким сведениям, например, относятся: калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания. Также указываются сведения о составе продукции (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением ГМО). Во избежание административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП можно рекомендовать предприятиям общепита размещать такую информацию в прейскуранте (меню).

На законодательном уровне установлены требования к предприятиям (в том числе предприятиям общепита), осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции. Такими требованиями, в частности, являются:

  • алкогольная продукция, расположенная на торговых полках (например, в барах) не должна быть с истекшим сроком хранения или, в том случае, если на полках представлены образцы, на них должна быть соответствующая надпись: «образец» или «муляж».
  • на потребительской упаковке (бутылке, банке и т п.) информация о дате розлива, производителе, поставщике, импортере и т д. должна быть хорошо читаемой. Такого рода информация должна быть размещена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074-2003 «Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст). В противном случае, как указывают суды, имеется факт административного правонарушения, предполагающий ответственность по ч.3 ст.14.16 КоАП.
  • акцизная марка должна быть целостной. Федеральный закон 171-ФЗ (п. 2 ст. 16, п.6 ст.12, п.1 ст.26) не допускает розничную продажу алкогольной продукции без маркировки, в том случае, если продукция подлежит обязательной маркировке. Важное уточнение — п.6 ст.12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу. Следовательно, при проведении контрольных мероприятий, будут проверять марки не только визуально на их целостность, но и документы, которые указывают, что организация по договору поставки получила и продает алкогольную продукцию, маркированную марками с номерами, диапазон которых указан в справке к ТТН или к таможенной декларации.
  • розничная продажа алкогольной продукции разрешается только при наличии обязательных сопроводительных документов, закрытый перечень которых приведен в ст. 10.2 Федерального закона 171-ФЗ. Если розничная продажа алкогольной продукции осуществляется без обязательных сопроводительных документов, считается, что такая продукция находится в незаконном обороте (п. 2 ст. 10.2 Федерального закона 171-ФЗ) и, следовательно, подлежит утилизации или переработке в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883 (ред. от 26.12.2005) «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Обязательными сопроводительными документами, которые удостоверяют легальность оборота алкогольной продукции для организаций общественного питания, являются:

1. товарно — транспортная накладная по форме № 1-Т (утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);

2. справка, прилагаемая к товарно — транспортной накладной (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 (ред. от 02.05.2012) «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (вместе с «Правилами заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию")). Справка является обязательным документом начиная с 01.01.2012 года и заполняется не только при каждой последующей реализации продукции, но также, начиная с 22.05.2012 года, при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации, имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности. Справка заполняется в отношении алкогольной продукции, произведенной на территории РФ, а также импортированной с территории Таможенного союза и являющейся товаром Таможенного союза.

3. справка, прилагаемая к таможенной декларации (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872 (ред. от 02.05.2012) «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» (вместе с «Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации"). Справка заполняется в отношении импортированной алкогольной продукции, за исключением, ввезенной с территории Таможенного союза.

В отношении розничной продажи пива и пивных напитков, необходимо сделать оговорку. Указанный перечень документов, сопровождающий розничную продажу пива, обязателен с 01.01.2012 года, несмотря на то, что пиво относится к алкогольной продукции значительно позже — с 01.07.2012 года. Очевидно, что это спорный вопрос, но ФС РАР в своих разъяснениях настаивает, что такие документы должны оформляться при розничной реализации пива именно с 01.01.2012 года.

Представляется, что контролирующие организации в обязательном порядке будут проверять не только наличие сопроводительных документов по реализуемой и хранящейся алкогольной продукции, но и также правильность заполнения ТТН и соответствующих справок к ТТН и таможенной декларации.

  • Запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии (п. 1 ст. 26 Федерального закона 171-ФЗ). Согласно п.3 ст.11 Федерального закона 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе, о сертификации алкогольной продукции или о декларировании соответствия. Аналогичные требования содержатся в п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

Продукция, реализуемая без обозначенных документов, согласно п.1 ст.25 Федерального закона 171-ФЗ считается находящейся в незаконном обороте и подлежит изъятию. По данному нарушению предусмотрена административная ответственность по п.2 ст. 14.16 КоАП.

  • Розничный оборот алкогольной продукции возможен только с использованием контрольно-кассовой техники. Вопросы, связанные с применением ККТ, а также требования, связанные с применением ККТ, регулирует Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт». Однако, основным нормативным документом, устанавливающим применение ККТ при розничной продаже алкогольной продукции после 01.07.2012 г., является Федеральный закон 171-ФЗ (п.6 ст.16). Согласно требованию данного Закона, наличие ККТ является одним из обязательных условий осуществления такой деятельности. За нарушение этого требования предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП.

Рассмотрев основные возможные нарушения требований к розничной продаже алкогольной продукции, а, следовательно, и документы, на которые в первую очередь обратят внимание контролирующие органы, можно сделать выводы:

  1. Первым основным документом, на который обратят внимание контролирующие органы, является действующая лицензия. Вопросы, связанные с получением, переоформлением лицензии регулируют ст. 18-22 Федерального закона 171-ФЗ.

  2. Контролирующие органы проверят выполнение требований законодательства, которые являются обязательными условиями получения лицензии.

  3. Документация, на основе которой предприятие общепита закупила алкогольную продукцию, также подлежит обязательной проверке, т.к. позволит выявить алкогольную продукцию, находящуюся в незаконном обороте.

  4. Документы, связанные с применением ККТ.

  5. Технологические карты и т п. документы, позволяющие определить количество использованной алкогольной продукции в процессе приготовления блюд и напитков.

  6. Проверка документов бухгалтерского, налогового учета и документов учета и декларирования оборотов алкогольной продукции позволят взаимоувязать все показатели и сделать вывод о легальности оборотов алкогольной продукции.

Кроме того, контрольные мероприятия могут включать визуальный осмотр алкогольной продукции, проведение экспертиз и др. контрольные мероприятия.

В зависимости от целей и задач проводимой проверки, контролирующие организации вправе осуществить проверку любой другой необходимой документации, продукции и помещений, где происходит хранение и реализация алкогольной продукции на соответствие нормам законодательства.

    1358 просмотров
Для гл.бухгалтера на УСН. Диплом о профессиональной переподготовке 256 ак.часов. 33 онлайн-урока: теория и практика
Смотреть программу

Материалы по теме

Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!