Как стать SMM‑специалистом с нуля самостоятельно

​Чем занимается SMM-специалист, можно ли зарабатывать больше 100К и как попасть в профессию. Какие навыки востребованы на рынке и реально ли работать на московских заказчиков, находясь в регионе

Содержание статьи

Что делает SMM-специалист

В общем смысле SMM-специалист продвигает бизнес, бренд и мероприятия в социальных сетях. В 2023 году соцсетями пользуются 73,3% россиян, а это порядка 115 млн человек. Поэтому нормально, когда компании делают значительную ставку на этот способ продвижения.

В первую очередь SMM-специалист — полноценный маркетолог, который работает полный день. Он посещает собрания, отчитывается о работе, согласовывает часть постов и контролирует расход бюджета.

Иными словами, главный враг профессии — неверная презентация. Некоторые онлайн-курсы до сих пор продают обучение SMM через образ фрилансера на берегу моря. При этом на экране рабочего компьютера в лучшем случае — лента группы. В реальности SMM-специалист чаще видит рекламный кабинет, графический редактор и корпоративный мессенджер.

Мифы о работе SMM-специалиста
Так выглядит что угодно, но не работа SMM-менеджера. Солнце засветит экран, плечи обгорят

Работа в соцсетях гораздо шире создания и публикации постов. В конце месяца специалист вместе с руководителем разбирает каждый пункт KPI.

Станьте SMM-специалистом
Освойте теорию и закрепите ее на практике во время обучения на курсе Контур.Школы
Смотреть программу

Мы проанализировали больше 50 вакансий на HeadHunter и в телеграм-каналах с предложениями работы. В результате составили перечень задач SMM-специалиста, которые чаще встречаются в требованиях работодателей:

  • разработка и реализация SMM-стратегии;
  • продвижение групп в соцсетях: количество подписавшихся и отписавшихся пользователей;
  • настройка таргетинга и мониторинг: просмотры, переходы, конверсия в целевое действие;
  • подготовка и публикация контента и специальных предложений;
  • создание ситуативного контента: рекламных кампаний, акций, конкурсов и других активностей;
  • управление бюджетами: сколько потратили, отдача, бюджет на следующий месяц;
  • анализ статистики SMM-продвижения;
  • общее выполнение поставленных KPI: конверсии, прогрев аудитории, движение по воронке продаж;
  • формирование репутации бренда.

Если человек активно ведет собственный аккаунт, это не значит, что из него получится хороший SMM-специалист. Профессии необходимо учиться, чтобы понимать основы дизайна, маркетинга и даже переговоров, ведь ответы на комментарии — тоже обязанность SMM.

Общение SMM-специалиста с пользователями

В крупных сообществах на вопросы пользователей отвечает отдельный человек. В небольших этим занимается SMM-специалист

Сколько получает SMM-специалист

Зарплатная вилка SMM-менеджера зависит от стажа, портфолио, навыков и региона. По данным ГородРабот.ру средняя зарплата в SMM за 2023 год в России составляет 38 тыс. руб. при условии полной занятости. Однако грустить рано.

На HeadHunter встречаются предложения с зарплатой выше 250 тыс. руб. Для начинающих вилка 20–60 тыс. руб. — как правило, это вакансии помощника SMM-специалиста. 

Сколько зарабатывает СММ-специалист
Скриншот headhunter.ru

Стоит учитывать, что зарплата в городах-миллионниках выше, чем в большинстве регионов. Технически фрилансеры могут вести несколько проектов параллельно и получать деньги за каждый. Все будет зависеть от занятости и желания.

Темпы построения карьеры SMM-специалиста крайне высоки, но это общее свойство диджитал-профессий. Нормально, когда в компании начинающий SMM-щик становится лидом за год, а в агентстве еще быстрее. Важную роль здесь играет умение анализировать и добиваться KPI. Любителей бездумно постить котиков быстро вымывает из профессии.

  • SMM-специалист — профессия с динамическим функционалом. В крупных компаниях он скорее выполняет функцию менеджера: заказывает дизайн, контролирует копирайтеров и таргетологов. В малом и среднем бизнесе все эти задачи ему приходится решать самостоятельно.

Рекламный кабинет ВК для СММ-специалиста

Большую часть времени SMM-щик проводит в рекламных кабинетах и сводках аналитики. Изображение vk.com

Уровень «лид» не говорит, что человек дошел до потолка. Скорее это граница, перейдя которую, SMM-менеджер готов брать сложные проекты, самостоятельно распоряжаться бюджетом и принимать решения по продвижению. Чем больше ответственности, тем больше готовы платить клиенты. Отсюда и разница в зарплатах.

Плюсы и минусы профессии

Закрепим основные преимущества и недостатки работы в SMM.

Преимущества Недостатки
Низкий порог входа У разных компаний сильно отличается понимание задач SMM-специалиста, поэтому отбор релевантных вакансий займет время
Потенциально высокие зарплаты Высокая конкуренция на рынке. Всегда найдется новичок, который предложит меньшую цену
Возможность работать с несколькими проектами одновременно Необходимость быть на связи 24/7, даже в выходные, 9 Мая и Новый год
Большинство проектов не потребует постоянно находиться в офисе Если вы предпочитаете работать в офисе, придется туго
Стабильный спрос на SMM-специалистов Много рутины: мониторинг, отчеты, планы, согласования и т.д.
Быстрый рост, как и в других диджитал-профессиях Не все заказчики платят, сколько обещали, особенно новичкам. Проблема решается с опытом, кроме того, можно проверять заказчиков по черным спискам

Где учиться SMM

Первый шаг в профессии — эксперименты в собственных аккаунтах. Попробуйте создать паблик и посмотреть, какие там есть настройки.

  • Социальные сети заинтересованы, чтобы работа с ними была интуитивно понятна. Поэтому в функционале рекламных кабинетов, базовых принципах алгоритмов и ранжирования контента реально разобраться за короткое время.

Однако знание техники не сделает из вас SMM-щика. Напомним, это «матричная» профессия, стоящая на стыке множества компетенций. На базовом уровне, помимо интерфейса, следует понимать:

Маркетинг Таргетинг Переговоры Дизайн Редактура
Основы продвижения, метрики, анализ эффективности рекламных кампаний Настройка рекламы внутри соцсети, управление бюджетом на продвижение Договоренности с заказчиками и общение с участниками сообществ Умение оформлять посты и сообщества, выдерживание визуальной идентичности Создание текстов, приносящих лиды, а не головную боль

Можно пробовать наработать эти навыки самостоятельно. Однако есть и другой путь — специализированные курсы для маркетологов.

Есть несколько рекомендаций, как выбрать качественный курс.

  1. Обратите внимание на продолжительность курса. Нормально, когда курс длится 2–4 месяца. И подозрительно, если школа обещает выпустить мегакрутого SMM-специалиста за пару недель.
  2. Важное преимущество — создание портфолио по итогам обучения. В любом случае без него практически нереально найти заказ на рынке. Будет лучше, если портфолио появится как можно раньше.
  3. Обучение не отменяет самообразования. В мире диджитал-профессий знания устаревают за считаные месяцы, поэтому критически важно постоянно «вариться» в повестке. В этом помогут блоги профессионалов и экспертные статьи. Вот пара сообществ, которые рассказывают об SMM понятным языком: Церебро Таргет, «Маркетинг или маркетинг».

У Контур.Школы есть курс по SMM, на котором вместе с лекторами вы проведете конкурентный анализ, разберете специфику сообществ в разных соцсетях, научитесь создавать и оформлять контент и размещать рекламу. Смотрите программу на странице курса и оставляйте заявку на обучение.

Где искать работу SMM-специалисту

Предложения от компаний и агентств публикуют на сайтах по поиску вакансий, в профильных сообществах в соцсетях, в том числе и в телеграм-каналах.

Стажировки для новичков

Чтобы побыстрее войти в профессию, попробуйте стажировки в крупных компаниях. Они часто берут студентов и новичков. В большинстве случаев стажировка оплачивается.

Объявления о стажировке регулярно публикуются на порталах Grintern и SuperJob.

Работа для специалистов с портфолио

  • Чтобы эффективнее откликаться на вакансию, посмотрите видеоинструкцию редактора Максима Ильяхова.
  • Дистанция — вакансии для дистанционных сотрудников как на проект, так и на постоянную работу.
  • VDHL.RU (бывший «Вакансии для хороших людей») — помимо вакансий публикуют советы по трудоустройству.
  • Вакансии SMM и Digital — есть удаленка и офлайн-работа, в том числе в регионах.
  • Digital вакансии в Telegram — работа для SMM-специалистов и смежных профессий.
  • Норм работа — вакансии для SMM-щиков с портфолио. Сюда можно заглядывать после 1,5–2 лет работы.

Полезные советы начинающим

Следите за рынком

По информации Mediascope, в России наиболее популярны ВКонтакте, Телеграм, Тик-Ток и Одноклассники. Следовательно, спрос на продвижение в этих соцсетях останется стабильным.

Расширяйте специализацию

Есть два пути повышения заработка: можно продавать экспертность, а можно — универсальность. Первое придет с опытом, а второе имеет смысл развивать с самого начала.

Дело в том, что заказчик ожидает продажи из социальных сетей. Одним «вкусным текстом» эту задачу не решить — потребуется оформление постов, настройка рекламы, общение с аудиторией и много что еще.

Компания может нанять несколько человек и разделить функционал. Но часто выгоднее найти эсэмэмщика-универсала. Поэтому учитесь работать в простых графических и видеоредакторах, смотрите уроки по таргетингу. Это поможет нарастить компетенции и повысить стоимость услуг. 

С Годовой подпиской Контур.Школы можно выстроить трек карьерного развития. Выбирайте подходящие курсы по маркетингу, а вебинары и экспресс-курсы смотрите без ограничений в течение года. Приобретайте нужные навыки и следите за изменениями в сфере продвижения. 

Адаптируйте подход других компаний

Нормально адаптировать чужие идеи. Увидели интересный рекламный пост? Сделайте скриншот, сохраните в отдельную папку, добавьте в контент-план. Посмотрите, что публикуют популярные паблики и страницы, как работают алгоритмы, что нравится пользователям. Выберите подходящие вашему продукту идеи и адаптируйте их под себя. 

  • У этого совета есть минус: новичок видит конечный результат и только часть контент-стратегии. Следовательно, сделать цельный вывод о контенте затруднительно.

Личная страница в соцсети — второе портфолио

Используйте личную страницу как блог. Пишите о том, что интересно, в чем разбираетесь, рассказывайте об успехах в SMM. Потенциальные работодатели изучают личные страницы и делают предварительные выводы о соискателях.


SMM  растущее и развивающееся направление. Специалистам, которые выбирают эту сферу, нужно быть гибкими и любознательными, чтобы ловить тренды и быстро внедрять новые инструменты. 

Изучить теорию и применить новые знания на практике можно на онлайн-курсе по SMM от экспертов Контур.Школы. Смотрите программу и присоединяйтесь! 

  • Оцените удобство обучения в Контур.Школе на бесплатном демокурсе «Продвижение в социальных сетях». За несколько уроков вы оцените формат обучения и убедитесь в качестве материала. 
23 317
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее