Как стать SMM‑специалистом с нуля самостоятельно

​Чем занимается SMM-специалист на самом деле, можно ли зарабатывать больше 100К и как попасть в профессию. Какие навыки востребованы на рынке и реально ли работать на московских заказчиков, находясь в регионе

Что делает SMM-специалист

В общем смысле SMM-специалист продвигает бизнес, бренд и мероприятия в социальных сетях. В 2021 году соцсетями пользуются 67,8% россиян, а это порядка 99 млн человек. Поэтому нормально, когда компании делают значительную ставку на этот способ продвижения.

В первую очередь SMM-специалист — полноценный маркетолог, который работает полный день. Он посещает собрания, отчитывается о работе, согласовывает часть постов и контролирует расход бюджета.

Мифы о работе SMM-специалиста

Так выглядит что угодно, но не работа SMM-менеджера. Солнце засветит экран, плечи обгорят

Иными словами, главный враг профессии — неверная презентация. Некоторые онлайн-курсы до сих пор продают обучение SMM через образ фрилансера на берегу моря. При этом на экране рабочего компьютера — в лучшем случае лента группы. В реальности SMM-специалист чаще видит рекламный кабинет, графический редактор и корпоративный мессенджер.

Работа в соцсетях гораздо шире создания и публикации постов. В конце месяца специалист вместе с руководителем разбирает каждый пункт KPI.

Мы проанализировали больше 50 вакансий на HeadHunter и в телеграм-каналах с предложениями работы. В результате составили перечень задач SMM-специалиста, которые чаще встречаются в требованиях работодателей. В этот перечень входит:

  • продвижение групп в соцсетях: количество подписавшихся и отписавшихся пользователей;
  • настройка таргетинга и мониторинг: просмотры, переходы, конверсия в целевое действие;
  • подготовка и публикация контента и специальных предложений;
  • создание ситуативного контента: рекламных кампаний, акций, конкурсов и других активностей;
  • управление бюджетами: сколько потратили, отдача, бюджет на следующий месяц;
  • анализ статистики SMM-продвижения;
  • общее выполнение поставленных KPI: конверсии, прогрев аудитории, движение по воронке продаж.

Если человек активно ведет собственный аккаунт, это не значит, что из него получится хороший SMM-специалист. Профессии необходимо учиться, чтобы понимать основы дизайна, маркетинга и даже переговоров, ведь ответы на комментарии — тоже обязанность SMM.

Общение SMM-специалиста с пользователями

В крупных сообществах на вопросы пользователей отвечает отдельный человек. В небольших этим занимается SMM-специалист

Сколько получает SMM-специалист

Зарплатная вилка SMM-менеджера зависит от стажа, портфолио, навыков и региона. Статистика говорит, что средняя зарплата в SMM в России составляет свыше 32 тыс. руб. при условии полной занятости. Однако грустить рано.

На HeadHunter встречаются предложения с зарплатой выше 300 тыс. руб. Для начинающих SMM-специалистов есть предложения 40–60 тыс. руб. Как правило, это помощники опытных экспертов. 

Сколько зарабатывает СММ-специалист

Сколько зарабатывает СММ-специалист

Скриншот headhunter.ru

Стоит учитывать, что зарплата в городах-миллионниках выше, чем в большинстве регионов. Технически фрилансеры могут вести несколько проектов параллельно и получать деньги за каждый. Все будет зависеть от их занятости и объема работ.

Темпы построения карьеры SMM-специалиста крайне высоки, но это общее свойство диджитал-профессий. Нормально, когда в компании начинающий SMM-щик становится лидом за год, а в агентстве еще быстрее. Важную роль здесь играет умение анализировать и добиваться KPI. Любителей бездумно постить котиков быстро вымывает из профессии.

  • SMM-специалист — профессия с динамическим функционалом. В крупных компаниях он скорее выполняет функцию менеджера: заказывает дизайн, контролирует копирайтеров и таргетологов. В малом и среднем бизнесе все эти задачи ему приходится решать самостоятельно.

Рекламный кабинет ВК для СММ-специалиста

Большую часть времени SMM-щик проводит в рекламных кабинетах и сводках аналитики. Изображение vk.com

Уровень «лид» не говорит, что человек дошел до потолка. Скорее, это граница, после которой SMM-щик готов брать сложные проекты, самостоятельно распоряжаться бюджетом и принимать решения по продвижению. Чем больше ответственности, тем больше готовы платить клиенты. Отсюда и разница в зарплатах.

Плюсы и минусы профессии

Закрепим основные преимущества и недостатки работы SMM-щика.

Преимущества Недостатки
Низкий порог входа У разных компаний сильно отличается понимание задач SMM-специалиста. Поэтому отбор релевантных вакансий займет время
Потенциально высокие зарплаты Высокая конкуренция на рынке. Всегда найдется новичок, который предложит меньшую оплату
Возможность работать с несколькими проектами одновременно Необходимость быть на связи 24/7, даже в выходные, 9 мая и Новый год
Большинство проектов не потребует постоянно находиться в офисе Если вы предпочитаете работать в офисе, придется туго
Стабильный спрос на SMM-специалистов Много рутины: мониторинги, отчеты, планы, согласования и т.д.
Быстрый рост, как и в других диджитал-профессиях Не все заказчики платят, сколько обещали, особенно новичкам. Проблема решается с опытом и поиском компаний в «черных списках»

Где учиться SMM

Первый шаг для становления в профессии — эксперименты в собственных аккаунтах. Попробуйте создать паблик и посмотреть, какие там есть настройки.

  • Социальные сети заинтересованы, чтобы работа с ними была интуитивно понятна. Поэтому в функционале рекламных кабинетов, базовых принципах алгоритмов и ранжирования контента реально разобраться за короткое время.

Однако знание техники не сделает из вас SMM-щика. Напомним, это «матричная» профессия, состоящая на стыке множества компетенций. На базовом уровне, помимо интерфейса, следует понимать:

Маркетинг Таргетинг Переговоры Дизайн Редактура
Основы продвижения, метрики, анализ эффективности рекламных кампаний Настройка рекламы внутри соцсети, управление бюджетом на продвижение Договоренности с заказчиками и общение с участниками сообществ Умение оформлять посты и сообщества, выдерживание визуальной идентичности Создание текстов, приносящих лиды, а не головную боль

Можно пробовать наработать эти навыки самостоятельно. Однако есть и другой путь — специализированные онлайн-курсы.

Есть несколько рекомендаций, как выбрать курс для себя.

  1. Обратить внимание на продолжительность курса. Нормально, когда курс длится 3–4 месяца. При этом подозрительно, если школа обещает выпустить «мегакрутого» SMM-специалиста за пару недель.
  2. Важное преимущество — создание портфолио по итогам обучения. В любом случае без него практически нереально найти заказ на рынке. Будет лучше, если портфолио появится пораньше.
  3. Обучение не отменяет самообразования. В мире диджитал-профессий знания устаревают за месяцы, поэтому критически важно постоянно находиться в повестке профессии. В этом помогут блоги профессионалов и экспертные статьи. Вот небольшой список сообществ, которые рассказывают об SMM понятным языком: Церебро Таргет, NextMedia Podcast.

У Контур.Школы и агентства Convert Monster есть совместный курс по SMM. На нем вы вместе с лекторами проведете конкурентный анализ, разберете специфику сообществ в разных соцсетях, научитесь создавать и оформлять контент и размещать рекламу. Подробная программа курса — на странице.

Где искать работу SMM-специалисту

Предложения от компаний и агентств публикуют на сайтах по поиску вакансий, в профильных сообществах в соцсетях, в том числе и в телеграм-каналах.

Стажировки для новичков

Чтобы побыстрее войти в профессию, попробуйте стажировки в крупных компаниях. Они часто берут студентов и новичков. В большинстве случаев стажировка оплачивается.

Объявления о стажировке регулярно публикуются на порталах Grintern, Труд и SuperJob.

Работа для специалистов с портфолио

  • Чтобы эффективнее откликаться на вакансию, посмотрите видеоинструкцию редактора Максима Ильяхова. Она даст основу для эффективного ответа.
  • Дистанция — вакансии для дистанционных сотрудников: как на проект, так и на постоянную работу.
  • VDHL.RU (бывший «Вакансии для хороших людей») — помимо вакансий публикуют советы по трудоустройству.
  • Вакансии SMM и Digital — есть удаленка и офлайн-работа даже в регионах.
  • Digital вакансии в Telegram — работа для SMM-специалистов и смежных профессий.
  • Норм работа — вакансии для SMMщиков с портфолио. Сюда можно заглядывать после 1,5–2 лет работы.

Советы начинающим СММщикам

Полезные советы начинающим

Следите за рынком

По информации ВЦИОМ, в России наиболее популярны ВКонтакте (48%), YouTube (34%), Одноклассники (32%), TikTok (17%). Следовательно, спрос на продвижение в этих соцсетях останется стабильным.

Расширяйте специализацию

Есть 2 пути повышения заработка: либо продавать экспертность, либо универсальность. Первое придет с опытом, а второе имеет смысл развивать с самого начала пути. Дело в том, что заказчик ожидает продажи из социальных сетей. Одним «вкусным» текстом эту задачу не решить, потребуется оформление постов, настройка рекламы, общение с аудиторией и много что еще.

Компания наймет несколько человек и разделит функционал либо найдет SMMщика-универсала. Поэтому научитесь работать в простых графических и видеоредакторах, посмотрите уроки по таргетингу. Это поможет стать универсальным специалистом и повысить стоимость своих услуг. 

Адаптируйте подход других компаний

Нормально адаптировать чужие идеи. Увидели интересный рекламный пост? Сделайте скриншот и сохраните в отдельную папку. Посмотрите, что публикуют популярные паблики и страницы, как работают алгоритмы, что нравится пользователям. Выберите подходящие вашему продукту идеи и адаптируйте их под себя. 

У этого совета есть минус: новичок видит конечный результат и только часть контент-стратегии. Следовательно, сделать цельный вывод о контенте затруднительно.

Личная страница в соцсети — второе портфолио

Используйте личную страницу как блог. Пишите о том, что интересно, в чем разбираетесь, рассказывайте об успехах в SMM. Потенциальные работодатели изучают личные страницы и делают предварительные выводы о соискателях.


SMM‑менеджер
Курс для начинающих SMM‑специалистов и интернет‑маркетологов, 256 ак. часов
Узнать подробнее

SMM  растущее и развивающееся направление. Специалистам, которые выбирают эту сферу своей профессией, нужно быть гибкими и любознательными, чтобы адаптироваться под возникающиеся течения и использовать новые инструменты для роста прибыли своего бизнеса. 

Изучить теоретическую часть и применить полученные знания на практике можно на курсе Контур.Школы по онлайн-обучению «SMM с нуля». Смотрите программу и присоединяйтесь к числу слушателей! 

1 172
Материалы по теме
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!
🔔 Бесплатная конференция для предпринимателей 2022

Конференция всевозможностей 2022
Прямая трансляция, 28 июня в 10:00 мск:

Новые инструменты поиска клиентов в 2022
Тестирование идей: быстро, достоверно, дешево
Знакомые источники привлечения клиентов