Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру

Основания для проверки, сроки, место, оформление результатов. Про истребование документов, допрос, экспертизу, выемку, осмотр, инвентаризацию и пр.

Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок: 

Скачайте бесплатно в конце статьи в разделе «Шпаргалка» руководство о том, как проходят выездные и камеральные проверки.

В конце статьи есть шпаргалка

Основания для назначения выездной проверки

Выездная налоговая проверка — достаточно затратное мероприятие. Проверку могут проводить по нескольким налогам и за несколько лет. Для проведения требуется длительное время.

Выездные проверки проводят крайне редко.

Факты:

  1. Количество выездных проверок в год сократилось более чем в 10 раз, с 67 000 до 6 000 (из доклада руководителя ФНС России Д. В. Егорова).
  2. Выездному контролю подвергаются только 2 организации из тысячи. По ИП этот показатель еще меньше: выездная проверка проводится только у одного из 10 000 предпринимателей.
  3. Для проверки выбирают преимущественно крупных налогоплательщиков.
  4. Средняя сумма доначислений налогов и штрафов на одну выездную проверку — 30 млн руб. по организациям и 10 млн руб. по ИП на одну проверку.

Налоговая служба для принятия решения проводить или не проводить выездную проверку использует Концепцию планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). По этому приказу не только налоговая служба, но и сами налогоплательщики самостоятельно могут оценить риски назначения у них выездной налоговой проверки по 12 установленным ФНС критериям. К таким критериям, в частности, относят:

  • низкую налоговую нагрузку;
  • убыточную деятельность на протяжении двух и более лет;
  • большой процент вычетов НДС;
  • превышение темпов роста расходов над темпами роста доходов;
  • выплату зарплаты на одного сотрудника меньше чем в среднем по отрасли;
  • осуществление деятельности с налоговым риском.

В ближайшее время ФНС может ввести в качестве дополнительного критерия — наличие признаков схем уклонения от налогообложения путем перевода работников в категорию самозанятых, то есть плательщиков НПД (Письмо ФНС России от 16.09.2021 № АБ-4-20/13183@).

Если эти критерии плательщик не соблюдает, это не означает, что налоговые органы назначат выездную налоговую проверку. Налоговая будет выяснять обстоятельства. Ведь показатели могут не соблюдать по объективным причинам.

  • Пример: убыточная деятельность в течение двух лет может быть связана со спадом экономической активности в период пандемии коронавируса.

Действия, которые помогут налоговой выяснить обстоятельства несоблюдения показателей:

  • запросить пояснения при проведении камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • пригласить представителя налогоплательщика на заседание комиссии по легализации налоговой базы (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, Письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).

Проводить выездную проверку будут только в случае, если предварительный анализ покажет большую вероятность крупного доначисления налогов по ее результатам.

Что нужно запомнить:

  • Проведение выездной проверки маловероятно, даже если вы по критериям подходите для ее назначения. Давайте пояснения о причинах невыполнения показателей, установленных Приказом ФНС России от 30.05.2007.
  • Если ваша организация с небольшими налоговыми отчислениями, то, скорее всего, выездную поверку не назначат, ведь она требует значительных трудовых и временных затрат. Неэффективно проводить проверку, если не будет крупных доначислений налогов.
  • Налоговики придут на выездную налоговую проверку только полностью подготовленные, когда у них будут в наличие необходимые сведения, полученные от контрагентов, иных источников, свидетельствующие о сокрытии налогов и применении налоговых схем.
  • К вопросу назначения выездной проверки нужно отнестись серьезно. Взвесить все риски и при необходимости доплатить налоги, представив уточненную декларацию.

Узнайте, как вести себя во время проверки и как обжаловать полученный акт, чтобы работать без стрессов и штрафов. Онлайн-курс «Подготовка и взаимодействие с ревизорами в ходе выездных и камеральных проверок ФНС». Образцы ответов на требования и уведомления налоговой, возражения, жалобы. Удостоверение о повышении квалификации по кодам А, В. 40 ак. часов.

Место проведения выездной проверки

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика:

  • Исключение — можно провести проверку в помещении налоговой инспекции, если у налогоплательщика нет возможности предоставить инспекторам помещение (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике инспекторы мало когда постоянно присутствуют на территории плательщика. Интересующие их документы запрашивают, направляя требования по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС), либо вручают лично.

Основание для проведения выездной проверки

Для того чтобы провести выездную налоговую проверку, начальник инспекции или его заместитель должны вынести решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ). В этом решении указывается (п. 2, 17 ст. 89 НК РФ):

  • налогоплательщик (организация или ИП), который будет проверяться;
  • налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверяться;
  • годы, за которые будет проводиться проверка;
  • состав проверяющих.

Проверку могут провести по любым налогам, сборам, страховым взносам. А вот период проведения проверки ограничен тремя годами (за исключением отдельных случаев, предусмотренных НК РФ), предшествующими году назначения проверки.

Принятое решение о проведении проверки неизменно. Ни проверяющие, ни руководство налогового органа не вправе самостоятельно добавлять налоги для проверки или расширять ее период. Можно только менять состав проверяющих (п. 1.2 Письма ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Мероприятия, которые проводит налоговая инспекция во время выездной проверки

В период проведения выездной проверки налоговики осуществляют мероприятия, регламентированные НК РФ.

1. Истребование документов у проверяемого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ)

При проведении выездной налоговой проверки налоговый орган направляет требование о представлении документов. Их за проверку может быть направлено несколько. Ограничений нет. Требования вручат лично, направят по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Документы можно представить налоговикам на бумаге в виде заверенных копий, по ТКС или через личный кабинет в виде электронных скан-образов документов (форматы установлены Приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@).

Налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Срок представления документов по общему правилу — 10 дней. Если этого срока недостаточно, можно направить ходатайство о его продлении. Сделать это нужно не позднее следующего дня с момента получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Вправе ли инспекция истребовать документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством (ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ)?

Михаил Пархоменко

Да, вправе. Обратимся к формулировке п. 1 ст. 93 и п. 12 ст. 89 НК РФ. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Налоговая может запрашивать любые документы, которые связаны с проведением проверки (Письма Минфина России от 12.05.2017 № 03-03-06/1/28744, ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 5.1).

Верховный Суд РФ в Постановлении от 06.09.2021 № 5-АД21-70-К2 признал правомерными действия налогового органа, который истребовал при выездной проверке не документы, а пояснения о расхождении данных бухгалтерского и налогового учета.

Есть противоположные решения, где суды считают, что документы, не являющиеся налоговыми и бухгалтерскими, запрашивать нельзя (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.04.2016 № Ф02-1859/2016 по делу № А78-11495/2015, Постановление ФАС Московского округа от 01.03.2013 по делу № А40-12594/12-90-60 и др.).

Рекомендация: лучше представлять налоговикам документы, которые не предусмотрены налоговым или бухгалтерским законодательством. Штрафы:

  • 200 руб. — за каждый неподанный или несвоевременно поданный документ (п. 1 ст. 126
    НК РФ).
  • 300–500 руб. на должностное лицо организации (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В конце статьи есть шпаргалка

2. Истребование документов у контрагентов (ст. 93.1 НК РФ)

  • Часто проводимая процедура налогового контроля.

Запрос документов у контрагента позволяет проверить:

  • реально ли существует этот контрагент;
  • совершал ли контрагент сделку с проверяемым налогоплательщиком;
  • совпадает ли порядок отражения сделки у контрагента и проверяемого налогоплательщика.

Документы у контрагента могут истребовать не только во время выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Налоговые органы вправе это сделать еще на стадии подготовки к ее проведению.

Истребование документов вне рамок выездной (камеральной) проверки допускается, если у инспекции возникает обоснованная необходимость получить документы (информацию) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

  • Инспекция, проводящая выездную проверку, для получения документов и информации от контрагента направляет поручение инспекции, в которой состоит на учете контрагент (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).
  • Местная инспекция на основании этого поручения направляет требование контрагенту (п. 4
    ст. 93.1 НК РФ).
  • Контрагент должен в течение 5 рабочих дней представить информацию и документы (сообщить об их отсутствии) либо попросить увеличить этот срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

3. Допрос свидетеля (п. 3 ст. 90 НК РФ)

  • Часто используется при выездном налоговом контроле.

Свидетелями могут вызываться любые физические лица, которым известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Это могут быть работники организации или представители контрагентов.

Нельзя допрашивать лиц, которые получили сведения, необходимые для налоговой проверки, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, например адвокатов и аудиторов.

Свидетель может не являться в налоговый орган для дачи показаний вследствие болезни, старости, инвалидности. В этом случае показания свидетеля могут получить по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи свидетельских показаний (п. 3 ст. 90 НК РФ) можно на основании положений ст. 51 Конституции РФ:

  • «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников…».

Результаты допроса оформляют протоколом (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Штрафы (ст. 128 НК РФ):

  • 1 000 руб. — за неявку свидетеля либо уклонение от явки без уважительных причин;
  • 3 000 руб. — за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний.

Налагать могут только эти штрафы. Административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрена (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/1283).

4. Назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ)

  • Проводят во время проверки нечасто.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения вопросов нужны специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;
  • определить рыночную стоимость товаров, работ;
  • определить соответствие используемого сырья, его количества объему выпущенной продукции.

Экспертизу назначают постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку (п. 3 ст. 95 НК РФ). С этим постановлением должно быть ознакомлено проверяемое лицо и разъяснены его права, о чем составляется протокол (п. 3 ст. 95 НК РФ). Все эти и другие условия должны быть соблюдены, иначе заключение эксперта могут признать недопустимым доказательством.

Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ)

  • Крайняя мера.

Проводят в двух случаях:

  1. Если налогоплательщик отказывается представить документы, запрошенные в порядке ст. 93 НК РФ, или не представляет их в установленный срок (п. 4 ст. 93 НК РФ). Могут изъять только те документы, которые указаны в требовании (Постановление ФАС Поволжского округа от 02.08.2010 № А72-16467/2009).
  2. Если есть достаточные основания полагать, что документы, которые свидетельствуют о нарушениях налогового законодательства, могут уничтожить, сокрыть, изменить или заменить (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ). Документы могут изъять не только у проверяемой организации, но и у ее контрагента, если есть достаточные сведения о взаимозависимости налогоплательщиков (Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 305-ЭС19-7994 по делу № А40-17635/18-140-1284, Письмо ФНС России от 17.09.2021 № СД-4-2/13234@).

Выемку производят в присутствии налогоплательщика и (или) его представителя (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Также при выемке должны присутствовать понятые (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК РФ). Они должны подписать протокол о выемке (п. 5 ст. 98 НК РФ).

Осмотр (ст. 92 НК РФ)

При проведении выездной проверки можно осуществлять такое мероприятие, как осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов (пп. 1 п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговые органы могут осматривать помещения:

  • производственные, складские, торговые и любые другие, а также территории, которые налогоплательщик использует для извлечения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).

При проведении осмотра налоговики могут изучать данные, содержащиеся в автоматизированной системе хранения данных, то есть в компьютере (Определение ВС РФ от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Проводить осмотр территорий и помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика нельзя. На это указал Верховный Суд РФ в Определении Апелляционной коллегии от 27.08.2019 № АПЛ19-333. Несмотря на это, все же в отдельных случаях суды признают законными действия налоговиков по проведению осмотра помещений у контрагентов (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2021 № А36-540/2020).

Обязательные требования при проведении осмотра:

  • присутствие понятых (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • участие налогоплательщика (его представителя) (п. 3 ст. 92 НК РФ);
  • оформление результатов протоколом (п. 5 ст. 92 НК РФ);
  • наличие подписей всех лиц, участвующих в осмотре (п. 4 ст. 99 НК РФ).

Инвентаризация имущества (п. 13 ст. 89 НК РФ)

  • Трудоемкое мероприятие. Налоговики проводят его редко.

Специальных правил по ее проведению в НК РФ нет. Порядок проведения инвентаризации установлен Приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

  • Для проведения инвентаризации руководство инспекции принимает распоряжение (п. 1.2 Положения об инвентаризации).
  • Проводиться инвентаризация должна только при участии должностных лиц, материально ответственных лиц и работников бухгалтерии налогоплательщика (п. 2.2 Положения об инвентаризации).
  • По результатам проверки фактического наличия имущества составляются описи (п. 2.12 Положения об инвентаризации).
  • Обобщенные результаты вносят в ведомость результатов, выявленных при инвентаризации (п. 5.1 Положения об инвентаризации).

Сроки проведения выездной проверки

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки составляет 2 месяца. Фактически проверка может затянуться:

  • до 4 месяцев — если налоговая продлит проверку;
  • до 6 месяцев — в исключительных случаях (п. 6 ст. 89 НК РФ).

На срок проведения выездной проверки оказывает значительное влияние право налогового органа ее приостановить (п. 9 ст. 89 НК РФ):

  • в этом случае приостанавливается течение срока проверки. Как только проверка возобновляется, ее срок начинает течь вновь.

Оснований для приостановления проверки несколько (пп. 1– п.9 ст. 89 НК РФ). Чаще всего налоговые органы приостанавливают проверку на время истребования документов (информации) у контрагентов (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). По этому основанию допускается приостанавливать проверку не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуют документы.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать 6 месяцев. Продлить его еще на 3 месяца можно только, если налоговые органы не успели получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов. С момента завершения проверки (подтверждается справкой) до момента составления акта проверки может пройти два месяца, что также значительно увеличивает сроки.

Итого: несмотря на то что по общему правилу срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, фактически срок с момента вынесения решения о проведении проверки до момента составления акта может быть более года.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

В последний день выездной налоговой проверки проверяющие обязаны составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю (п. 15 ст. 89 НК РФ). С этого момента отсчитывается двухмесячный срок, в течение которого должен быть составлен акт проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
  • Акт составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Требования к составлению акта по выездной и камеральной налоговой проверке в основном одинаковые.
  • Акт выездной налоговой проверки должен быть вручен в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 6 ст. 6.1, пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ).
  • Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган в этот же срок должен направить его по почте заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ, п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
  • Если налогоплательщик не согласен с актом, то он может в течение месяца представить в инспекцию письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ).

В статье «Камеральная налоговая проверка. Как проверяют ваши декларации» вы узнаете, как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Руководство для компаний_Налоговые проверки 876.6 КБ

Скачать
25 444
Материалы по теме
Бесплатно для Экстерна
Бесплатно для Экстерна

Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара.
Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике

Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн

Пархоменко М. Б.
Бесплатно для Экстерна
Бесплатно для Экстерна

Каждый месяц для абонентов Контур.Экстерн доступно два новых вебинара.
Участвуйте и оставайтесь в курсе изменений в законодательстве и бухгалтерской практике

Для доступа к вебинару авторизуйтесь на сайте по сертификату абонента Контур.Экстерн

Никитченко Н. М.
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!
🔔 Бесплатный вебинар: Воинский учет — что нужно знать работодателю в сентябре'22

➖ Кто подлежит призыву? На кого действует отсрочка?
➖ Что делать, если на работника пришло мобилизационное предписание?
➖ Как оформлять кадровые документы и что нужно знать об ответственности?