Расскажем, как составить план мероприятий, чтобы избежать ненужных затрат и лишней работы
- Для чего нужен план мероприятий
- Каковы этапы разработки плана
- Что учесть при разработке плана на 2022 год
- Как запланировать затраты с учетом нового порядка обучения
Для чего нужен план мероприятий
План мероприятий по улучшению условий и охраны труда — главный документ, в котором перечислены мероприятия, сроки исполнения, ответственные сотрудники, затраты и источники финансирования. План составляется, как правило, на год. Некоторые делают его на среднесрочную перспективу — на три года, это характерно для бюджетных учреждений.
На финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодатели обязаны выделять не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Обратите внимание: речь идет не только о производственных предприятиях. Каждая организация либо что-то производит (фабрики, заводы, комбинаты), либо оказывает услуги (школы, вузы, больницы), либо выполняет работы (проектные институты, строительство и пр.).Исключение — государственные унитарные предприятия и федеральные учреждения, финансируемые за счет субсидий из бюджета. Если учреждение ведет приносящую доходы деятельность, оно может увеличить расходы на охрану труда. В этом случае за счет субсидии из бюджета можно провести мероприятия, которые не компенсируются ФСС.
Как составить план мероприятий
Этап 1. Сбор информации
Главный источник информации — отчеты о проведении СОУТ, оценки профрисков, акты расследования несчастных случаев, предписания контролирующих органов, а также анализ эффективности системы управления охраной труда.
На крупных предприятиях собирают фокус-группу с привлечением экономистов, бухгалтеров, ведущих специалистов, которые формируют перечень основных направлений в соответствии с корпоративной стратегией.
В небольших компаниях специалист по ОТ в течение года сам наблюдает и отмечает, какие дополнительные меры нужны, что закупить для подразделений. А в конце года вносит эти мероприятия в план прошлого года, учитывая при этом возможный рост цен. Уже исполненные или ненужные мероприятия, не проводимые ежегодно, убирает из этого плана и вносит актуальные.
- Важно! Проанализируйте выданные за год предписания в подразделениях. Возможно, мероприятия не выполнены из-за финансовых проблем. Это поможет решить, за счет каких источников можно достичь цели в следующем году.
Еще один источник информации — п. 8 акта расследования несчастного случая и заключительный акт по периодическим медосмотрам.
Этап 2. Планирование по месяцам или кварталам
Чтобы не допустить кассовых разрывов, составляйте план с ежемесячной или ежеквартальной разбивкой. Это позволит оценить предстоящие расходы и вероятные сверхплановые потребности, которые можно перекрыть за счет экономии в другие периоды.
Этап 3. Определение источника финансирования
Источников финансирования расходов на ОТ может быть несколько (ст. 226 ТК РФ):
- собственные средства работодателя из чистой прибыли;
- субсидирование бюджетных организаций;
- обеспечение из ФСС.
Какие конкретно мероприятия можно профинансировать за счет бюджетных средств или чистой прибыли? Типовой перечень был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н. Важно придерживаться перечня, потому что обоснованные расходы на охрану труда уменьшают базу для расчета налога на прибыль.
Пример. Работодатель может закупить кулеры с водой и отнести их к мероприятиям по охране труда, если сможет предъявить замеры воды, которые были сделаны в ходе производственного контроля и были признаны неудовлетворительными.
Этап 4. Согласование и утверждение плана
План мероприятий не относится к документам, которые надо согласовывать с профсоюзом или иным представительным органом работников. Нет необходимости оформлять план как приложение к коллективному договору, так как речь идет об оперативном планировании.
Достаточно, чтобы документ подписал руководитель организации. Не забудьте приготовить заверенные копии, когда пойдете возмещать деньги в ФСС.
Образец плана мероприятий по улучшению и охране труда на 2022 год вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Что учесть при разработке плана на 2022 год
В положении о системе управления охраной труда (СУОТ) необходимо определить, как будет проходить планирование.
Есть ежегодно организуемые мероприятия, например покупка СИЗ, обучение по охране труда или оказанию первой помощи для работников рабочих профессий. В ближайшие годы начнут действовать единые нормы выдачи СИЗ — придется увеличить или уменьшить расходы.
Пример. В одной организации документы развозит экспедитор, а в другой — офисный работник. Когда вступят в силу единые типовые нормы, СИЗ для офисника выдавать будет не нужно. Это сэкономит бюджет, если в отчете об оценке профрисков напротив должности указан низкий риск травмирования, а в инструкции по ОТ будет отметка об отсутствии других опасностей, кроме ПЭВМ, оргтехники и бытовой техники.Есть мероприятия, которые проводятся раз в три-пять лет, например СОУТ. На них не нужно планировать затраты ежегодно. Но если в результате СОУТ были установлены вредные условия труда и стаж работы в таких условиях приближается к пяти годам, нужно запланировать медосмотр работников в центре профпатологии (Порядок проведения периодических медосмотров № 29н, вступивший в силу 1 апреля 2021 года).
Как по максимуму возместить средства в ФСС
Работодатель может увеличить сумму расходов на охрану труда за счет ФСС. Например, если направить на санаторно-курортное лечение одного предпенсионера, объем средств на финансовое обеспечение возрастает до 30% от суммы начисленных страховых взносов.
Пример. В ООО «Гарантия безопасности» число застрахованных в 2021 году — 6 669 человек. В 2020 году сумма страховых взносов по обязательному социальному страхованию составила 1 378 838,15 руб. Если бы компания оплатила санаторно-курортное лечение хотя бы одному предпенсионеру, объем финансирования предупредительных мер увеличился бы с 275 767 руб. до 413 651 руб., то есть на 137 884 руб. Статус предпенсионера можно подтвердить справкой с портала госуслуг.Многие ошибочно трактуют Приказ Минтруда от 14.07.2021 № 467н и не знают, что закупку смывающих и очищающих кремов тоже может возместить ФСС, даже если на такие средства нет заключений о происхождении продукции. Согласно техрегламенту 019/2011 кремы и гели являются дерматологическими СИЗ, подлежащими обязательной сертификации (2-й класс риска). Поэтому не бойтесь и возмещайте деньги за купленные кремы.
Все мероприятия, которые вы будете финансировать за счет ФСС, постарайтесь запланировать на первую половину года, чтобы к 1 августа успеть подать заявление. Все крупные затраты также целесообразно планировать на I полугодие, чтобы осталось время для дополнительных закупок.
Как запланировать затраты с учетом нового порядка обучения
Действующий порядок обучения и проверки знаний по охране труда в ближайшее время будет отменен. С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые правила.
Где увеличатся затраты
После 1 сентября 2022 года обучение по охране труда будет проходить в форме:
- инструктажей по охране труда;
- стажировки на рабочем месте — новое;
- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучения по использованию СИЗ — новое;
- обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, у работодателя или в лицензированных учебных организациях.
Обратите внимание: появится квота на количество сотрудников, которые должны пройти обучение по ОТ в учебном центре. Если есть филиал, то число обучаемых увеличивается.
Наименование | Среднесписочная численность работников | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 чел. | 2–15 | 16–50 | 51–250 | 251–500 | 501–1000 | 1001–5000 | Свыше 5000 | ||||||
Категория риска* | — | Все категории | Все категории | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР | НР, УР, СР | ВР, ЗР |
Количество работников для обучения в УЦ | — | 1 | 3 | 5 | 7 | 7** | 10** | 10** | 15** | 15** | 20** | 20** | 25** |
* В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 года № 875. Используемые обозначения категорий: НР — низкий риск, УР — умеренный риск, СР — средний риск, ВР — высокий риск, ЗР — значительный риск. ** Но не менее трех человек на каждое обособленное структурное подразделение (филиал), включая руководителя. |
Для обучения первой помощи и применению СИЗ каждого работника, назначенного ответственным за инструктажи по ОТ, следует направлять в учебный центр. Периодичность — не реже раза в три года. Рекомендуем оптимизировать количество инструктирующих, чтобы не разориться.
На чем можно сэкономить
Несколько пунктов, по которым можно снизить затраты:
- Новый порядок корректирует требования к журналам инструктажей, поэтому нет смысла закупать старые формы впрок, в переходный период лучше распечатывать их самостоятельно.
- Больше не требуется покупать и выдавать сотрудникам удостоверения, достаточно оформить протокол проверки знаний. Исключения — особые требования правил по охране труда и промышленной безопасности.
- С 1 сентября 2022 года работодатели могут не проводить и внеплановый инструктаж, и внеочередную проверку знаний. Достаточно провести только внеочередную проверку знаний.
- В п. 101 проекта Порядка появилось уточнение: в качестве мест обучения по охране труда допустимо использовать рабочие места. Это избавляет от обязанности создавать отдельные учебно-тренировочные комплексы внутри своей организации. Рабочее место и будет таким полигоном.
- Стажировочные листы создайте сами и утвердите их форму в Положении о СУОТ.
В стажировочном листе должно быть:
- количество смен;
- период проведения стажировки на рабочем месте;
- фамилия, имя, отчество, профессия (должность), подпись лица, прошедшего стажировку на рабочем месте;
- фамилия, имя, отчество, профессия (должность), подпись лица, проводившего стажировку;
- дата допуска к самостоятельной работе.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Образец плана мероприятий по улучшению и охране труда 687.1 КБ
Комментариев пока нет, станьте первым!