Как назначают и проводят проверку. Как направляют требования о предоставлении пояснений и документов, в какие сроки. Как оформляют результаты проверки
Налоговый кодекс предусматривает два вида налоговых проверок:
- Выездная проверка (ст. 89 НК РФ);
- Камеральная проверка (ст. 88 НК РФ).
Цель камеральных проверок
В отличие от выездной проверки, которая требует больших трудозатрат и проводится редко, камеральной проверке подвергаются практически все декларации. Она проводится в большей мере без человеческого участия с помощью автоматизированных систем. Через них ФНС России получает значительное количество сведений:
- данные о выставленных и полученных счетах-фактурах;
- информация о расчетах, производимые через онлайн-кассы;
- сведения Росреестра о сделках с недвижимостью;
- сведения ФТС по сделкам, связанным с экспортом и импортом товаров;
- информацию о движении денег по банковским счетам — по запросу.
Это далеко не полный перечень. В 2021 году к нему добавились сведения о движении ряда импортных товаров, так называемая система прослеживаемости товаров (Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
ФНС России проводит в год более 60 млн камеральных проверок. Количество результативных камеральных проверок незначительное: только по 5 из 100 проверок выявляют нарушения. Размер доначислений налоговых платежей незначительный — около 30 000 руб. на одну результативную проверку.Основная цель камерального контроля не доначислить налоги и наложить штрафы, а понудить налогоплательщиков самостоятельно исправить ошибки, устранить нарушения и доплатить суммы налогов. Налоговые органы проводят «тотальный» камеральный контроль. По его результатам налогоплательщикам предлагают дать пояснения о причинах тех или иных несоответствий или уточнить свои налоговые обязательства.
Порядок назначения камеральной проверки
Проводят камеральную проверку на территории инспекции. Для этого не требуется никаких решений. Подача первичной или уточненной декларации — это уже основание, чтобы начать камеральную проверку (п. 1 и п. 2 ст. 88 НК РФ). Правила проведения камеральной проверки одинаковы для отчетности налогоплательщика, плательщика страховых взносов и налогового агента (п. 10 ст. 88 НК РФ).
Порядок проведения камеральной проверки
Вначале все декларации подвергаются автоматизированному контролю. Система сопоставляет данные из декларации с данными другой отчетности, со сведениями от онлайн-касс, а также информацией из других источников.
Наличие в базе ФНС России всех счетов-фактур и специального программного комплекса АСК-НДС позволяет сравнивать данные об их отражении между декларациями контрагентов. Система АСК НДС может автоматически отнести плательщика к высокой, средней или низкой группе риска по НДС (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@).
Установив ошибки, несоответствия данных, налоговая проводит несколько мероприятий.
Полезную информацию о выездных проверках вы найдете в статье «Как проходит выездная налоговая проверка. Алгоритм, который прояснит для вас всю процедуру»
Мероприятия налогового контроля
Направление требование о представлении пояснений
Во всех случаях, когда налоговая инспекция установила в декларации какие-то несоответствия, ошибки, она может направить проверяемому плательщику требование о представлении пояснений. Форма приведена в приложении № 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Получив требование по такой форме, налогоплательщик обязан направить пояснения либо исправить ошибку, представив уточненную декларацию. Документы на основании такого требования он представлять не обязан, но вправе это сделать.
Направление требование о представлении документов
В отдельных случаях, регламентированных ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция вправе потребовать не только пояснения, а документы:
- в декларации заявлены льготы — налоговая вправе запросить документы, подтверждающие их;
- представлена уточненная декларация, в которой сумма налога уменьшена (сумма убытка увеличена), а сама декларация представлена по истечении двух лет со дня, установленного для ее подачи, — можно запросить документы, подтверждающие изменение показателей в декларации;
- в расчете страховых взносов есть суммы, не подлежащие обложению, или применены пониженные тарифы — вправе запросить только документы, подтверждающие не облагаемые взносами суммы и применение пониженных тарифов;
- представлена декларация по НДС к возмещению из бюджета — можно истребовать только документы, подтверждающие налоговые вычеты;
- выявлены противоречия между сведениями в декларации по НДС, в журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур, самого налогоплательщика и других налогоплательщиков — можно истребовать только счета-фактуры, первичные и иные документы в отношении операций, по которым возникли противоречия.
Есть и другие случаи, при которых по ст. 88 НК РФ налоговая вправе потребовать документы, но они не касаются большинства налогоплательщиков.
Когда запрашивают документы, а не пояснения, в адрес налогоплательщика направляют «Требование о представлении документов (информации)». Форма утверждена в приложении № 17 к Приказу ФНС № ММВ-7-2/628@. Порядок направления такого требования и представления по нему документов установлен в ст. 93 НК РФ.
Получили такое требование? Прежде всего проверьте, есть ли указанные выше основания. Если ст. 88 НК РФ не предусмотрены основания для его направления, то такие действия налогового органа неправомерны.
В этом случае рекомендуется направить в его адрес запрос с просьбой уточнить, на каких основаниях направлено это требование.
Подробно о правах налогового органа в части требований и порядке ответа мы рассказывали в статье «Что делать, если налоговая требует документы и пояснения».
Осмотр
Проведение осмотра помещений можно только при камеральной проверке декларации по НДС и только в следующих случаях (п. 1 ст. 92 НК РФ):
- в декларации заявлено возмещение налога;
- выявлены противоречия в декларации или ее данные расходятся с данными контрагентов, что приводит к занижению налога;
- выявлены несоответствия между сведениями налогоплательщика и его контрагентов по операциям, связанными с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Прочие мероприятия налогового контроля
При камеральной проверке, как и при выездной, налоговики вправе:
- истребовать документов у контрагентов, проверяемого лица;
- допросить свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ);
- назначить экспертизу (подп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 95 НК РФ).
Срок проведения камеральной проверки
Срок камеральный проверки — три месяца с момента представления декларации. Для декларации по НДС установлен срок два месяца. Его могут продлить до трех месяцев, если установят признаки нарушения налогового законодательства (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Оформление результатов камеральной налоговой проверки
Акт камеральной проверки составляют, только если обнаружили нарушения (п. 5 ст. 88 НК РФ). Акт должны составить в течение 10 рабочих дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Однако нарушение этого срока не приводит к отмене результатов камеральной проверки (п. 3 письма Минфина России от 23.03.2018 № 03-02-07/1/18400, письмо ФНС России от 25.01.2021 № СД-4-2/778@).
Требования к форме акта камеральной проверки такие же, как и к выездной проверке (приказ ФНС № ММВ-7-2/628@). Акт может быть на бумаге или в электронном виде. У налогоплательщика есть месяц, чтобы направить возражения по акту (п. 6 ст. 100 НК РФ).
У ФНС России большой объем сведений об имуществе и операциях налогоплательщиков. Налоговая проводит широкомасштабный камеральный контроль за полнотой уплатой налогов. Цель — подтолкнуть налогоплательщиков добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Налогоплательщикам следует настроиться на постоянное взаимодействие с налоговыми органами по даче пояснений, связанных со своей деятельностью и деятельностью свих контрагентов. Для этого важно четко знать свои права и права налоговой инспекции при проведении камеральных и выездных налоговых проверок.