Рассказываем, как условия новой реальности отразились на законодательстве о закупках
С начала 2022 года изменилось многое. Давайте остановимся на самых актуальных для сферы закупок нововведениях.
1. Добавлены два новых основания для проведения закупки у единственного поставщика.
- Закупка лекарственных препаратов/медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией (п. 5.1 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
Такая закупка должна проводиться в электронной форме в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, произведенных единственным на территории РФ или территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера, производителем. Также должно быть разрешение на осуществление такой закупки медицинской организацией, установленное решением учредителя данной медицинской организации.
При этом ГОЗ, которые заказчик вправе осуществить, не должен превышать в отношении лекарственных препаратов или расходных материалов 50 млн руб., а в отношении медицинских изделий — 250 млн руб.
Это основание действует до 08.03.2024 г.
- Закупка технических средств реабилитации и услуг Фондом социального страхования РФ (п. 5.2 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
Закупка также должна осуществляться в электронной форме в отношении технических средств реабилитации и услуг, произведенных (оказанных) на территории РФ или произведенных (оказанных) на территориях иностранных государств, не вводивших в отношении РФ ограничительных мер экономического характера.
2. Изменено основание, предусмотренное для проведения закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Теперь при закупке лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, заказчик вправе заключить контракт на поставки лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 1,5 млн руб. Ранее эта сумма составляла 1 млн руб.
Также в этот пункт внесено уточнение в виде п. 28.1 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, которое предусматривает заключение контракта с единственным поставщиком на поставку лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении РФ ограничительных мер экономического характера.
При этом такой поставщик должен быть включен в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий. Порядок ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. По соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Обратите внимание, что изменение осуществляется с соблюдением положений ч. 1.3–1.6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.
4. При проведении электронного запроса котировок Правительство РФ вправе принять решение об увеличении НМЦК и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.
В рамках этого изменения уже принято Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».
Документ предусматривает, что при закупке медицинских изделий в части медицинского оборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек) заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если НМЦК не превышает
50 млн руб. При этом годовой объем закупок таких медицинских изделий, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 750 млн руб. Указанное правило действует до 01.08.2022 года.
5. Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Соответствующие изменения уже внесены в Постановление Правительства РФ от 04.07.2018 №783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом».
Такие меры приняты с целью защиты поставщиков от непредвиденных обстоятельств, связанных с проблемами транспортировки, санкционными ограничениями, увеличением цен.
6. Были внесены изменения в правила национального режима. Теперь товары из Луганской и Донецкой областей приравниваются к товарам, произведенным в РФ.
Указанные положения предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 17.02.2022 № 201. Перечисленные меры направлены на поддержку сферы закупок в РФ.
При этом и заказчикам, и поставщикам следует учитывать обстановку в мире и заранее планировать проведение закупок, а также участие в них, просчитывая возможные сложности.
7. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 были внесены изменения, согласно которым с 23 марта 2022 года информацию о поставщике не будут включать в РНП по Закону № 44-ФЗ, если условия контракта были нарушены из-за введенных санкций.
При этом поставщик должен подтвердить, что:
- им приняты меры для исполнения контракта;
- контракт не исполнен из-за санкций или ограничительных мер.
8. При расчете объема закупок у СМП/СОНКО не учитывают контракты на лекарства и медицинские изделия.
Это правило действует с 26 марта 2022 года и распространяется на закупки федеральных и региональных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений или унитарных предприятий, а также муниципальных медицинских организаций.
9. Правительство утвердило положение о реестре единственных поставщиков лекарств и медицинских изделий. Оно действует до 1 августа 2022 года.
Всю необходимую информацию об условиях, порядке включения в реестр можно найти в Постановлении Правительства РФ от 23.03.2022 № 443 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий, которые не имеют аналогов в Российской Федерации и производство которых осуществляется производителями, происходящими из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера».
Обратите внимание, что для внесения в реестр необходимо, чтобы единственный производитель был из страны, не вводившей экономические санкции против РФ. Для регистрации следует обратиться в Минпромторг и предоставить следующие документы:
- заключение об отсутствии аналогов в РФ;
- информацию о том, что организация не находится в процессе ликвидации/конкурсного производства;
- заявление о готовности поставлять лекарства или медицинские изделия, а также гарантийное письмо производителя
10. В Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были внесены изменения.
В частности, из перечня № 1 исключены некоторые виды продукции: мука пшеничная и пшенично-ржаная, макаронные и другие мучные изделия. Но при этом перечень пополнился новыми категориями товаров: телятина парная, остывшая или охлажденная, шелушеный рис.
Также были убраны коды-исключения для резиновых и пластмассовых изделий.
Из перечня № 2 исключены машины электрические и аппараты для пайки мягким и твердым припоем или сварки, сельхозтехника. Но в него добавилась аппаратура для воспроизведения звука, музыкальные инструменты. Коды-исключения были изменены для компьютеров и периферийного оборудования.
Текущее законодательство находится в процессе постоянных изменений и дополнений, поэтому мы продолжаем следить за новыми новеллами Закона № 44-ФЗ и 223-ФЗ.