Какие ЛНА по охране труда должны быть у работодателя. Требования закона

Новая организация или работодатель, у которого не создана эффективная система управления охраной труда, в какой-то момент столкнется с необходимостью разработать минимум необходимых документов, чтобы не нарушить требования закона. Попробуем разобраться, с чего начать

Как с нуля начать вести документы по охране труда

При разработке локальных нормативных актов работодатель должен руководствоваться прежде всего требованиями Трудового кодекса РФ и Примерного положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 776н).

Начните подготовку с разработки Положения о системе управления охраной труда с опорой на Приказ № 776н.

Положение — это основной локальный нормативный акт, который регламентирует все процедуры по охране труда в организации. Все остальные документы по охране труда тесно взаимосвязаны с процедурами, отраженными в Положении о СУОТ.

Пример. Нельзя издать приказ о выдаче средств индивидуальной защиты, закупить их и выдать сотрудникам, если условия труда не предполагают выдачу СИЗ и в Положении о СУОТ это мероприятие не упоминается.

Приказ — это не локальный нормативный акт (ЛНА), это организационно-распорядительный документ (ОРД), поэтому он может утверждать состав комиссий или план мероприятий, положения о которых были упомянуты в регламентирующем документе — в Положении о СУОТ.Положение о СУОТ — единый документ, под крылом которого организуются все мероприятия по охране труда. Именно в Положении будет расписано, как происходит их планирование, функционирование и контроль исполнения.

Какие типы документов по ОТ бывают

Необходимо помнить, что система управления охраной труда — это единство:

  • структуры управления организации, которая предусматривает в том числе обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
  • мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
  • документированной информации, включая локальные нормативные акты, организационно-распорядительные и контрольно-учетные документы.

К регламентирующим документам по охране труда относятся документы, определяющие процедуры из раздела «Функционирование» Положения о СУОТ. Например, в этом разделе должно быть точно прописано, как должен проводиться медосмотр.

Второй тип документов — организационно-распорядительные. Например, при организации медосмотров таким документов будет приказ о назначении ответственного за поименный список и выдачу направлений. Назначенный сотрудник будет выполнять часть своих обязанностей, которая прописана в разделе «Функционирование» в подразделе «Проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников».

Есть еще и контрольно-учетные документы. Для медосмотров это будет Журнал учета выдачи направлений, который разрабатывает работодатель. Здесь и учет направлений, и возможность контролировать, чтобы каждому соискателю или работнику документ был выдан под подпись.

Что должно войти в Положение о СУОТ

Структура документа может выглядеть следующим образом:

Полезный вебинар
Внутренние документы: как не упустить главного и не делать лишнего
Смотреть запись

I. Общие положения

II. Разработка и внедрение СУОТ

III. Планирование

3.1. Политика (стратегия) в области охраны труда

IV. Обеспечение функционирования СУОТ

V. Функционирование, в том числе:

5.1. Как проводится в организации специальная оценка условий труда и оценка профессиональных рисков

5.2. Как организовано проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников

5.3. Как организовано обучение и проверка знаний по охране труда

5.4. Как происходит обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а именно: нормы выдачи, порядок выдачи, хранения, ухода, заключения договора на стирку и ремонт, порядок действий при износе, порядок списания и утилизации

5.5. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений

5.6. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации оборудования

5.7. Как обеспечить безопасность при осуществлении технологических процессов

5.8. Как обеспечить безопасность работников при эксплуатации применяемых инструментов

5.9. Как обеспечить безопасность работников при применении сырья и материалов

5.10. Как обеспечить безопасность работников подрядных организаций

5.10. Как организовать санитарно-бытовое обеспечение работников

5.11. Как происходит в организации выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов или ЛПП

5.12. Как именно обеспечиваются режимы труда и отдыха

5.13. Как реализовано обеспечение социального страхования работников и возмещение средств из ФСС на предупредительные меры

5.14. Как происходит взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля

5.15. Как в организации обеспечено реагирование на аварийные ситуации, как расследуются несчастные случаи, профессиональные заболевания, микротравмы, как они фиксируются

VI. Оценка результатов деятельности

VII. Улучшение функционирования СУОТ

Приложение № 1. Перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ

Приложение № 2. Перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников

Что проверит инспектор ГИТ: как не плодить лишнее

Важнейшая особенность мероприятий по охране труда состоит в необходимости подтверждать их документально. При этом перечень обязательных документов, подлежащих проверке надзорных органов, не сформирован. Многое зависит от численности работающих, условий труда, уровней профессиональных рисков и пр.

Во время плановой проверки или выездного рейда инспектор ГИТ проверит документы по чек-листу.

Разработке локальных нормативных актов по охране труда уделяется особое внимание: они не должны быть лишними и отнимать время у специалиста по охране труда, ведь это отвлекает его от главной задачи — предотвращать производственный травматизм. К сожалению, многие об этом забывают.

Все внутренние документы по охране труда должны отвечать следующим требованиям:

  • не противоречат нормативным правовым актам и не ухудшают положение работников;
  • не содержат избыточную информацию;
  • актуальны;
  • при наличии представительного органа (например, профсоюза) согласованы с ним;
  • утверждены работодателем;
  • доведены до сведения работников под подпись;
  • хранятся соответствующий срок, доступны для проверяющих.

Неисполнение одного из этих требований может привести к претензиям инспекторов по труду.

Итак, чтобы все нужные документы на проверке были, а лишних не было, откройте чек-листы Роструда. Они утверждены Приказом Роструда № 20 от 01.02.2022.

В шпаргалке ниже вы найдете чек-лист № 22, регламентирующий выдачу СИЗ.

В конце статьи есть шпаргалка

Проверив себя по чек-листу, вы убедитесь, что документов по таким важным мероприятиям, как выдача СИЗ и уход за ними, немного. Из них можно выделить:

  • регламентирующие — это подраздел «Порядок выдачи СИЗ» в Положении о СУОТ;
  • организационно-распорядительные — приказ о назначении ответственных за выдачу СИЗ;
  • контрольно-учетные — платежные поручения, журналы содержания СИЗ, договоры, акты, копии сертификатов.

Потратьте больше времени на старте, создайте единую систему в документах. Так будет гораздо проще организовывать и контролировать обязательные мероприятия, и вы сможете без штрафов пройти проверку со стороны ГИТ.

Что следует скорректировать в действующих документах, какие новые локальные акты придется составить и какие внутренние документы по охране труда разработать в связи с изменениями с 1 марта 2022 года, мы рассказывали на «Внутренние документы по охране труда‑2022: как не упустить главного и не делать лишнего». Вы можете посмотреть запись прямого эфира

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Чек‑лист № 22 по СИЗ 406.5 КБ

Скачать
24 277
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!