С 1 марта 2022 года действуют несколько нововведений в сфере обращения с отходами, порядке лицензирования хозяйственной деятельности, экологических сборов. Они приняты, чтобы поддержать российскую экономику в условиях санкций. Разберемся, как и что нужно учесть организациям
Сфера обращения с отходами
Организации, образующие отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны действовать в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности (п. 4 ст. 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
С 1 марта 2022 года внесение данных в Федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК) и заключение договоров в области обращения с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором стало обязательным.
18 марта 2022 года Правительство РФ внесло поправки в Правила разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 326). Это было необходимо, чтобы привести Правила в соответствие с Федеральным законом от 02.07.2021 № 356-ФЗ.
С 3 апреля 2022 года действуют предельные тарифы на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I-II классов опасности (Приказ ФАС России от 18.03.2022 № 220/22). До 31 декабря 2026 года для отходов производства и потребления они составляют:
- I класс опасности — 222 907,36 руб. за тонну (без НДС),
- II класс опасности — 62 468,26 руб. за тонну (без НДС).
Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399 установлены требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности. Они обязательны как для юридических лиц и ИП, так для граждан, у которых появляются:
- аккумуляторы, аккумуляторные батареи и отходы их электролитов;
- минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства;
- оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства;
- отходы шин, покрышек, камер.
Причем юрлица и ИП в течение 11 месяцев со дня образования отходов из группы «Отходы электронного оборудования» должны передать их на обработку и утилизацию организациям, у которых есть соответствующая лицензия. Граждане имеют право передавать отходы электронного оборудования определенным категориям лиц.
- Приказ вступил в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.
2 июля 2021 года вступили в силу уточненные требования к транспортировке отходов (Федеральный закон от 02.07.2021 № 356). Одно из положений обязывает размещать на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальные отличительные знаки, обозначающие класс опасности отходов. Образцы таких знаков и порядок их нанесения устанавливает Минтранс России. Эта норма вступила в силу 1 марта 2022 года.
Проверочные листы
Здесь тоже небольшие изменения:
- актуализирована форма проверочного листа, применяемого в рамках федерального государственного экологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 22.02.2022 № 115);
- утверждена форма проверочного листа, используемого для федерального государственного геологического контроля (Приказ Росприроднадзора от 24.02.2022 № 116).
Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют, соблюдает или не соблюдает контролируемое лицо обязательные требования.
Лицензирование
Обновлен порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 271):
- установлен порядок оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям;
- определены сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении;
- уточнен перечень лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату;
- предусмотрен порядок подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий.
В качестве меры поддержки граждан и экономики в условиях санкций Правительство РФ продлило срок действия лицензий и других видов разрешительных документов автоматически на 12 месяцев, а для их получения или переоформления предусмотрен упрощенный порядок (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353).
К списку разрешений, сроки действия которых истекают в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2022 года, в том числе отнесены:
- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- лицензии на водопользование.
Экологические сборы
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 274 на 2022 год установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В 2022 году применяются:
- ставки платы за НВОС, установленные на 2018 год, с использованием дополнительного коэффициента 1,19;
- ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля — 67,12 руб. за тонну.
Утилизационные сборы
Для обеспечения стабильной деятельности производителей автомобильной техники в условиях сложившейся экономической ситуации и санкций продлен срок уплаты утилизационного сбора за I–III кварталы 2022 года. Перенос сроков коснется предприятий, где трудится не менее 5 000 человек, и их дочерних компаний (Постановление Правительства РФ от 04.03.2022 № 287).
До 20 декабря 2022 года надо уплатить утилизационный сбор:
- за I–III кварталы 2022 года;
- за IV квартал 2021 года и за I–III кварталы 2022 года, если в отношении предприятий отрасли введены иностранные санкции.
Аналогичная мера о продлении сроков уплаты утилизационного сбора действует и для отечественных производителей сельхозтехники, строительно-дорожной и коммунальной техники, а также прицепов к ней (Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 года № 521). Сбор за I–III кварталы 2022 года можно будет уплатить до 23 декабря 2022 года.
Отсрочка касается крупнейших предприятий отрасли. Она должна помочь снизить остроту дефицита оборотных средств и избежать просрочки выплаты заработной платы сотрудникам.
Больше об экологическом законодательстве, обороте отходов и отчетности организаций вы узнаете из материалов курса «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I‑IV классов опасности».
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в воздух
С 1 марта вступили в силу новые положения, позволяющие обеспечить учет выбросов не только от стационарных, но и от передвижных источников при проведении инвентаризации выбросов. Актуализирован Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (Приказ Минприроды России от 19.11.2021 № 871).
Теперь передвижные источники нужно включать в отчет об инвентаризации. К ним относится автотранспорт, строительная, сельскохозяйственная и другая техника, самолеты, железнодорожный транспорт, водные суда.
Также необходимо учитывать выбросы от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где ведется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, погрузка и разгрузка.
Выбросы передвижных источников можно не учитывать, если на объекте НВОС:
- не ведется промышленное производство;
- эксплуатируются исключительно легковые автомобили,
- эксплуатируются автобусы для перевозки людей в количестве не более 20 единиц в день
- эксплуатируются грузовые автомобили в количестве не более 3 единиц в день.
В приказе вы найдете рекомендуемый образец таблицы для обобщения сведений о выбросах передвижных источников, эксплуатируемых на объекте.
Комплексное экологическое разрешение
С 1 марта 2022 года заявку на получение комплексного экологического разрешения нужно подавать по новой форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 22.10.2021 № 780. Также Приказ обновил и форму самого комплексного экологического разрешения (КЭР).
Предприятиям, которые получили КЭР до 1 сентября 2022 года, на два года продлен срок создания систем автоматического контроля (Федеральный закон от 26.03.2022 № 71-ФЗ).
Сдвигается и срок, до которого должны быть поданы заявки на комплексное экологическое разрешение: с 31 декабря 2022 года на 31 декабря 2024 года. Это касается объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и относятся к I категории, объектов, чей вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60%.
Санитарно-защитные зоны
Правительство РФ внесло поправки в порядок принятия решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон (Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 286).
Теперь указанные решения принимает Роспотребнадзор или его территориальные органы после рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Роспотребнадзор определяет виды объектов, решения по которым могут принимать регионы.
Серьезные изменения коснулись и контрольно-надзорной деятельности. Все они направлены на снижение нагрузки на предпринимателей. О том, как проходить проверки в 2022 году, как изменился порядок назначения штрафов, читайте в нашей шпаргалке.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Изменения в контрольно‑надзорной деятельности 388.4 КБ