Единая информационная система в сфере закупок — самый крупный и востребованный ресурс для заказчиков, поставщиков и представителей органов контроля. Вся информация публикуется в открытом доступе, повышая тем самым прозрачность системы гостендеров. Рассказываем, на что стоит обратить внимание
Официальным оператором ЕИС сегодня остается Федеральное казначейство. В его задачи входит контроль за тем, как участники соблюдают Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также внедрение необходимых функций для решения текущих задач. О ключевом функционале ЕИС, над которым Казначейство работало последний год, в рамках пленарной сессии форум-выставки «Госзаказ-2022» рассказала заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе.
Квотирование
Одна из своевременных и насущных задач ЕИС начиная с 2021 года — возможность в режиме реального времени отслеживать соблюдение квот. Прошлый год запомнился участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ введением обязательного квотирования товаров отечественного производства. В связи с этим система госзакупок также была доработана под текущие задачи: внедрены цифровые процессы, позволяющие заключать контракты с указанием обязательной доли российского товара и формировать соответствующую отчетность. Отмечается, что на данный момент в ЕИС размещено почти 100% отчетов по квотированию за первый отчетный период.
По результатам мониторинга на 1 апреля 2022 года отчет по применению квот, установленных в рамках Постановлений Правительства № 2013 и № 2014, разместили 98,65% заказчиков, работающих по 44-ФЗ, и 91% заказчиков, работающих по 223-ФЗ. Согласно отчетам показатели по квотированию за 2021 год выглядят так:
Вид закупок | Процент квотирования | Объем закупок российских товаров | Процент от запланированного |
---|---|---|---|
Закон № 44-ФЗ | 51,5% — это 51 товарная позиция из 99 закрепленных | 1,6 трлн руб. | 61,7% от 2,7 трлн руб. |
Закон № 223-Ф | 55,4% — это 139 позиций из 251 закрепленной | 8,3 трлн руб. | 88,2% от 9,4 трлн руб. |
В целом, по оценке Казначейства, независимо от того, были ли установлены квоты и применялись ли к закупкам условия национального режима, заказчики целенаправленно старались отдавать предпочтение товарам отечественного происхождения. Главные позиции, по которым заказчикам не удалось достигнуть установленной нормы квотирования по 44-ФЗ, относятся к медицинским изделиям, а именно к оборудованию. Немного иная картина сложилась по 223-ФЗ — здесь лидирует электроника.
Цифровой документооборот
С 1 января 2022 года состоялся запуск цифрового документооборота исполнения и приемки контрактов по 44-ФЗ. Преимущества такого решения:
- уход от сканов актов выполненных работ;
- структурирование информации;
- формирование счетов-фактур непосредственно в ЕИС;
- отсутствие возможности сформировать акт приемки задним числом;
- полный контроль за подписью документа.
Долгое время этап осуществления исполнения контракта оставался в тени и не регулировался Законом № 44-ФЗ. Цифровой документооборот призван повысить прозрачность отношений между заказчиком и поставщиком именно на этом, самом сложном этапе госзакупок.
Все счета-фактуры по контрактам формируются сегодня исключительно в ЕИС. Для осуществления всех процессов электронной приемки Федеральное казначейство получило статус оператора ЭДО ФНС, поэтому документы, сформированные в Единой информационной системе в сфере госзакупок, признаются абсолютно легитимными для предприятий заказчиков. Дублировать акты и счета на бумаге не нужно, более того, такое дублирование уже не является юридически значимым документооборотом.
- С начала года сумма цифровых актов приемки составила 1,5 трлн руб.
Автоплатеж для бюджетных платежей
С 1 января 2022 года все силовые ведомства переведены с бумажных отношений в ГИС ЕИС.
Одна из ключевых задач, над которой сегодня работает Казначейство, — развитие Единой информационной системы в сфере госзакупок не только как системы торгов и контрактации, но и как единой платформы бюджетных платежей. Сегодня срок оплаты предприятием составляет 30 дней, главная цель — сократить его до семи дней. По большому счету разрабатывается автоплатеж. Для бюджетной системы это решение станет настоящей революцией.
ГИС «Независимый регистратор»
ГИС ЕИС и ГИС «Независимый регистратор» — цифровая экосистема, обеспечивающая информационную безопасность закупок и платежей.
ГИС «Независимый регистратор» ведет контроль за электронными площадками, предотвращает случаи компрометации данных, подтверждает валидность всех проходящих на ЭТП торговых операций. Это специальный плагин, который записывает абсолютно все, что происходит на компьютере участника закупки. Работает по аналогии с автомобильным видеорегистратором, и его данные могут использоваться в качестве доказательств при обжаловании закупки в контрольном органе.
ВАЖНО: скриншоты с экрана компьютера ФАС не рассматривает в качестве доказательств, а вот записи «Независимого регистратора», наоборот, считаются официальными и принимаются к рассмотрению в ходе изучения дела.
Пользоваться ГИС «Независимый регистратор» могут все, достаточно зайти на сайт ЕИС и скачать программу на свой компьютер.
Подробнее о том, как пользоваться ГИС «Независимый регистратор», рассказывает ведущий эксперт Контур.Школы Юлия Середина на вебинаре «ГИС «Независимый регистратор» — защита прав участника закупки».
Модуль «Риск-мониторинг»
4 апреля 2022 года в ГИС ЕИС запущен модуль для контрольных надзорных органов «Риск-мониторинг». Он рассчитан на то, чтобы выстраивать антирейтинг заказчиков и поставщиков, на основании которого контроллеры могли бы проверять не только тех, кто совершил нарушение, но и тех, кто имеет высокий потенциал совершения нарушения. Таким образом, плановые и внеплановые проверки в будущем должны стать более точечными и целенаправленными. Другими словами, приходить будут не ко всем, а только к тем, кто находится в шаге от нарушения.
Алгоритм действия модуля «Риск-мониторинг» следующий: формируются порядка 100 признаков нарушений и их комбинации, создается мультипликатор неэффективности участника закупки в целом, где рассматриваются такие критерии, как количество несостоявшихся контрактов, просрочек по оплате, связанных закупок с конкретными лицами, учитывается эффект базы, число контрактаций и объемы закупок. Данный модуль был презентован на стенде Федерального казначейства в рамках форума-выставки «Госзаказ» и наглядно демонстрировал, как отслеживаются списки фактических и потенциальных нарушителей.
Формула расчета антирейтинга
Рейтинг заказчика = Рейтинг закупки 1 + Рейтинг закупки 2 + Рейтинг закупки N
Рейтинг закупки = ∑ ((1+2) * (3+4)) * 5 * 6
где
[ [ 1 |
+ |
2 ] |
х |
[ 1 |
+ |
2 ] ] |
х |
5 |
х |
6 |
Признаки нарушений |
Риски |
Комбинации сценариев |
Цена контракта |
Мультипликатор неэффективности заказчика |
Мультипликатор неэффективности поставщика |
Приоритеты ЕИС меняются в сторону обеспечения полной безопасности системы торгов, заключения контрактов, приемки по контракту и получения платежей. Они направлены на минимизацию нарушений со стороны участников. На это работают все цифровые системы, которые внедряются в Единую информационную систему.