Новые правила обращения с отходами I и II классов опасности в 2022 году

В 2022 году в жизнь воплощена давняя идея регулировать сферу обращения с отходами I и II классов опасности. Рассказываем, что это значит и чего ждать предприятиям

Еще в 2018 году на основании поручений Президента РФ был сформирован отдельный федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов». Его основные мероприятия:

  • старт эксплуатации федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК);
  • разработка федеральной схемы для обращения с отходами I–II классов;
  • создание базовой инфраструктуры, которая позволит перерабатывать эти отходы, — сети экотехнопарков.

Очевидно, что для эффективной работы необходимо было определить ключевой элемент системы обращения с отходами I–II классов, позволяющей решить существующую в стране экологическую проблему и навести порядок в этой сфере. То есть назначить управляющего оператора федерального уровня, который сможет работать со всеми участниками по принципу одного окна. Им стала госкорпорация «Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор» (Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р).

С 1 марта 2022 года федеральный экологический оператор (ФЭО) организует и контролирует сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности (абз. 2 п. 2 ст. 14. Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998). Он может делать это самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании соответствующих договоров.

Об этапах создания единой системы управления и контроля сферы обращения с отходами I–II классов вы узнаете из нашей традиционной шпаргалки.

В конце статьи есть шпаргалка

Как работает цифровая платформа по управлению отходами I и II классов опасности

В начале декабря 2021 года была запущена Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности — ФГИС ОПВК. Ее работу также регулирует Закон № 89-ФЗ.

ФГИС ОПВК — это программный продукт, который позволит:

  • контролировать движение отходов от места их образования до места обработки, обезвреживания, утилизации или размещения;
  • вести их учет;
  • выявлять нарушения;
  • выстраивать оптимальную логистику и моделировать лучшее размещение инфраструктуры.

Отдельный модуль предназначен для организации централизованной договорной работы.

Платформа позволяет организовать взаимодействие всех участников рынка в режиме онлайн. Здесь можно выбрать экономически обоснованный и прозрачный тариф, логистику, которая удешевляет процесс работы с различными видами отходов, а также вести договорную работу.

Можно сказать, что ФГИС ОПВК — торговая интернет-площадка. Все ее участники (образователи отходов, перевозчики, переработчики) получают понятную и прозрачную систему взаимоотношений. ФГИС ОПВК также станет базой реальных данных о фактическом количестве образующихся отходов I и II классов, об их переработке, накоплении и размещении.

Больше актуальной информации и рекомендации экспертов по работе с отходами I–IV классов >>>

Также данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I–II классов, соблюдение которой — обязательное условие деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка (п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ).

Новые правила по обращению с отходами I и II классов

В новой схеме обращения с отходами три типа участников:

  1. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности. В старой схеме ФЭО не было.
  2. Операторы по переработке отходов I и II классов опасности. Это компании, которые в обязательном порядке заключают договор с ФЭО и оказывают услуги по транспортировке и переработке некоторых видов отходов.
  3. Хозяйствующие субъекты, деятельность которых приводит к возникновению отходов, — отходообразователи. К ним относятся юрлица, ИП и региональные операторы по обращению с ТКО.


Информация ГК«Росатом» — ФГУП «Федеральный экологический оператор»

Варианты управления отходами:

  1. Отходообразователи утилизируют отходы самостоятельно. Для этого они оформляют в Росприроднадзоре лицензии, которые подтверждают, что у предприятия обустроена площадка для переработки, есть соответствующие мощности, персонал, система мониторинга и пр.
  2. Отходообразователи заключают договор с ФЭО, если нет желания или возможности управлять отходами. Далее федеральный оператор самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности обеспечит их обезвреживание, утилизацию и безопасное размещение.

Тарифы федерального оператора

Услуги ФЭО платные, тарифы определяет ФАС. До 31 декабря 2026 года цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составит:

  • для отходов I класса опасности — 222 907 руб. за тонну;
  • для отходов II класса опасности — 62 468 руб. за тонну.

Накапливать отходы можно в течение 11 месяцев, более длительный срок расценивается как размещение.

Закон определяет размещение как хранение для последующей утилизации, поэтому каждое предприятие должно понимать, как оно будет перерабатывать отходы, и планировать эту деятельность заранее.

С 1 марта 2022 года отходообразователи могут заключать договоры только с ФГУП «ФЭО». Правительство утвердило формы типовых договоров на услуги по обращению с отходами I и II классов опасности (Постановление Правительства РФ № 1363 от 24.10.2019), но стороны вправе дополнять их условиями, которые не противоречат действующему законодательству.

Как начать работу с информационной системой

Для работы в ФГИС ОПВК необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.

Регистрация происходит в единой системе идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале «Госуслуги».

  • Для операторов по обращению с отходами разработано еще и мобильное приложение.

Для удобства ФГИС ОПВК интегрирована с информационными системами Росприроднадзора, порталом «Госуслуги», сервисами ФНС, АИС «Налог-3», публичной кадастровой картой Росреестра, ПТК «Госконтроль» и другими системами. Благодаря этому информация о юридическом лице или ИП и выданных лицензиях будет интегрироваться автоматически. Пользователям не придется повторно вносить сведения, которые уже есть в других информационных системах.

Если предприятие планирует самостоятельно перерабатывать отходы, оно обязано вносить во ФГИС ОПВК информацию о них на всех этапах: с момента образования до утилизации, обезвреживания или размещения.

Если у отходообразователя нет возможностей утилизировать или перерабатывать отходы, он должен зайти в личный кабинет ФГИС и создать заявку на оказание услуг по обращению с отходами с федеральным оператором. Далее оформляется договор.

  • Чтобы подписывать документы в информационной системе, сторонам потребуется усиленная квалификационная электронная подпись.

Договорная работа в системе состоит из следующих этапов:

  1. Организация или ИП регистрируется во ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА) для формирования личного кабинета отходообразователя (ЛК).
  2. Отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов I и II классов опасности, которые возникают в ходе его деятельности. Прикрепляет паспорта на отходы, формирует заявку на заключение договора.

С 1 марта 2022 года направлять заявку на заключение договора на обращение с отходами
I и II классов опасности надо через ЛК ФГИС ОПВК.

Обучение экологической безопасности
Повышение квалификации. Удостоверения
Расписание курсов
  1. После проверки заявки ФЭО формирует проект договора на оказание услуг.
  2. При возникновении потребности вывезти отходы отходообразователь сообщает вид, наименование и количество отходов и формирует в ЛК заявку уже на их вывоз.
  3. ФЭО подбирает операторов по транспортированию и переработке с учетом логистики и необходимых технологий.
  4. Система формирует индивидуальный QR-код, который отходообразователь наносит на каждую тару.
  5. По каждой заявке отходообразователя оператор по транспортированию и оператор по переработке считывают QR-код с помощью мобильного приложения.
  6. Благодаря трекерам, подключенным к ГЛОНАСС, в транспортных средствах передвижение отходов можно отслеживать онлайн.
  7. После поступления тары на объект переработки оператор сверяет по QR-кодам количество загруженных и принятых отходов.
  8. Стороны подписывают сопутствующие документы с помощью УКЭП, все изменения фиксируются в системе.
  9. Оператор вносит в ФГИС данные о переработке или размещении отходов.

Какова ответственность за нарушения

Пока наказания за непредставление данных об отходах во ФГИС ОПВК не предусмотрено. Но за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами предусмотрены штрафы:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 руб.;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на ИП — от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 руб.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Этапы создания единой системы по обращению с отходами 1 и 2 класса опасности 389.4 КБ

Скачать
16 316