Система управления охраной труда в свете нового проверочного листа

Ранее при плановых проверках системы управления охраной труда госинспектор проверял наличие у работодателя Положения о СУОТ и Политики. Ситуацию изменил Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77, и теперь работодатель должен обратить особое внимание на расчет профессиональных рисков

Что изменилось в регулировании СУОТ

Со вступлением в силу Приказа № 77 работодатель должен при принятии решения об ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве опираться на анализ и оценку профессиональных рисков.

Вопросы появились и в связи с появлением Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Новый проверочный лист по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда (Приложение 23 к Приказу Роструда от 01.02.2022 № 20) содержит уже шесть вопросов, отражающих содержание обязательных требований.

Инспектор проверит, обеспечил ли работодатель создание и функционирование системы управления охраной труда, а также поинтересуется:

  • проводятся ли системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков;
  • каким путем выявляются опасности, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками;
  • как обнаруживаются, распознаются опасности, как они описываются в ходе контроля за состоянием условий труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений;
  • обеспечена ли разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест;
  • участвует ли в оценке профессиональных рисков комиссия по охране труда или уполномоченный представительный орган работников.

В конце статьи вы найдете примерный план мероприятий по охране труда. Вы можете опираться на него при разработке собственного плана.

В конце статьи есть шпаргалка

Чем руководствоваться при создании или пересмотре СУОТ сегодня

ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Положения этого стандарта направлены на защиту работников от опасных и вредных производственных факторов и исключение связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов и опасных происшествий. В ГОСТе можно найти термины и определения, которые пригодятся вам в работе.

Стандарт также регулирует взаимодействие с подрядными организациями. В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

Бесплатные вебинары по охране труда
Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты
Посмотреть видео
  • включать критерии охраны труда при оценке и выборе подрядчиков;
  • устанавливать эффективную координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчика до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и возможность предупреждать и ограничивать их воздействие;
  • предусматривать уведомления о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика;
  • обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест и их подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;
  • методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
  • контролировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком.      

Эти требования легли в основу введенного с 1 марта 2022 года Приказа Минтруда от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».

ГОСТ предусматривает, что работодатель должен постоянно совершенствовать СУОТ, поэтому мероприятия должны учитывать:

  • цели организации по охране труда;
  • результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
  • результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;
  • расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
  • выводы на основе анализа управления СУОТ руководством;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комиссии по охране труда там, где они существуют;
  • изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
  • новую информацию в области охраны труда;
  • результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.        

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»

Этот стандарт устанавливает требования к созданию и совершенствованию СУОТ в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Так, ГОСТ приводит требования к документам по СУОТ. Документация должна быть:

  • понятна пользователям;
  • периодически анализироваться и своевременно корректироваться;
  • быть доступной для работников, которых она касается и для которых предназначена.

Согласно положениям стандарта, записи по охране труда в журналах, протоколах, актах, отчетах работодатель должен:

  • систематически вести и оптимизировать;
  • оформлять так, чтобы можно было их легко определять;
  • хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
  • располагать в местах, удобных для пользования.

Кроме этих стандартов, при разработке или пересмотре СУОТ организации могут опираться еще на два документа: ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» и ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению». Они помогут создать действительно функционирующее положение о СУОТ, к которому не будет вопросов со стороны контролирующих органов.

Хотите знать, как выстроить оценку профрисков и гармонично вписать ее в систему управления охраны труда, пройдите курс повышения квалификации «Оценка профессиональных рисков», 24 ак. часа.

Ирина Таранушина, эксперт по вопросам системы управления охраной труда, руководитель службы охраны труда:

Ирина Таранушина

Система управления охраной труда — это конструктор, в котором взаимосвязаны все элементы.

В Примерном положении о СУОТ (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н) установлено 20 процессов. Они направлены на организацию труда работника, включают оценку условий труда и опасностей на рабочих местах, организацию безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений. Идентификация опасностей и оценка уровней профрисков нацелены на анализ рабочих зон, методов выполнения работ, подготовки рабочего места и передвижения сотрудника вне рабочего места в интересах работодателя.

Цель разработки Положения о системе управления — создать регламент, понятный для сотрудника любого уровня. Документ должен включать в себя обязательные регламенты, инструменты и описание действий участников процесса. Задача — распределить обязанности сотрудников организации, начиная от работника до руководителя самого высокого ранга.

Начиная описывать каждый процесс системы управления, мы должны изучить соответствующую статью Трудового кодекса и все подзаконные акты, касающиеся разрабатываемого процесса. Далее нужно проникнуть в структуру организации и проанализировать внутренние регламенты взаимодействия подразделений, подчиненности и должностные обязанности участников процесса.

Удивительно, как много человек задействовано в каждом элементе системы, в каждом действии.

Пример. Процесс «Обучение персонала в области охраны труда», подпроцесс «Проведение вводного инструктажа». Участники и их обязанности:

  • специалист по охране труда разрабатывает программу вводного инструктажа для принимаемых работников;
  • специалист кадровой службы направляет работника на вводный инструктаж;
  • руководитель организации утверждает приказ о назначении ответственного;
  • лицо, назначенное приказом работодателя, проводит инструктаж на рабочем месте.

Если вводный инструктаж проводится по филиалам, то участников процесса будет больше.

Также отдельным блоком описываем процесс проведения вводного инструктажа у подрядных организаций.

Видите, сколько шагов и особенностей в таком простом и привычном мероприятии, как проведение вводного инструктажа на по охране труда.

Но описать процессы не сложно, сложнее заставить их работать. Для этого необходима мотивация персонала, определение точек соприкосновения между действующими лицами. Важно также, чтобы процессы помогали работать и не мешали основным обязанностям участников.

Чтобы добиться функционирования системы управления и слаженного взаимодействия участников процессов, необходимо проводить аудиты безопасности.

Они могут проходить на разном уровне:

  • Аудит на рабочем месте. Для этого работник получает инструмент: чек-лист, автоматизированное приложение и пр. — и проводит проверку рабочего места перед началом работы, в процессе и по окончании выполнения технологического процесса.
  • Аудит внутренней комиссией. Работодатель создает экспертную группу, куда входят главные специалисты организации: специалист по охране труда, механик, энергетик, начальник производства. Они проводят визуальный осмотр рабочих мест и анализ ведения документации по охране труда на рабочих местах.
  • Внешний аудит. Это простой и продуктивный метод: вы получите заключение о состоянии организации системы управления охраной труда.

Главное в аудите — изучить заключение и выполнять предписанные мероприятия. Игнорирование результатов аудита ведет к разрушению взаимосвязей в системе управления охраной труда.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Пример плана мероприятий по охране труда 664.5 КБ

Скачать
12 447
2 комментария    Написать свой
"Видите, сколько шагов и особенностей в таком простом и привычном мероприятии, как проведение вводного инструктажа на рабочем месте." Вводный на рабочем месте? Может Вам сначала изучить Порядок, а потом уже учить других.
Валерий, здравствуйте!

Спасибо, что обратили внимание. Поправили.
Спасибо за ваше мнение!