Оценка профессиональных рисков: семь проблемных ситуаций

Эксперты Контур.Школы отвечают на самые распространенные вопросы слушателей

Кочерова

Наталья Герасименко, юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе

Есть ли утвержденные методики для оценки профрисков? От чего зависит, какие методики должен использовать работодатель?

Это один из самых сложных вопросов о проведении оценки профессиональных рисков, волнующих работодателей. Нужно отметить, что методы оценки уровня профессиональных рисков работодатель определяет самостоятельно с учетом характера деятельности и сложности выполняемых операций. Для разных процессов и операций можно использовать разные методы оценки (п. 22, 23 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н).

Наиболее популярные методы оценки профессиональных рисков офисного персонала — методы Файна-Кинни, матричный, Элмери, чек-листа. Их может использовать даже новичок в охране труда.

При выборе методов учитывайте, что они должны соответствовать сложности производственной деятельности работодателя, предоставлять результаты в такой форме, чтобы повышалось знание работников об опасностях на их рабочих местах и мерах управления рисками. Это указано в п. 5 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков, утв. Приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926.

Кочерова

Лариса Кочерова, эксперт-практик в области охраны труда и производственной безопасности, аудитор систем управления охраной труда, начальник лаборатории в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Нужно ли повторно проводить оценку профрисков и СОУТ, если в штате организации только офисные сотрудники и грядет изменение организационной структуры?

Основания для проведения внеплановой СОУТ строго определены ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Провести внеплановую СОУТ нужно,  если в организации:

  • вводятся в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
  • меняются технологические процессы или оборудование, которые могут повлиять на уровень воздействия на работников вредных или опасных факторов;
  • меняются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, что может оказать влияние на уровень вредных или опасных факторов на работников.

Соответственно, провести СОУТ потребуется, если наступит одно из оснований, перечисленных в ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Помимо СОУТ для офисных работников необходимо провести оценку профессиональных рисков. При этом нужно учитывать требования ст. 214 ТК РФ, в которой указано, что работодатель обязан обеспечить оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест.

Вывод. Проведите внеплановую СОУТ при наличии одного из оснований, предусмотренных законом. В отношении оценки профрисков руководствуйтесь обязанностью организовать ее перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест, а также положениями внутренних локальных документов.

Где найти классификатор опасностей и другие образцы документов?

Примерный классификатор опасностей приведен в приложениях к Приказу Минтруда России от 28.12.2021 № 926.

Образцы иных документов по оценке рисков найдете в нашем специальном разделе. Кроме того, рекомендуем пройти курс повышения квалификации «Как управлять профессиональными рисками», чтобы соответствовать требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда» по коду D и разобраться в нюансах оценки профрисков.

Богданова

Тамара Богданова, эксперт по трудовому праву и охране труда

 

А для социальных работников нужна оценка профессиональных рисков, если в нашей организации на рабочих местах класс условий труда 2.0?

Не имеет значения, в каких условиях труда — допустимых или вредных — по результатам спецоценки работают сотрудники. Провести оценку профессиональных рисков нужно всем. Это требования ст. 214 ТК РФ и п. 25 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н.

Вывод. Работодатель обязан провести оценку уровней профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест для всех сотрудников организации, в том числе с оптимальными и допустимыми условиями труда.

Оценка профессиональных рисков теперь входит в число обязательных процедур в организации? Предусмотрена ли ответственность за отсутствие такой процедуры?

Каждый работодатель обязан выявлять опасности, оценивать их и управлять ими (ст. 218 ТК РФ). Создание системы управления охраны труда направлено на минимизацию профессиональных рисков и управление ими, что и определено в п. 5 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 №776н.

Если не провести оценку профессиональных рисков, организацию оштрафуют по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Это подтверждает и судебная практика:

  • решение Московского городского суда от 28.08.2020 по делу № 7-9434/2020;
  • решение Верховного суда Республики Коми от 15.07.2020 по делу № 21-384/2020, 12-12/2020;
  • решение Волгоградского областного суда от 13.05.2020 по делу № 07-290/2020;
  • постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2020 № 16-4841/2020.

Вывод. Провести оценку профрисков нужно всем работодателям вне зависимости от сферы деятельности организации и количества сотрудников, работающих в ней.

Должен ли работодатель проводить оценку рисков ежегодно или можно пересматривать ее результаты, только если были микротравмы, несчастные случаи или поступила жалоба от работника?

Нормативно сроки проведения оценки профессиональных рисков не определены. Их устанавливает работодатель и фиксирует в локальных документах.

Напоминаем, что проводить оценку уровня профрисков нужно перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ, а также п. 25 Примерного положения СУОТ). Далее работодатель обязан «систематически выявлять опасности и профессиональные риски, выполнять их регулярный анализ и оценку» (ст. 214 ТК РФ). Периодичность определите самостоятельно.

Вывод. Оценка профессиональных рисков должна стать систематически проводимым мероприятием. Закрепите в ЛНА периодичность ее проведения.

Обязательно ли разрабатывать положение об управлении профессиональными рисками или это может быть прописано в Положении о СУОТ в организации?

Положение об управлении профессиональными рисками может быть утверждено как отдельный документ, а может быть составной частью Положения о СУОТ.

Вывод. Работодатель сам решает, как оформить положение об управлении профессиональными рисками, главное — зафиксировать, как будет реализована данная процедура в вашей организации.

3 463
Комментарии    Написать свой

Комментариев пока нет, станьте первым!

Спасибо за ваше мнение!