Стирка СИЗ: опыт внедрения в организации

Работодатель обязан обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, стирку, химчистку, сушку, ремонт и замену. Рассказываем, как организовать мероприятия по уходу

Требования к СИЗ: как урегулировано в законе

В течение срока носки средств индивидуальной защиты работодатель должен обеспечить уход за ними (ст. 221 ТК РФ). Как правило, это стирка халатов и костюмов, химчистка зимних комплектов спецодежды, ремонт специальной обуви.

Коммунально-бытовые организации должны проводить еще и дезинфекцию СИЗ, ведь люди могут заниматься расчисткой скотомогильников, уборкой на кладбищах или свалках коммунальных отходов.

Если работы выполняются на открытых, а также неотапливаемых площадках, одежду, предназначенную для защиты от осадков, нужно чистить и сушить.

СИЗ, за которыми нет должного ухода, теряют свои защитные свойства и становятся опасными для работника. Это может привести к заболеваниям, а также к производственным травмам. Поэтому за мероприятиями по обслуживанию СИЗ следят и инспекция Роструда, и органы Роспотребнадзора.Приказ Минтруда от 01.06.2009 № 290н утвердил Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. С 1 сентября 2023 года будет действовать Приказ Минтруда от 29.10.2021 № 766н.

В этих документах прописано, что работодатели обязаны за свой счет обеспечивать хранение, использование и уход за СИЗ в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя. Невыполнение этих требований грозит штрафом по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (до 80 000 руб.).

Варианты действий работодателя: плюсы и минусы

Для того чтобы выполнить требования ТК РФ и приказа Минтруда, утвердившего правила применения СИЗ, у организации есть три варианта:

  1. Арендовать СИЗ — тогда обслуживанием будет заниматься вендор. У этого способа есть огромные минусы: стоимость услуг и невозможность возмещения средств из ФСС.
  2. Заключить договор с прачечной — удобный вариант для небольших организаций.
  3. Оборудовать свою прачечную и самому организовать стирку и химчистку СИЗ. Вариант подходит крупным предприятиям: позволит не тратить деньги на различных поставщиков СИЗ, а стирать одежду централизованно, стандартизованно. Требования к прачечным перечислены в санитарных нормах и правилах.

В конце статьи вы найдете образец договора на стирку СИЗ и приложений к нему.

В конце статьи есть шпаргалка

Есть специальные требования к отдельным видам средств защиты. СИЗ, загрязненные альфа- и бета-активными нуклидами, стираются согласно требованиям СанПиН 2.2.8.46-03 «Санитарные правила по дезактивации средств индивидуальной защиты».

С 1 сентября 2021 года действуют СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», в п. 4123 которых указано, что для стирки спецодежды персонала в медицинских организациях амбулаторно-поликлинического типа, включая дневные стационары, допускается устройство мини-прачечных, состоящих из двух смежных помещений: одно для сбора и стирки, другое для сушки и глажения.

Для стирки других, радиационно и биологически незагрязненных СИЗ в прачечных нужно руководствоваться указаниями завода-изготовителя.

Трудности внедрения, опыт практиков

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Основная трудность — малое количество спецпрачечных по стирке СИЗ и их нежелание связываться с организациями, в которых мало спецодежды. В этом случае прачечные прибегают к повышению цен на свои услуги или доставку.

Совет: если ваше предприятие использует небольшое количество СИЗ, организуйте их самовывоз из прачечной. Это снизит общую сумму затрат.Как подобрать поставщика услуг по стирке СИЗ:

  1. Подготовьте техническое задание. Без него нельзя запросить коммерческие предложения.
Обучение по охране труда в Контур.Школе
Профпереподготовка, обязательное обучение. Удостоверения. Дипломы
Расписание курсов

В ТЗ нужно сделать предварительный подсчет сдаваемых в стирку СИЗ. Для этого по паспорту (руководству) узнайте вес одной единицы СИЗ, затем подсчитайте общий объем сдаваемого в стирку и периодичность.

При определении периодичности исходите из степени загрязненности СИЗ и своих финансовых возможностей. Ни в одном НПА, кроме СанПина для аптек, не указана такая периодичность — раз в неделю. Поэтому в своем Положении о системе управления охраной труда вы можете прописать, что СИЗ должны стираться раз в неделю, две недели или месяц.

В ТЗ укажите, чтобы услуги на стирку СИЗ были рассчитаны на следующий год с учетом инфляции. В противном случае, если договор на стирку не удастся заключить в ближайшие один-три месяца в 2022 году, придется переделывать ТЗ и запрашивать новые коммерческие предложения.

  1. Запросите коммерческие предложения. С их помощью можно определиться с суммой затрат на мероприятия по уходу.

Запрос не менее трех коммерческих предложений нужен, чтобы обосновать ценообразование на стирку СИЗ и установить оптимальную цену. Кроме того, выбор лучшей цены из КП оградит вас от возможных обвинений в вашей личной заинтересованности.

  1. Ознакомьте работодателя о сумме затрат на стирку, согласуйте расходы.

Всегда давайте своему руководителю выбор, не ставьте его перед свершившимся фактом. Если ваш руководитель считает лишним тратить деньги на грамотный уход за СИЗ, не стремитесь запугивать штрафами: некоторые воспринимают это как слабость. Лучше выстроить конструктивный диалог:

«Владимир Петрович, мы с вами закупили за счет ФСС отличную спецодежду на работников и можем продлевать сроки ее носки, что позволит нам сократить затраты. Но для этого нам нужно стирать ее. Я посчитала, во что нам это обойдется, сравнила цены, можем выйти на электронный аукцион (или к единственному поставщику). Тогда к нам вообще претензий не будет ни у трудовой инспекции, ни у Роспотребнадзора, ни у работников».

Ваша речь займет две минуты. Но за этот период времени ваш руководитель оценит, что вы:

  • возместили затраты на СИЗ из ФСС — делать это умеют далеко не все специалисты по охране труда;
  • бережете деньги работодателя, выбираете лучшее по цене предложение — это тоже положительное качество специалиста по охране труда;
  • предупреждаете шефа об ответственности заблаговременно, а не ставите перед фактом.
  1. Зарегистрируйте КП и передайте в юридический отдел.

Образец коммерческого предложения

Контроль ГИТ и листы самопроверки

1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Роструда № 20 от 01.02.2022. Документ среди прочих утвердил чек-лист № 22, в котором четыре вопроса посвящены уходу за СИЗ:

«10.     Работодатель за счет собственных средств обеспечил уход за СИЗ и их хранение, своевременно осуществляет химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ?   

11.       Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель предоставляет специально оборудованные помещения (гардеробные)?        

12.       Наличие в структурных подразделениях сушилок, камер и установок для сушки, обеспыливания, дегазации, дезактивации и обезвреживания СИЗ?        

13.       Уход за СИЗ осуществляется на основании гражданско-правового договора со сторонней организацией?»

Если хотя бы одно из указанных мероприятий не будет проведено, инспектор посчитает, что работодатель нарушает требования НПА, и оштрафует. Поэтому не только заключите договор на услуги прачечной, но и копируйте себе все акты приемки и получения обратно. Это будет основанием того, чтобы вашего работодателя не считали нарушителем.

Скачайте образец договора с подрядчиком на стирку СИЗ, а также приложения к договору: спецификацию, техзадание и акт сдачи-приемки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Образцы договора с прачечной, спецификации, техзадания 673.1 КБ

8 539
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее
Материалы по теме