Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цель школьного образования как развитие учеников на основе универсальных учебных действий. Рассказываем, что это такое, какими они бывают и как помогают в обучении
Что такое УУД
Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки.
Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.
Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения.
Функции УУД
Любая современная образовательная программа в России построена на развитии универсальных учебных действий. Основные функции УУД:
- Предоставляют ученику возможность самостоятельно получать новые знания по предметам, ставить учебные цели, находить средства для их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты.
- Создают условия для гармоничного и всестороннего развития личности, помогают школьникам в дальнейшей самореализации, формируют способность и готовность к постоянному обучению, устраняют препятствия для самообразования и успешного освоения новых знаний во взрослой жизни.
Умение учиться — это не только фактор, повышающий эффективность школьного образования, но и инструмент формирования целостной картины мира, гражданских и моральных ценностей.
Виды универсальных учебных действий
Личностные УУД
Эти действия помогают школьнику определять ценностно-смысловую ориентацию. Ученик осознает смысл обучения и понимает личную ответственность за результат, умеет делать нравственный выбор. Кроме того, они дают ученику возможность устанавливать успешные коммуникации в обществе и определять свое место в нем.
Когда учащийся приобретает навык личностных учебных действий, он может самоопределяться в профессиональной сфере, получает мотивацию к обучению, дает оценку изученному материалу, делает личностный выбор, основываясь на приобретенных и сформировавшихся ценностях.
- Как формируют личностные УУД
Сформировать личностные УУД помогут следующие методики:
- Групповые проектные работы. Ученики выбирают актуальную тему проекта, которая интересна каждому, распределяют между собой роли при помощи учителя или самостоятельно и реализуют проект. Основная цель — включение всех участников группы и делегирование каждому определенных задач.
- Создание портфолио ученика. Папка с индивидуальными достижениями, грамотами и благодарностями школьников должна быть в каждом классе. Это создает ситуацию успеха и повышает самооценку у детей. Портфолио стимулирует к дальнейшей работе и самосовершенствованию, формирует положительные качества личности и демонстрирует престижность достижения результата.
- Творческие задания. Это может быть работа по окружающему миру или сочинение по литературе. В процессе подготовки ученик собирает дополнительный материал, учится его анализировать и создавать на основе полученных знаний новый продукт обучения.
Регулятивные УУД
Это действия, благодаря которым ученик может организовывать и корректировать формирование новых знаний и навыков. К таким действиям относят:
- Целеполагание, когда школьник умеет ставить перед собой цель и задачи в обучении.
- Планирование, когда он может составить план действий для достижения определенного результата.
- Прогнозирование — способность спрогнозировать результат и его характеристики, а также принять меры для улучшения итога своей деятельности.
- Коррекция — изменение планов при промежуточном анализе или появлении дополнительных обстоятельств.
- Оценка — умение оценить самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить.
- Саморегуляция, когда ученик может преодолевать возможные препятствия и разрешать конфликтные ситуации в коллективе или группе.
- Как формируют регулятивные УУД
Сформировать регулятивные учебные действия помогают специальные методические приемы. Например, чтобы поставить цель при изучении нового материала, используют такую таблицу:
Я знаю | Я могу узнать | Что необходимо изучить |
---|---|---|
Полезно также систематизировать полученный материал и делать выводы в конце урока. Когда ребенок научится отвечать на вопрос: «Что нового я узнал на уроке?», — ему будет проще ставить цель в следующий раз.
Умение планировать можно развивать с первого класса: с составления плана рассказа и этапов решения задачи. В старших классах ученики разрабатывают план лабораторной работы или план проектной деятельности.
Интерес вызовет метод, когда педагог предлагает заведомо неверный план, например перепутаны действия или исключен конечный результат, а дети должны его скорректировать. Своеобразная работа над ошибками предложенного плана поможет сформировать навык планирования. Чужие ошибки лучше бросаются в глаза, поэтому работать над составлением плана рекомендуют в группах.
Познавательные УУД
Это всем знакомые общие учебные действия:
- поставить цель изучения,
- создать алгоритм деятельности,
- найти информацию,
- использовать различные методы поиска фактических данных,
- выбрать наиболее эффективные из них,
- изучить материалы при помощи смыслового чтения,
- структурировать полученную информацию,
- сделать осознанные высказывания о том, что изучил.
В ходе познавательных учебных действий ребенок учится создавать и проверять собственные гипотезы, выстраивать причинно-следственные связи, сравнивать и классифицировать результаты, делать выводы, находить доказательства гипотезам.
- Как формируют познавательные УУД
Развивать навыки этого вида учебной деятельности рекомендуют при помощи заданий на нахождение соответствий и общих признаков. В младшей школе это может быть составление кластера и логических цепочек. В старшей — разработка тестовых заданий для одноклассников и работа с историческими документами и другими источниками информации, помимо базовой учебной литературы.
Коммуникативные УУД
Сюда относятся самые разноплановые действия, которые дают ребенку возможность взаимодействия в коллективе, навыки поддерживать диалог и вливаться в социальную среду.
Ученик успешно освоил коммуникативные учебные действия, если он умеет:
- находить выход из спорных ситуаций и не создавать открытых конфликтов,
- принимать решения и грамотно отстаивать свою точку зрения,
- правильно формулировать и ставить вопросы,
- четко и полно выражать мысли,
- контролировать свое поведение и поведение партнеров в группе,
- корректировать его при необходимости,
- сотрудничать с одноклассниками и педагогом.
- Как формируют коммуникативные УУД
Специалисты предлагают использовать такие приемы:
- составление вопросов к выступающему,
- выступление с докладом перед аудиторией,
- дополнение высказываний одноклассников.
В младших классах можно использовать метод рассказа по иллюстрации. Это также способствует формированию пассивного словарного запаса. А работать с иллюстрациями детям всегда интересно. Одно и то же изображение может вызвать у ребят разные ассоциации и стать основой различных историй. В конце урока можно сравнить рассказы и найти в них общее и различия.
В средней школе можно организовать пресс-конференцию. Правильно сформулированные вопросы выступающему помогут получить максимум данных и научат ребят выражать свои мысли.
В старшей школе уместна будет дискуссия на заданную тему. Можно организовать круглый стол, симпозиум, форум. В таком формате урока ребята научатся выражать и отстаивать свою точку зрения, выстраивать коммуникацию в конфликтной ситуации, контролировать поведение оппонента, находить необходимые аргументы.
Как оценить уровень формирования УУД
Для оценки ученика по уровню учебных действий, которые он освоил, используют следующие критерии:
- соответствие нормативным возрастным требованиям,
- осознанность и разумность поведения и познавательной деятельности,
- критичность действий,
- способность нормально общаться в коллективе.
Учитель, который помогает детям развивать универсальные учебные действия, включает их в активный учебный процесс. Такие ребята не только пассивно воспринимают поток информации, а умеют находить ее самостоятельно, ставить задачи и добиваться цели. Такие ребята приобретают навык постоянного обучения и развития личности, которая не потеряется в современном информационном обществе.