Системно‑деятельностный подход в педагогике: принципы и реализация

Сегодня поговорим о том, почему в современной педагогике так важна связка «проблема — решение — действие — результат — анализ — обратная связь». Разберемся, какими понятиями надо уметь свободно оперировать, чтобы выстроить обучение, опираясь на системно-деятельностный подход

Что такое системно-деятельностный подход

Изначально системно-деятельностный подход (СДП) — это научный результат работы психологов, которые исследовали обучаемость, формирование памяти, мышления, восприятия, воображения, механизмы речи и чтения. Они выявили, что ребенок развивается в деятельности, находит в ней себя, нащупывает свои способности. Психология определяет образование как процесс взаимодействия людей в среде, где происходит социализация и передача навыков интеракции с предметным миром. В обществе ребенок учится быть среди взрослых и овладевает жизненно важными технологиями, характерными времени, через то, что делает.

Само понятие СДП появилось в 1985 году и трактовалось исследователями как:

  • «система, направленная на результат»;
  • «модель потребного будущего»;
  • «функциональная система»;
  • «результат как мотив и ценность деятельности».

Уже в таких трактовках можно интуитивно нащупать следующее значение: создание некой модели, среды, в которой личность развивается через собственную деятельность. В этой системе все имеет цель, побуждает к действию, уже заложен определенный результат. Происходит это через выстраивание связей, особенно обратной связи. Ребенок не развивается сам по себе, рядом с ним есть взрослый, есть некое общество, дающее обратную связь, и именно она корректирует ребенка. Обратной связью может стать даже случайно оброненное замечание, которое вдохновит или навсегда погасит интерес к той или иной деятельности.

СДП в педагогике

ФГОС второго и следующего поколений (п. 5 ст. 1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897) основывается на системно-деятельностном подходе.

Обучение для учителей
Требования ФГОС, рекомендации экспертов и практические инструменты
Расписание

Позиция авторов Федерального государственного образовательного стандарта основывается на уверенности, что СДП обеспечит выпускника российской школы не только базой знаний, но и способностью решать нестандартные ситуации, анализировать данные, делать выводы, использовать научные методы наблюдения, уметь классифицировать, сравнивать, формулировать гипотезы и экспериментировать. То есть теми компетенциями, благодаря которым человек чувствует себя конкурентоспособным в эпоху, когда знания быстро устаревают. Изменения вроде не столь существенные, но, если вдуматься, фундаментальные: до сих пор целью образования были знания (усвоение фактов, рассказывающих о мире), а теперь — умения (обучение способам взаимодействия с миром, самостоятельное добывание новых знаний о мире).

  • Вот как определяют СДП в педагогике.
  1. Системно-деятельностный подход в обучении — выстраивание процесса учебы, при котором центральное место отведено самостоятельной и разносторонней познавательной деятельности учащихся. Формирование личности ученика и продвижение в развитии происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие нового для него знания, а не пассивного восприятия.

  2. Системно-деятельностный подход в педагогике — организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевой момент — постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

    Важно, что ребенок — активный субъект педагогического процесса, в своей деятельности он самостоятельно развивается, а значит, приобретает компетенцию жить и действовать в постоянно меняющихся условиях, способность и готовность учиться. По этим причинам ФГОС установил новые требования к итогам освоения образовательной программы, среди которых не только предметные знания, но и метапредметные результаты. Они предполагают деятельностное отношение: умение ставить себе цели, планировать, соотносить действия с результатом, сотрудничать в учебе, выстраивать коммуникацию, оперировать логическими категориями, навыки самоконтроля и смыслового чтения.

    Что почитать о системно-деятельностном подходе в педагогике — смотрите в шпаргалке.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Для учителя обязательным становится не только знание методики преподавания того или иного предмета, но и знание возрастной психологии, психологии познания, индивидуальных когнитивных особенностей ученика. Надо понимать природу и механизмы мотивации, целеполагания, развития мыслительных способностей. Уметь воспитывать самостоятельность, создавать в процессе учебного занятия такую ситуацию, попав в которую, ребенок хотел бы делать собственные открытия и делал бы их.

    Основные принципы СДП

    Психологи, которые придерживаются системно-деятельностного подхода, обращают внимание на коммуникацию и обратную связь в системе, на понятия «субъект» и «субъективность». Кто субъект СДП — учитель или ученик? Если мы перечислим принципы системно-деятельностного подхода, то станет понятно, что оба, но у педагога ведущая роль.

    Принципы системно-деятельностного подхода:

    • субъектность;
    • учет ведущих видов деятельности и законов их смены;
    • учет сензитивных периодов развития;
    • сотрансформация;
    • определение зоны ближайшего развития;
    • амплификация (обогащение, углубление развития);
    • обязательная результативность каждого вида деятельности;
    • обязательная рефлективность всякой деятельности.

    Основываясь на этих принципах, педагог может выстраивать урок. К примеру, на конкретном этапе занятия давать определенные виды деятельности, сменяющиеся по одному из принципов СДП. Или использовать меняющуюся от задачи к задаче субъектность: самостоятельная работа в одиночку или группами (парой) либо сначала работа всем коллективом, а затем объяснение учителя. При этом не забудьте реализовать принцип обязательной результативности: подведите итоги и вместе сделайте выводы на каждом этапе урока.

    Вы можете скачать шаблон технологической карты урока с учетом образовательных технологий деятельностного типа в конце статьи.

    В конце статьи есть шпаргалка

    Психологические принципы системно-деятельностного подхода отразятся на выбранной форме урока, а дидактические принципы повлияют на используемую технологию:

    1. Принцип деятельности реализуется так, что личность «добывает» знания через свои действия. Например, выводит формулу на основе опытов или выявляет закономерность, анализируя наблюдения.

    2. Принцип непрерывности выстраивает в системе образования преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.

    3. Принцип целостности раскрывает межпредметные связи и формирует у ребенка обобщенное системное представление о мире: природе, обществе, самом себе, культуре, роли каждой науки в системе наук.

    4. Принцип минимакса предлагает ребенку освоить содержание образования на максимальном для него уровне, который определяет зона ближайшего развития его возрастной группы, и обеспечивает гарантированное усвоение на уровне социально безопасного минимума — государственного стандарта знаний.

    5. Принцип психологической комфортности исключает стрессообразующие факторы, требует доброжелательной атмосферы, реализации идей педагогики сотрудничества, где важен диалог.

    6. Принцип вариативности дает личности разные инструменты и компетенции, учит адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7. Принцип творчества ориентирует на творческое начало в образовательном процессе.

    Реализация системно-деятельностного метода обучения

    В требованиях к реализации образовательной программы во ФГОС прописано обязательное использование образовательных технологий деятельностного типа. Главный смысл этих технологий — воспитание личности как субъекта жизнедеятельности. Цель учителя достигнута, когда ребенок сам ставит себе цель, понимает, какие к ней ведут задачи, и решает их, отвечает за результаты.

    Учителю нужно создать специальные условия, при которых ученик самостоятельно находит и решает учебную проблему, опираясь на уже приобретенные знания и умения. Деятельность ученика организуется следующим образом:

    • постановка цели,
    • планирование действий по ее реализации,
    • сама деятельность,
    • рефлексия полученных результатов.

    Рефлексия, умение выделить свои результаты в контексте ключевых задач позволяют самостоятельно усвоить новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться.

    Учебная деятельность в разрезе системно-деятельностного подхода включает в себя, кроме традиционных учебных задач, учебных действий, еще и действия самоконтроля и самооценки.

    Рассмотрим примерную структуру первой части урока в разрезе системно-деятельностного подхода.

    1. Озвучьте тему урока. Помните, что произнести вслух тему урока или написать ее на доске не равно поставить учебную задачу.

    2. Для познавательного интереса столкните конкретного ученика с трудностью: предложите решить знакомое задание не традиционными способами, а новым набором действий. Упор в этом случае делайте на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей личности. Сформулируйте задачу урока с помощью отвечающего.

    3. Через систему специальных вопросов и заданий подведите ребенка к открытию. Предлагайте именно помощь, а не подсказку. Так через учебные действия будет решена учебная задача.

    4. На третьем этапе ученик сам оценит результаты выбранной деятельности, осознает движение вперед, сделает выводы. На этом этапе обеспечьте ребенку ситуацию успеха, которая будет стимулом в дальнейшем познании и исследовании, радостью открытия.

    Схема урока может быть такой:

    постановка учебной задачи → «открытие» детьми нового знания → первичное закрепление (комментирование) → самостоятельная работа с проверкой в классе → решение тренировочных упражнений → контроль (принцип минимакса) → решение задач на повторение → рефлексия.

    Типы уроков в дидактической системе деятельностного типа

    Тип урока

    Деятельностная цель

    Образовательная цель

    Урок открытия нового знания

    Формирование у учащихся нового способа действия

    Расширение понятийной базы за счет новых элементов

    Урок-рефлексия

    Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа (умение фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять причины, составлять проект и выходить из затруднения)

    Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

    Урок общей методологической направленности

    Формирование способности детей к новому способу действия, построению структуры изученных понятий, составлению алгоритмов

    Выявление теоретических основ, соотнесение теории и практики

    Урок развивающего контроля

    Формирование способности к контролю (дети проверяют друг друга) и самоконтролю

    Контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

    Вебинары для педагогов
    Актуальные темы, авторские материалы с педагогическими техниками и методиками
    Бесплатно

    Системно-деятельностный подход сочетается с проблемным обучением, технологией критического мышления, игрой, исследовательской и проектной деятельностью. К примеру, в рамках проектной деятельности на уроке вы можете выстроить схему «замысел (цель, задачи, поиск решения, план) — реализация (проверка на реализуемость) — продукт (презентация)». А если решите включить игровую технологию, то можете организовать ретроспективные игры, интеллектуальные соревнования, разыграть учебную ситуацию.

    Учитель может выбрать групповую форму работы (в начальных классах эффективна работа парами), потому что человек хорошо усваивает то, что обсуждает с другими, а лучше всего помнит то, что объясняет другим.

     

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Список литературы по системно‑деятельностному подходу в педагогике 691.3 КБ

  • Шаблон технологической карты урока с учетом образовательных технологий деятельностного типа 710 КБ

24 559
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее