Первичные документы организации: что надо знать бухгалтеру

Бусыгина Ю. О., ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы
1 декабря 2016

В этой статье вы найдете ответы на типичные вопросы про оформление первичных учетных документов. Что делать, если контрагенты выставляют свои формы «первички», если вовсе не представляют документы, кто утверждает «первичку» и пр.

Формы первичных учетных документов в учетной политике

Вопрос: в нашей учетной политике закреплены определенные формы первичных документов. Некоторые контрагенты составляют и предъявляют иные, не предусмотренные нами формы. Должны ли мы каждый раз утверждать в своей учетной политике формы первички, которую используют контрагенты?

– Законодательно данный вопрос не урегулирован. Учтите следующее: в своей учетной политике вы закрепляете только те формы первичных документов, которые выставляет ваша компания. Формы первички, которую вы получаете от контрагентов, утверждать не требуется.

Вопрос: можно ли обойтись без путевого листа при учете расхода ГСМ, прописав это в учетной политике?

– Нет, этого делать нельзя. Финансовое ведомство по этому вопросу дает ряд разъяснений. Ознакомьтесь, например, с Письмом Минфина РФ от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129.

Первичка с контрагентом. Штраф за отсутствие первичных документов

Вопрос: иностранные партнеры не представляют никаких документов, просто перечисляют средства за оказанные услуги. Ссылаются, что у них нет таких понятий в деловом обороте. Чем нам грозит отсутствие акта приемки оказанных услуг (наши доходы)?

– Отсутствие первичных учетных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов согласно ст. 120 НК РФ. В этой статье указаны также размеры штрафов.

Вопрос: какая ответственность за отсутствие «первички»?

– Отсутствие «первички» является грубым нарушением правил учета доходов и расходов. Размер штрафов указан в ст. 120 НК РФ.

Кто утверждает формы первичных документов

Вопрос: унифицированные формы первичных учетных документов обязательно утверждать руководителю организации?

– Да, обязательно. Согласно ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Оформление первичных документов

Вопрос: если мы оказали услугу, которая не имеет натурального измерителя, и в счете-фактуре можно в колонках с 1-й по 4-ю ставить прочерки, то это будет нарушением?

– Если прочерки не поставите, будет нарушением. Ознакомьтесь с приложением 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137.

Вопрос: факты хозяйственной жизни нужно оформлять бухгалтерскими справками?

Вебинары для бухгалтеров и кадровиков
Лекции с экспертами-практиками, ответы на вопросы, тестирование
Расписание

– Нет, не нужно. Бухгалтерская справка используется в целях налогового учета. Ее применяют для того, чтобы зафиксировать расчет каких-либо сумм, за определение которых отвечает именно бухгалтер. Например, при ведении раздельного учета облагаемых и не облагаемых НДС операций. Факты хозяйственной жизни мы должны оформить первичными учетными документами.

Вопрос: если квитанция к приходному кассовому ордеру напечатана на черновике, она имеет юридическую силу?

– Да, имеет, если она составлена по правилам, предъявляемым действующим законодательством.

    7 705 просмотров
Смотрите 4 полезных видеоурока, проходите онлайн-тесты и получите электронный сертификат Контур.Школы. Приглашаем бухгалтеров и главных бухгалтеров коммерческих организаций
Посмотреть программу
2 комментария    Написать свой
Спасибо за отличную обзорную статью.
компания РемТраст
Понятная статья, затронуто много интересных вопросов. Для себя подчеркнула нужное. компания IT Avenue
Спасибо за ваше мнение!
Любой экспресс‑курс бесплатно по промокоду УЧИСЬДОМА

До 31 марта открываем обучение для всех, кто остался дома. Смотрите уроки, сдавайте тест, получайте электронный сертификат.