Эксперт в сфере закупок: требования к опыту и навыкам

Появление большого количества нормативно-правовых актов и цифровизация закупок привели к тому, что компании-поставщики вынуждены иметь в штате не только специалистов по закупкам, но и экспертов. Давайте разберемся, чем же отличаются требования к их квалификации

Профстандарт: какой и для кого

Для начала хотелось бы напомнить, что для работников заказчика существует два профстандарта — «Специалист» и «Эксперт», которые утверждены приказами Минтруда России и содержат перечень необходимых знаний, а также трудовые функции этих сотрудников.

Но поскольку сфера закупок является единой системой, то, думается, что эти профстандарты можно использовать и для сотрудников организации-поставщика.

В конце статьи вы найдете чек-лист основных требований к эксперту тендерного отдела и ключевых характеристик, которыми он должен обладать.

В конце статьи есть шпаргалка

Критерии отличия эксперта от специалиста

Уровень образования

Эксперту рекомендуется иметь высшее образование (например, бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок.

Что касается специалиста по закупкам, то у него может быть среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

При трудоустройстве, как правило, работодатели требуют наличие сертификата или диплома о дополнительном образовании.

Наличие опыта

Эксперту нужен опыт участия в закупках не менее трех лет. Специалист же может вообще не иметь опыта при трудоустройстве.

Конечно, неоспоримое преимущество для сотрудника — успешный опыт участия в процедурах. Но также надо сказать, что любой опыт — это тоже повышение квалификации и практика.

Работодатели выделяют специалистов/экспертов, которые:

  • сотрудничали с крупными, известными компаниями;
  • участвовали в тематических конференциях.

Выполняемые функции

Эксперт в ходе своей работы:

  • мониторит рынок предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, в том числе ведет учет информационных ресурсов, где проводятся закупочные мероприятия;
  • консультирует по закупочным процедурам, в том числе мониторит поставщиков и заказчиков в сфере закупок;
  • проводит экспертизу закупочной процедуры, включая экспертную оценку закупочной документации/извещения, составление и оформление по результатам экспертизы заключения;
  • управляет тендерным отделом,то есть распределяет производственные задания между работниками и контролирует выполнение, контролирует, как сотрудники выполняют свои должностные обязанности, планирует текущую деятельность подразделения, выпускает необходимые распоряжения, взаимодействует с другими структурными подразделениями;
  • проводит аттестацию, оценку профессиональной квалификации и контролирует повышение профессионального уровня работников в структурном подразделении, то есть выясняет потребности в персонале, определяет требуемые знания, умения и компетенции; содействует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности работников, разрабатывает предложения, как повысить их профессиональный уровень;
  • исследует теоретические и практические проблемы закупочной деятельности.
Обучение для поставщиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Профпереподготовка, онлайн-обучение. Диплом
Посмотреть программу

Среди обязанностей специалиста можно выделить:

  • подготовку документации для участия в закупке;
  • отслеживание результатов закупки и заключение контракта;
  • подготовку документа о приемке результатов исполнения контракта.

Умения и навыки, необходимые в ходе работы

Эксперту важно уметь:

  • создавать и вести информационную базу данных;
  • формулировать аналитические выводы по итогам закупок;
  • составлять заключения по результатам проведенного анализа извещения;
  • использовать единую информационную систему;
  • проверять необходимую документацию для участия в процедуре;
  • выявлять нарушения и несоответствия при проведении экспертной оценки пакета документов заявки;
  • разрабатывать локально-нормативные документы;
  • требовать выполнения поставленных задач и ставить задачи специалистам подразделения;
  • организовывать процесс консультирования и экспертизы, в том числе осуществлять контроль качества итоговых документов заявки.

Специалисту пригодятся навыки:

  • разработки документов, передачи их и информации заказчику;
  • работы в единой информационной системе;
  • проверки документов для заключения контрактов;
  • подписания контрактов и оплаты денежных средств/оформления независимой гарантии.

Эксперты и специалисты должны знать:

  • требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих закупочную деятельность;
  • основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам;
  • основы антимонопольного законодательства;
  • экономические основы ценообразования;
  • основы статистики в части применения к закупкам.

Нельзя забывать и про этические нормы. И эксперты, и специалисты не имеют права разглашать конфиденциальную информацию и материалы рабочих исследований, должны бороться с профессиональной недобросовествостью, клеветой и порочащей компанию ситуацией и предотвращать конфликтные ситуации. И, конечно, следовать нормам деловой этики.

Очевидно, что квалификация эксперта подразумевает наличие более глубоких знаний, а также выполнение расширенных функций, которые не ограничиваются только подготовкой документов заявки и другими техническими действиями.

Выполнение трудовых функций эксперта — большая ответственность. От качества выполненных экспертом задач напрямую зависит отлаженность процесса участия в закупке и ее результат.

Квалификация эксперта считается более перспективной с точки зрения профессионального роста в организации, а также уровня заработной платы. Она позволяет сотруднику получить более высокую должность или быть более востребованным на рынке труда.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Чек‑лист для эксперта тендерного отдела 108.5 КБ

Скачать
2 263