Текущий год оказался богат на законодательные новеллы в сфере закупок. Собрали для вас в таблицу самые важные из них
|
Было до 2022 года |
Стало в 2022 году |
|
Основные положения по типам закупок | |||
Способы закупок |
Были предусмотрены конкурентные процедуры: Аукцион:
Конкурс:
Запрос котировок Запрос предложений |
Сокращено количество конкурентных способов закупок и изменен порядок их проведения, а также состав заявки: Аукцион:
Конкурс:
Запрос котировок в электронной форме |
|
Документы закупки |
Заказчик формировал по закупке извещение и документацию |
Заказчик при проведении закупок формирует только извещение, документация о закупке создается только при закрытых закупках.
|
|
Содержание извещения |
Состав извещения был определен по каждому способу закупки отдельно |
Определено единое содержание извещения, а также состав информации и электронных документов для всех конкурентных способов закупки. |
|
Сроки изменения |
Нельзя вносить изменения в извещение о проведении электронного запроса котировок |
Уменьшены сроки корректировки извещения: изменения должны быть размещены в ЕИС не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке |
|
НМЦК |
|||
Расчет НМЦК |
Извещение малой электронной закупки должно содержать обоснование цены контракта у единственного поставщика с указанием информации о валюте контракта и расчетов с поставщиком, порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ |
Запрещено рассчитывать и обосновывать НМЦК и цену контракта с единственным поставщиком с использованием иностранной валюты. Исключение — заказчики, которые работают на территории иностранного государства |
|
Требования к участникам |
|||
Установление требований |
Были установлены единые и дополнительные требования к участникам |
В законе теперь предусмотрены единые, дополнительные требования и требования универсальной предквалификации (ч. 2 и ч. 2.1 Закона № 44-ФЗ) |
|
Требования к участникам в связи с действием санкций |
Норма не предусмотрена |
Установлен запрет на участие в закупках подсанкционных компаний, это требование п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ
|
|
Требования к участникам, связанные с отсутствием в РНП |
Требование об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливалось по желанию заказчика |
Заказчики обязаны устанавливать требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, если его внесли в реестр после отказа от контракта из-за санкций в отношении заказчика. |
|
Дополнительные требования |
Дополнительные требования регулировались Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…» |
Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки…» |
|
Требования к контрактной службе и закупочной комиссии заказчика |
|||
Отсутствие конфликта интересов |
Ранее был предусмотрен только п. 9 ч. 1 ст. 31, в котором содержится требование об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником |
Добавлена ч. 7 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, на основании которой руководитель заказчика, контрактный управляющий, руководитель и работники контрактной службы, члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов |
|
Национальный режим |
|||
Преимущество |
Преимущества для ДНР/ЛНР не предоставлялись |
Предоставляются преимущества для ДНР/ЛНР при осуществлении закупок в соответствии с требованиями национального режима ст. 14 Закона № 44-ФЗ |
|
Национальный режим в закупках для мобилизации |
Норма не предусмотрена |
Региональные и муниципальные заказчики могут приобретать товары/работы/услуги для мобилизации, например, товары двойного назначения, беспилотники, лекарства и пр. При этом к товарам не применяется запрет на допуск |
|
Преимущества участникам закупки |
|||
УИС |
Предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставлялись на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 |
Преимущества УИС предоставляются на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р «Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки…» |
|
Организации инвалидов |
Преимущества предоставлялись организациям инвалидов на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 341 |
Порядок предоставления преимуществ определяет Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р |
|
СМП/СОНО |
Заказчики были обязаны закупать у СМП/СОНО не менее 15% от совокупного годового объема закупок |
Показатель повышен: объем закупок у СМП/СОНО должен быть не менее чем 25% совокупного годового объема закупок заказчика |
|
Заявка на участие |
|||
Состав заявки |
Ранее участником в составе заявки предоставлялся большой пакет документов |
Большую часть сведений об участнике заказчику направляет оператор электронной площадки из ЕРУЗ |
|
Сведения об ИНН в составе заявки |
Ранее информация включалась в состав заявки |
Участники больше не обязаны включать в состав заявки сведения об ИНН участников, директора и членов коллегиального исполнительного органа. Эту информацию направляет заказчику оператор электронной площадки |
|
Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по 44-ФЗ и 223-ФЗ для заказчиков и поставщиков в Контур.Школе — основа вашей успешной закупочной деятельности. Подберите курс для себя, получите новые знания и документ! |
В каждом из способов закупок произошли свои изменения. О них надо помнить, чтобы не допускать ошибок.
Электронный конкурс |
||
Заявка на участие |
Состояла из 2 частей |
Состоит из 3 частей (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ) |
Алгоритм и сроки проведения |
В алгоритме было меньше этапов, поскольку заявка состояла из 2 частей |
Добавились новые этапы по рассмотрению 3 частей, увеличились сроки проведения |
Оценка заявок участников |
Оценка производилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 |
Теперь оценка производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 |
Электронный аукцион |
||
Заявка на участие |
Заявка на участие состояла из двух частей |
Зявка является единой и на части не делится |
Алгоритм и сроки проведения |
Заказчики сначала рассматривали первые части заявок, допускали участников, далее проводили аукцион, на это тратилось много времени |
Заказчики рассматривают заявки йраз, аукцион проводится до рассмотрения заявок, что значительно сокращает сроки проведения аукциона |
Случаи проведения электронного аукциона |
Перечень товаров, работ, услуг, в случае закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, был установлен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р |
Сейчас, как и прежде, перечень предусмотрен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, но 27 января 2022 года список был изменен. В частности, из него были исключена обязанность заказчиков проводить электронный аукцион на закупку услуг общественного питания или поставки пищевых продуктов, закупаемых:
|
Запрос котировок в электронной форме |
||
Условия проведения заказчиком |
Заказчик может закупать ТРУ путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок через запрос котировок в электронной форме, не должен был превышать 10% СГОЗ заказчика.
|
Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, если НМЦК не более 3 млн руб. При этом годовой объем закупок через электронный запрос котировок не должен превышать 20% СГОЗ заказчика или 100 млн в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем календарном году менее 500 млн руб. Правительство РФ вправе увеличить НМЦК и годовой объем закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий. Более того, в ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик может проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок. |
Закупка у единственного поставщика |
||
Основания для проведения |
Подобное основание не было предусмотрено |
Добавлен п. 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на основании которого может быть заключен контракт на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва |
Контракт |
||
Заключение контракта |
По итогам запроса котировок заказчик направлял проект контракта победителю не позднее трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола |
Увеличен срок направления проекта контракта победителю электронного запроса котировок. Заказчик делает это не позднее одного рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ) |
Исполнение контракта |
«Электронная приемка», или электронное актирование, была обязательной лишь для ряда заказчиков, допускалось оформлять и бумажные документы о приемке |
Введена обязательная «электронная приемка» для всех заказчиков. Документ оформляется в электронном виде через ЕИС |
Документ о приемке по договору строительного подряда |
Форма документа не была предусмотрена |
В Приказе ФНС России от 28.07.2022 № ЕД-7-26/691@ утвержден формат акта о приемке выполненных работ в электронной форме в случае сдачи результата по строительству или реконструкции предприятия, здания, сооружения или иного объекта, при выполнении монтажных, пусконаладочных и иных связанных со строящимся объектом работ, а также капитального ремонта зданий и сооружений |
Оплата по контракту |
Срок оплаты заказчиком поставленного товара, услуги, работы и ее результатов, а также отдельных этапов исполнения контракта — не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. |
С 1 июля 2022 года срок оплаты, в том числе по контрактам для СМП и СОНО, не больше 7 рабочих дней с даты подписания документов о приемке |
Изменение контракта |
Изменение условий контракта было возможно только по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ |
Разрешено изменять любые существенные условия контрактов, которые заключены до 1 января 2024 года. Для этого требуется решение Правительства/высшего исполнительного органа региона /местной администрации. Разрешено менять существенные условия контракта, если из-за мобилизации его нельзя исполнить |
Односторонний отказ от исполнения контракта |
Порядок одностороннего отказа был достаточно сложным и предусматривался ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ |
Упрощена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта. При отказе от контракта, который был заключен по итогам электронных процедур, заказчик размещает решение в ЕИС. Оно автоматически направляется исполнителю. С этого момента исполнитель считается надлежаще уведомленным |
Расторжение контракта |
Если у заказчика нет подтверждения, что поставщик получил уведомление или отсутствует по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления считается дата, наступившая спустя 30 дней с момента размещения уведомления в ЕИС |
С 1 января 2022 года срок надлежащего уведомления о расторжении контракта по итогам электронной закупки сокращен до 15 дней с момента размещения уведомления в ЕИС
|
Списание неустойки |
Основание не было предусморено |
Разрешено списывать неустойку, если стороны не исполнили обязательства в полном объеме из-за обстоятельств, которые от них не зависят. Это связано с санкциями и ограничительными мерами со стороны иностранных государств |
Обеспечительные меры |
||
Способ предоставления обеспечительных мер |
Обеспечение заявки/исполнения контракта/гарантийных обязательства могло предоставляться в форме банковской гарантии |
Обеспечительные меры могут предоставляться в форме независимой гарантии. Также расширен перечень организаций, которые могут выдавать независимые гарантии |
Обеспечение исполнения контракта |
Заказчик был обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ |
До конца 2023 года заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение — если контрактом предусмотрен аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению |
Обеспечение заявки/обеспечение исполнения контракта |
Форма независимой гарантии не предусматривалась |
Независимые гарантии выдаются в соответствии с формами, предусмотренным в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397 |
Реестр контрактов |
||
Информация, включаемая в реестр |
Наименование поставщика включалось в реестр контрактов |
Наименование поставщика не включается в реестр |
Изменение сроков внесения информации о приемке в реестр |
Ранее информацию о приемке вносили в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней |
Заказчики направляют информацию о приемке с приложением документа в реестр не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При электронном актировании сведения о приемке направляют в реестр в день подписания документа о приемке |
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) |
||
Основания для включения поставщика в РНП |
Основание не предусмотрено |
Заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет информацию о нем в РНП |
Основания для отказа во внесении в РНП |
Основание не предусмотрено |
Информация об участнике не будет внесена в РНП, если он докажет, что не смог исполнить контракт из-за санкций недружественных государств. При этом, если санкции ввели в отношении заказчика, и из-за этого поставщик отказывается исполнить контракт, то информация о нем будет направлена в РНП |
Направление информации в РНП при расторжении контракта в одностороннем порядке |
Указанная норма не была предусмотрена |
Если поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке, заказчик должен направить сведения в РНП не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика |
Направление информации об участнике в РНП |
Заказчик направлял обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП не позднее чем через 3 рабочих дня с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, предусмотренным в Законе № 44-ФЗ |
Заказчик направляет обращение включить информацию в РНП не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем, когда:
Сведения о том, что участник уклонился заключать контракт, направляют в день, когда разместили в ЕИС протокол об уклонении |
Обжалование |
||
Подача жалоб в электронных процедурах |
Подать жалобу можно было различными способами: на сайте ФАС, по почте, по эл. почте и пр. |
Подать жалобу в ФАС и ее территориальные органы можно только через личный кабинет в ЕИС |
Подача жалобы на требования универсальной предквалификации |
Норма не была предусмотрена |
С 1 января 2022 года до 1 января 2023 года, если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, пожаловаться на ее требования могут только те участники, кто ей соответствует, то есть те, кто предоставил номер записи в реестре контрактов или в реестре договоров |