Основные изменения Закона 44‑ФЗ за 2022 год

Текущий год оказался богат на законодательные новеллы в сфере закупок. Собрали для вас в таблицу самые важные из них

 

Было до 2022 года

Стало в 2022 году

Основные положения по типам закупок

Способы закупок

Были предусмотрены конкурентные процедуры:

 Аукцион:

  • электронный аукцион
  • закрытый аукцион​

Конкурс:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • закрытый конкурс
  • закрытый конкурс с ограниченным участием
  • закрытый двухэтапный конкурс

Запрос котировок

Запрос предложений

Сокращено количество конкурентных способов закупок и изменен порядок их проведения, а также состав заявки:

Аукцион:

  • электронный аукцион
  • закрытый аукцион
  • закрытый аукцион в электронной форме

Конкурс:

  • открытый конкурс в электронной форме
  • закрытый конкурс
  • закрытый конкурс в электронной форме

Запрос котировок в электронной форме

Документы закупки

Заказчик формировал по закупке извещение и документацию

Заказчик при проведении закупок формирует только извещение, документация о закупке создается только при закрытых закупках.

 

Содержание извещения

Состав извещения был определен по каждому способу закупки отдельно

Определено единое содержание извещения, а также состав информации и электронных документов для всех конкурентных способов закупки.

Сроки изменения

Нельзя вносить изменения в извещение о проведении электронного запроса котировок

Уменьшены сроки корректировки извещения: изменения должны быть размещены в ЕИС не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке

НМЦК

Расчет НМЦК

Извещение малой электронной закупки должно содержать обоснование цены контракта у единственного поставщика с указанием информации о валюте контракта и расчетов с поставщиком, порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ

Запрещено рассчитывать и обосновывать НМЦК и цену контракта с единственным поставщиком с использованием иностранной валюты. Исключение — заказчики, которые работают на территории иностранного государства

Требования к участникам

Установление требований

Были установлены единые и дополнительные требования к участникам

В законе теперь предусмотрены единые, дополнительные требования и требования универсальной предквалификации (ч. 2 и ч. 2.1 Закона № 44-ФЗ)

Требования к участникам в связи с действием санкций

Норма не предусмотрена

Установлен запрет на участие в закупках подсанкционных компаний, это требование п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

 

Требования к участникам, связанные с отсутствием в РНП

Требование об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливалось по желанию заказчика

Заказчики обязаны устанавливать требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, если его внесли в реестр после отказа от контракта из-за санкций в отношении заказчика.

Дополнительные требования

Дополнительные требования регулировались Постановлением Правительства РФ  от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…»

Дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571   «О дополнительных требованиях к участникам закупки…»

Требования к контрактной службе и закупочной комиссии заказчика

Отсутствие конфликта интересов

Ранее был предусмотрен только п. 9 ч. 1 ст. 31, в котором содержится требование об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником

Добавлена ч. 7 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, на основании которой руководитель заказчика, контрактный управляющий, руководитель и работники контрактной службы, члены закупочной комиссии обязаны предпринимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Национальный режим

Преимущество

Преимущества для ДНР/ЛНР не предоставлялись

Предоставляются преимущества для ДНР/ЛНР при осуществлении закупок в соответствии с требованиями национального режима ст. 14 Закона № 44-ФЗ

Национальный режим в закупках для мобилизации

Норма не предусмотрена

Региональные и муниципальные заказчики могут приобретать товары/работы/услуги для мобилизации, например, товары двойного назначения, беспилотники, лекарства и пр. При этом к товарам не применяется запрет на допуск

Преимущества участникам закупки

УИС

Предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставлялись на основании Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 649

Преимущества УИС предоставляются на основании Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р «Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки…»

Организации инвалидов

Преимущества предоставлялись организациям инвалидов на основании Постановления Правительства РФ от 15.04.2014 № 341

Порядок предоставления преимуществ определяет Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2021 № 3500-р

СМП/СОНО

Заказчики были обязаны закупать  у СМП/СОНО не менее 15% от совокупного годового объема закупок

Показатель повышен: объем закупок у СМП/СОНО должен быть не менее чем 25% совокупного годового объема закупок заказчика

Заявка на участие

Состав заявки

Ранее участником в составе заявки предоставлялся большой пакет документов

Большую часть сведений об участнике заказчику направляет оператор электронной площадки из ЕРУЗ

Сведения об ИНН в составе заявки

Ранее информация включалась в состав заявки

Участники больше не обязаны включать в состав заявки сведения об ИНН участников, директора и членов коллегиального исполнительного органа. Эту информацию направляет заказчику оператор электронной площадки

 

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по 44-ФЗ и 223-ФЗ для заказчиков и поставщиков в Контур.Школе — основа вашей успешной закупочной деятельности. Подберите курс для себя, получите новые знания и документ!

В каждом из способов закупок произошли свои изменения. О них надо помнить, чтобы не допускать ошибок.

Электронный конкурс

Заявка на участие

Состояла из 2 частей

Состоит из 3 частей (ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ)

Алгоритм и сроки проведения

В алгоритме было меньше этапов, поскольку заявка состояла из 2 частей

Добавились новые этапы по рассмотрению 3 частей, увеличились сроки проведения

Оценка заявок участников

Оценка производилась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085

Теперь оценка производится в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604

Электронный аукцион

Заявка на участие

Заявка на участие состояла из двух частей

Зявка является единой и на части не делится

Алгоритм и сроки проведения

Заказчики сначала рассматривали первые части заявок, допускали участников, далее проводили аукцион, на это тратилось много времени

Заказчики рассматривают заявки йраз, аукцион проводится до рассмотрения заявок, что значительно сокращает сроки проведения аукциона

Случаи проведения электронного аукциона

Перечень товаров, работ, услуг, в случае закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, был установлен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р

Сейчас, как и прежде, перечень предусмотрен Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, но 27 января 2022 года список был изменен. В частности, из него были исключена обязанность заказчиков проводить электронный аукцион на закупку услуг общественного питания или поставки пищевых продуктов, закупаемых:

  • для образовательных организаций;
  • медицинских организаций;
  • организаций социального обслуживания;
  • организаций отдыха детей и их оздоровления.

Запрос котировок в электронной форме

Условия проведения заказчиком

Заказчик может закупать ТРУ путем проведения запроса котировок в электронной форме при условии, что НМЦК не превышает 3 млн руб. При этом годовой объем закупок через запрос котировок в электронной форме, не должен был превышать 10% СГОЗ заказчика.

 

Заказчик вправе проводить электронный запрос котировок, если НМЦК не более 3 млн руб.

При этом годовой объем закупок через электронный запрос котировок не должен превышать 20% СГОЗ заказчика или 100 млн в отношении заказчика, СГОЗ которого в прошедшем календарном году менее 500 млн руб.

Правительство РФ вправе увеличить НМЦК и годовой объем закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.

Более того, в ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик может проводить электронный запрос котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок.

Закупка у единственного поставщика

Основания для проведения

Подобное основание не было предусмотрено

Добавлен п. 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, на основании которого может быть заключен контракт на оказание услуг по хранению материальных ценностей государственного материального резерва

Контракт

Заключение контракта

По итогам запроса котировок заказчик направлял проект контракта победителю не позднее трех часов с момента размещения в ЕИС итогового протокола

Увеличен срок направления проекта контракта победителю электронного запроса котировок. Заказчик делает это не позднее одного рабочего дня после дня размещения в ЕИС итогового протокола (п. 1 ч. 6 ст. 50 Закона № 44-ФЗ)

Исполнение контракта

«Электронная приемка», или электронное актирование, была обязательной лишь для ряда заказчиков, допускалось оформлять и бумажные документы о приемке

Введена обязательная «электронная приемка» для всех заказчиков. Документ оформляется в электронном виде через ЕИС

Документ о приемке по договору строительного подряда

Форма документа не была предусмотрена

В Приказе ФНС России от 28.07.2022 № ЕД-7-26/691@ утвержден формат акта о приемке выполненных работ в электронной форме в случае сдачи результата по строительству или реконструкции предприятия, здания, сооружения или иного объекта, при выполнении монтажных, пусконаладочных и иных связанных со строящимся объектом работ, а также капитального ремонта зданий и сооружений

Оплата по контракту

Срок оплаты заказчиком поставленного товара, услуги, работы и ее результатов, а также отдельных этапов исполнения контракта — не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Для оплаты контрактов с СМП/СОНО — не более  15 рабочих дней

С 1 июля 2022 года срок оплаты, в том числе по контрактам для СМП и СОНО, не больше 7 рабочих дней с даты подписания документов о приемке

Изменение контракта

Изменение условий контракта было возможно только по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

Разрешено изменять любые существенные условия контрактов, которые заключены до 1 января 2024 года. Для этого требуется решение Правительства/высшего исполнительного органа региона /местной администрации.

Разрешено менять существенные условия контракта, если из-за мобилизации его нельзя исполнить

Односторонний отказ от исполнения контракта

Порядок одностороннего отказа был достаточно сложным и предусматривался ч. 12.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ

Упрощена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта. При отказе от контракта, который был заключен по итогам электронных процедур, заказчик размещает решение в ЕИС. Оно автоматически направляется исполнителю. С этого момента исполнитель считается надлежаще уведомленным

Расторжение контракта

Если у заказчика нет подтверждения, что поставщик получил уведомление или отсутствует по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления считается дата, наступившая спустя 30 дней с момента размещения уведомления в ЕИС

С 1 января 2022 года срок надлежащего уведомления о расторжении контракта по итогам электронной закупки сокращен до 15 дней с момента размещения уведомления в ЕИС

 

Списание неустойки

Основание не было предусморено

Разрешено списывать неустойку, если стороны не исполнили обязательства в полном объеме из-за обстоятельств, которые от них не зависят. Это связано с санкциями и ограничительными мерами со стороны иностранных государств

Обеспечительные меры

Способ предоставления обеспечительных мер

Обеспечение заявки/исполнения контракта/гарантийных обязательства могло предоставляться в форме банковской гарантии

Обеспечительные меры могут предоставляться в форме независимой гарантии. Также расширен перечень организаций, которые могут выдавать независимые гарантии

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик был обязан устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, кроме случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ

До конца 2023 года заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Исключение — если контрактом предусмотрен аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению

Обеспечение заявки/обеспечение исполнения контракта

Форма независимой гарантии не предусматривалась

Независимые гарантии выдаются в соответствии с формами, предусмотренным в Постановлении Правительства РФ от 09.08.2022 № 1397

Реестр контрактов

Информация, включаемая в реестр

Наименование поставщика включалось в реестр контрактов

Наименование поставщика не включается в реестр

Изменение сроков внесения информации о приемке в реестр

Ранее информацию о приемке вносили в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней

Заказчики направляют информацию о приемке с приложением документа в реестр не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При электронном актировании сведения о приемке направляют в реестр в день подписания документа о приемке

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

Основания для включения поставщика в РНП

Основание не предусмотрено

Заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет информацию о нем в РНП

Основания для отказа во внесении в РНП

Основание не предусмотрено

Информация об участнике не будет внесена в РНП, если он докажет, что не смог исполнить контракт из-за санкций недружественных государств. При этом, если санкции ввели в отношении заказчика, и из-за этого  поставщик отказывается исполнить контракт, то информация о нем будет направлена в РНП

Направление информации в РНП при расторжении контракта в одностороннем порядке

Указанная норма не была предусмотрена

Если поставщик расторгает контракт в одностороннем порядке, заказчик должен направить сведения в РНП не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика

Направление информации об участнике в РНП

Заказчик направлял обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП не позднее чем через 3 рабочих дня с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, предусмотренным в Законе № 44-ФЗ

Заказчик направляет обращение включить информацию в РНП не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем, когда:

  • вступило в силу решение заказчика или поставщика об одностороннем расторжении;
  • поступило заказчику решение суда о расторжении контракта.

Сведения о том, что участник уклонился заключать контракт, направляют в день, когда разместили в ЕИС протокол об уклонении

Обжалование

Подача жалоб в электронных процедурах

Подать жалобу можно было различными способами: на сайте ФАС, по почте, по эл. почте и пр.

Подать жалобу в ФАС и ее территориальные органы можно только через личный кабинет в ЕИС

Подача жалобы на требования универсальной предквалификации

Норма не была предусмотрена

С 1 января 2022 года до 1 января 2023 года, если в закупке предусмотрена универсальная предквалификация, пожаловаться на ее требования могут только те участники, кто ей соответствует, то есть те, кто предоставил номер записи в реестре контрактов или в реестре договоров

2 762