Каждый работодатель вне зависимости от формы собственности, размера предприятия и вида деятельности должен провести оценку профессиональных рисков. Это обязанность прямо прописана в ТК РФ.
Как организовать эту процедуру, рассказывает Андрей Любимов, кандидат технических наук, эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Оценке профрисков подвергаются все профессии, которые есть в штатном расписании организации, а также все виды работ, где есть риск несчастного случая. Что же такое оценка профессиональных рисков?
Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Такое понятие закреплено в Трудовом кодексе РФ. Кроме того, в соответствии с требованиями Примерного положения о системе управления охраной труда (Приказ Минтруда РФ от 29.10.2021 № 776Н) управление профессиональными рисками — это ключевая процедура системы управления охраной труда.
Эти понятия появились относительно недавно, и теперь работодатели могут не просто реагировать на несчастные случаи постфактум, а управлять рисками повреждения здоровья работников.
Создание и внедрение всеобъемлющей, сквозной системы управления профрисками позволит эффективно управлять системой сохранения жизни и здоровья работников в их трудовой деятельности, охватывая все рабочие места.
Какие шаги нужно предпринять, чтобы начать управлять рисками в организации?
Первый шаг — составить перечень опасностей. Необходимо понять, а с какими вредными или опасными факторами, или опасностями сталкивается работник, выполняя свои функциональные обязанности. Для этого надо провести несколько условных этапов:
- Собрать исходную информацию, необходимую для нахождения и распознавания опасностей на рабочих местах.
- Найти и распознать опасности на основе анализа законодательных требований в области охраны труда.
- Найти и распознать опасности на основе обхода и осмотра рабочих мест.
На первом этапе работодатель собирает информацию, включающую:
- Виды выполняемых работ, сведения о зданиях, сооружениях, о территориях, оборудовании, технологических процессах, применяемых инструментах, сырье и материалах — источниках опасностей.
- Нормативные правовые документы, регулирующие сферу охраны труда, требования к безопасности. К ним относятся локальные нормативные акты, правила и инструкции по эксплуатации оборудования, стандарты на оборудование, здания и сооружения и пр.
- Сведения о результатах СОУТ на рабочих местах.
Опасности можно выявить, анализируя применимые к деятельности структурного подразделения нормативные документы по охране труда: правила и инструкции по охране труда, технологические регламенты проведения работ, инструкции по эксплуатации оборудования, технические стандарты, должностные инструкции работников, прочие локальные документы по охране труда, которые относятся к определенному рабочему процессу.
На основании анализа этих требований, описывающих потенциальную опасную ситуацию, надо сделать заключение о наличии опасностей, связанных с деятельностью на рабочих местах.
По результатам СОУТ можно выявить опасности, связанные с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса. При идентификации опасностей учитываются как штатные, так и нештатные ситуации.
Выявить опасности на рабочих местах можно с помощью:
- наблюдения за тем, как сотрудники выполняют свою работу;
- опроса работников и их непосредственных руководителей об опасностях и применяемых мерах управления;
- выявления опасных ситуаций, связанных с выполняемыми работами, в том числе с повышенной опасностью;
- результатов СОУТ или производственного контроля.
Опасности идентифицируются во всех точках рабочей зоны.
Определяются опасности для нетиповых видов деятельности, а также нештатные — аварийные ситуации, пожар, взрыв, пуск и остановка технологического оборудования и пр. Опасности на производственном объекте могут выявляться исходя из сценариев наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, предусмотренных в Плане мероприятий по ликвидации последствий аварий и инцидентов.
Идентифицировать опасности также можно, отвечая на примерный перечень вопросов, который позволит убедиться в том, что опасность на рабочем месте существует.
Мы определили опасности, получили некий перечень, что дальше?
Такой перечень опасностей называют реестром. После того как работодатель опишет опасности, надо оценить уровни профессионального риска. Величина и степень рисков определяются по каждой идентифицированной опасности в зависимости от вероятности или частоты проявления негативного события и тяжести ущерба здоровью и безопасности. Методов оценки множество.
Для каждой идентифицированной опасности выбирается уровень тяжести из диапазона Т1-Т5 и вероятности (частоты) из диапазона Ч1-Ч5, которые в наибольшей мере соответствуют тяжести и частоте предполагаемого события, связанного с возможностью проявления идентифицированной опасности.
Таблицы с оценкой по разным критериям вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Величина риска по матрице оценки рисков определяется в виде числа, равного произведению оценки частоты (Ч1–Ч5) возникновения опасного события, на тяжесть (Т1–Т5) возможного ущерба от реализации данной опасности. Результат указанного произведения находится в ячейке на пересечении строки тяжести возможного ущерба Т1, Т2, Т3, Т4, Т5) и столбца, обозначающего частоту Ч1, Ч2, Ч3, Ч4, Ч5. Например, Т2 х Ч3 = 6, то есть величина риска равна шести.
Рисунок 1. Матрица оценки рисков
В зависимости от величины риски подразделяются на три степени:
- низкие риски (Н), величина риска находится в пределах 1÷ 4;
- средние риски (С), величина риска находится в пределах 5 ÷ 12;
- высокие риски (В), величина риска находится в пределах 15 ÷ 25.
Это пример самого распространенного метода — матричного. Его рекомендуют к использованию и Минтруд, и Международная организация труда.
На этом работа по оценке рисков считается завершенной?
Остается еще один этап. Он условно называется «Разработка перечня мероприятий по управлению профессиональными рисками» или «Снижение уровней профессиональных рисков».
Вести эту работу надо с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности. Весь процесс можно разделить на два этапа.
На первом этапе надо оценить риски на предмет приемлемости. Вариантов несколько, покажу на практическом примере: надо сопоставить величину риска и оценку существующих мер управления.
Таблица 2. Оценка приемлемости рисков
В качестве приемлемого уровня риска понимаются значения, установленные нормативными правовыми актами, договорами, иными внешними документами, требования которых организация приняла обязательство соблюдать.
На втором этапе работодатель определяет необходимость дополнительных мер. Их выбор и обоснованность их введения зависят от величины риска и оценки существующих мер управления.
Таблица 3. Определение типов дополнительных мер управления в зависимости от оценок существующих мер управления
На основе выбранных типов дополнительных мер c учетом иерархии мер (таблица 4), учитывая предложения работников и заинтересованных сторон, руководитель структурного подразделения определяет конкретные меры управления рисками.
Иерархия мер управления:
1 — Исключение опасной работы.
2 — Замена опасной работы менее опасной.
3 — Реализация инженерных (технических) методов ограничить риск воздействия опасностей на работников.
4 — Реализация административных методов ограничить время воздействия опасностей на работников.
5 — Использование средств индивидуальной защиты.
6 — Страхование профессионального риска.
Тут на помощь может прийти Приложение № 1 к приказу Минтруда № 776н где содержится перечень мероприятий по управлению опасностями.
На основе проведенного анализа приемлемости рисков, выбора дополнительных мер работодатель формирует общий план управления высокими и средними рисками в подразделении.
Для снижения конкретного риска на одном рабочем месте или рисков на всех рабочих местах подразделения можно составить отдельный план мероприятий.
Обратите внимание: работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах.
Да, объем работы немалый, а как грамотно распределить обязанности по идентификации опасностей и оценке уровней профессиональных рисков?
Хороший вопрос, но универсальных критериев выбора ответственного сотрудника нет. Решение принадлежит работодателю.
Я могу привести пример распределения обязанностей между руководителями структурных подразделений и работниками, для снижения нагрузки на специалиста по охране труда, в случае, когда есть ощущение, что именно они будут выполнять данную функцию у работодателей.
- Руководитель службы охраны труда оказывает организационную и методическую помощь в сборе исходных данных руководителям подразделений.
- Руководитель структурного подразделения:
- организует своевременную идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков непосредственно в своих подразделениях и знакомит работников с результатами;
- вовлекает работников подразделения в идентификацию опасностей и оценку рисков.
- Работники подразделения принимают участие в идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах, знакомятся с результатами идентификации опасности и оценки рисков на своих рабочих местах.
Получаются три ступени, которые охватывают почти все уровни, остается только определиться с управлением на высшем уровне. Кроме того, распределяя обязанности таким образом, мы реализуем подход по вовлечению работников в процесс управления охраной труда на рабочих местах, создания и обеспечения производственной безопасности.
Если у вас остались вопросы, добро пожаловать на уроки Контур.Школы! Разобраться в оценке рисков поможет курс Оценка профессиональных рисков
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Оценка вероятности и тяжести вреда здоровью 654.8 КБ
Для скачивания шпаргалки нужно войти или зарегистрироваться