Разбираем изменения в Федеральном законе «О рекламе». Представляем новых участников рекламного рынка и цепочку их взаимодействий
Коротко об изменениях
1 сентября 2022 года вступили в силу поправки к закону «О рекламе» — теперь участники цепочки интернет-рекламы в России обязаны:
- Размечать рекламные материалы.
- Регистрировать рекламные материалы (присваивать токен).
- Отчитываться о показах рекламы и затратах на нее в Единый реестр интернет-рекламы.
Статья 18.1 «Реклама в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» дополнена пунктами:
Для прослеживаемости рекламы в интернете Роскомнадзор учитывает, хранит и обрабатывает информацию о рекламе, рекламодателях, рекламораспространителях и операторах рекламных систем.
Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем, разместившие в интернете рекламу для потребителей на территории РФ, обязаны предоставлять информацию или обеспечивать предоставление информации о такой рекламе в Роскомнадзор.
Участники рынка интернет-рекламы
- ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы.
- ОРД — оператор рекламных данных.
- ОРС — оператор рекламной системы (Яндекс, ВК, myTarget и др.).
- РР — рекламораспространитель — посредник между рекламодателем и ОРС (агентство, фрилансер).
- Рекламодатель — изготовитель или продавец товара, который заказывает рекламу.
Обязанности участников
Кто | Что делает |
---|---|
|
Предоставляют сведения о рекламе |
Аккредитованный оператор рекламных данных | Передает данные в Единый реестр интернет-рекламы и выдает токен |
ЕРИР | Хранит данные о рекламе не менее года |
|
По запросу получают доступ к данным в ЕРИР |
Схема взаимодействия
Каждый участник этой цепочки несет ответственность за передачу данных в ЕРИР.
Какую рекламу размечать
«SMM-менеджер»
SMM-специалиста
Разметка обязательна для:
- онлайн-видео,
- баннеров,
- текстовых блоков,
- платной поисковой рекламы,
- рекламы в социальных медиа,
- интеграций и рекламных постов у блогеров,
- статей в нативной рекламе,
- спонсорской рекламы и других видов платной рекламы.
Разметка не нужна:
- в email-рассылках, push-уведомлениях, SMS-рассылках по собственной базе;
- при рекламе на собственных ресурсах рекламодателя.
Разъяснения по необходимости маркировки ожидают SEO-статьи и товарная реклама на маркетплейсах.
- Примеры разметки рекламных объявлений разбирали на бесплатном вебинаре.
Как регистрировать рекламные материалы
Токен — маркер, идентификатор рекламы. Это уникальное цифровое обозначение, которое присваивается креативу. Размещается в меню AdChoices или в кликовой ссылке в формате erid=XXX.
Где именно размещать токен, смотрите в гайде ОРД1 (слайд 17).
Когда и где получать токен
Токен необходимо получать в ОРД до размещения рекламы на площадках. При этом оператор не модерирует материалы, а только регистрирует их.
- Каждый новый размер креатива и каждое изменение объявления требуют нового токена.
Яндекс и группа ВКонтакте автоматически присваивают токены объявлениям. Для рекламы на других площадках нужно обращаться к одному из ОРД.
Для получения токена в ОРД передают данные:
- О конечном рекламодателе: ИНН (или аналог для физлиц), телефон, ОКВЭД.
- Информацию о рекламораспространителе: ИНН (или аналог), ОКВЭД.
- Атрибуты договора между рекламодателем и рекламораспространителем.
- Креатив.
- Целевую и кликовые ссылки.
Обязанность передачи данных можно передать рекламораспространителю, оператору рекламной системы или агентству. Для этого необходимо подписать допсоглашение между участниками.
Как отчитываться о показах рекламы и затратах в ЕРИР
По рекламе в Яндексе и группе ВКонтакте
Рекламодателям нужно предварительно подписать допсоглашение или оферту о передаче данных.
Рекламным агентствам и посредникам в партнерских кабинетах необходимо в течение 20 дней, следующих за отчетным месяцем, заполнить данные об актах с конечным рекламодателем.
Далее Яндекс и группа ВКонтакте передают данные по размещениям в ЕРИР.
По размещениям на других площадках
Ответственному за передачу данных в ОРД в течение 20 дней за отчетным месяцем нужно заполнить данные:
- о количестве показов, кликов, расходов по креативам;
- об актах между РР, ОРС и конечным рекламодателем;
- акт о разаллокации (если за рекламную кампанию платили несколько плательщиков).
Далее ОРД передаст данные по размещениям в ЕРИР.
Кто может получить доступ к данным ЕРИР
Чтобы получить доступ к данным по собственным размещениям, можно зарегистрироваться в ЕРИР через Госуслуги. Роскомнадзор, ФАС и ФНС получают доступ к данным ЕРИР по запросу.
Штрафы за нарушение требований маркировки интернет-рекламы
1 сентября 2023 года вступает в силу № 274-ФЗ, который устанавливает административные штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы или нарушения в ней.
Гражданам | Должностным лицам | Юрлицам | |
---|---|---|---|
Непредоставление информации в Роскомнадзор, предоставление неполной, недостоверной информации либо нарушение сроков подачи данных | 10–30 тыс. руб. | 30–100 тыс. руб. | 200–500 тыс. руб. |
Распространение рекламы без токена либо нарушение требований к его размещению | 30–100 тыс. руб. | 100–200 тыс. руб. | 200–500 тыс. руб. |
Неисполнение или нарушение ОРД своих обязанностей | — | 100–200 тыс. руб. | 300–700 тыс. руб. |
Материалы для изучения