Чувство слова: как собрать семантическое ядро сайта

Первая страница Яндекса недосягаема без грамотного SEO-продвижения. Эксперт Контур.Школы кратко и по делу рассказывает, с чего начать оптимизацию сайта

Что такое семантическое ядро и зачем оно сайту

Семантическое ядро (СЯ) — это набор слов и словосочетаний, которыми можно описать ваш сайт и то, что вы на нем предлагаете пользователю.

Со сбора семантического ядра начинается работа над любым проектом. Без СЯ невозможно настроить эффективное SEO-продвижение и запустить контекстную рекламу. Грамотная структура сайта, построенная на основе СЯ, позволяет поисковым системам лучше ранжировать его и показывать целевым пользователям.

Чтобы сформировать СЯ, нужно собрать запросы, которые пользователи могут вводить в поисковиках. К примеру пользователь, интересующийся приобретением недвижимости, введет в поиске «купить квартиру». Если вы понимаете, что такой запрос подходит вашему продукту, добавьте его в список ключевых слов. 

  • Ключевые слова могут отражать не только тематику сайта, но и интересы аудитории, а также цели бизнеса.

Поисковые запросы

Поисковые запросы пользователей отражают, что, как и зачем ищет ваша целевая аудитория:

  • Что — услуга, товар, информация: «жк телевизор», «химчистка», «банкротство».
  • Как — какие ключевые фразы использует пользователь: «самсунг», «мытищи», «через мфц».
  • Зачем — цель пользователя: «купить», «вызвать курьера», «смотреть онлайн бесплатно», «сравнить цены» и т.д.

Анализируя запросы, вы составляете обширный список ключевых слов, по которым потенциальный покупатель может искать именно ваш продукт. 
 
Как пользователь находит продукт в поисковике

Пользователь вводит запрос ⇒ Поисковик видит, что ваш сайт релевантен запросу ⇒ Выводит его в поисковой выдаче ⇒ Пользователь видит ваш сайт и переходит по ссылке

Запросы могут быть не только целевыми, вроде «ремонт холодильников», но и околоцелевыми. Околоцелевые запросы подразумевают, что пользователь на момент поиска еще не задумывается о покупке услуги или товара, но чисто гипотетически может этим заинтересоваться. Примеры: «сломался холодильник», «холодильник перестал гудеть».

Допустим, вы создаете сайт для компании по ремонту телевизоров. Необходимо собрать семантическое ядро, чтобы пользователи могли найти сайт в поисковике.

Воспользуемся бесплатным сервисом Яндекса Вордстат. При вводе запроса он выдает две таблицы:

  • Таблица справа содержит запросы, схожие с фразой, которую вы ввели. Число напротив — количество показов в месяц.
  • Таблица слева показывает, какие вариации вводят пользователи при поиске вашего продукта.

Вордстат выводит все ключевые слова, по которым люди могут искать услуги по ремонту телевизора:

Примеры поисковых запросов в Wordstat

Запрос «ремонт телевизора» говорит о самой цели поиска. Слова, сопутствующие основной фразе, — «самсунг», «на дому», «в москве» и прочие — конкретизируют, что именно, как и где пользователи хотят починить. 

  • Нужно учесть запросы со всеми уточнениями, чтобы у сайта было больше возможностей «поймать» пользователя в Сети.

Важный нюанс: если вы продаете в определенном регионе, нужно выбрать его из списка. Это позволит учесть интересы жителей конкретной территории.

Выбор региона в Wordstat

Виды поисковых запросов

Запросы классифицируют по частоте использования:

  • Высокочастотные (ВЧ). Самые популярные поисковые запросы с частотой от 5000 и выше показов в месяц. Конкуренция по таким запросам высока, продвигаться по ним сложнее. Многие хотят «поймать» пользователя по запросам «туры в Турцию», «купить дом» или «ремонт квартир».
  • Среднечастотные (СЧ). Это запросы частотностью от 500 до 5000 показов в месяц.
  • Низкочастотные (НЧ). Количество таких запросов не превышает 500 в месяц. Например, «торт кировский район» — всего около 300 запросов в месяц. По таким запросам низкая конкуренция, поэтому продвигать сайт по ним легко и быстро. Таким запросом выше вероятность «попасть» в заинтересованного пользователя здесь и сейчас. Зачастую по ним высокие показатели конверсии. Но нельзя остановиться только на НЧ: они привлекают мало пользователей, и вам будет сложно охватить всю целевую аудиторию и увеличить продажи.
    Пример низкочастотного запроса

Также запросы можно разделить по потребностям пользователя:

  • Информационные запросы. Чаще всего по таким запросам пользователи ищут статьи, чтобы быстро узнать ответ на свой вопрос. К примеру, «что такое семантическое ядро», «как определить размер шляпы» и т.д.
  • Транзакционные запросы. Пользователь стремится к какому-то действию. Например, чтобы отпраздновать день рождения, в поисковике вводят фразы «забронировать столик», «заказать ведущего», «купить шары» и др.
  • Навигационные. Когда пользователь вводит конкретный домен, название сайта/компании, бренд. К примеру, «сайт авито».
  • Прочие запросы. Например, запрос «зимний костюм» — непонятно, хочет ли пользователь его купить, сшить, или просто посмотреть на картинках, какие бывают зимние костюмы.

Не рекомендуется использовать ключевые слова с размытым смыслом. Выбирайте конкретные варианты — так вы не будете путать пользователя и сможете предложить именно то, что он ищет.

3 метода сбора семантического ядра

Мозговой штурм

Подумайте, какие проблемы есть у пользователя и как именно ваш продукт может их решить. Попробуйте ответить на вопросы:

  1. Какими словами можно называть ваш продукт? Используйте не только профессионализмы, но и жаргон, возможно, иностранные слова.
  2. Что может быть важно для пользователя? «Бесплатности», скорость доставки, акции и другое.
  3. Какие свойства продукта важны для потребителя?
  4. На какие условные составные части можно разделить продукт? К примеру, если вы предоставляете услуги тендерного сопровождения, это будут «поиск закупок», «сопровождение закупок», «анализ закупочной документации» и т.д.

Анализ конкурентов

Почитайте тексты на сайтах конкурентов и выпишите часто встречающиеся фразы. Для повышения эффективности поиска можно использовать сторонние сервисы: SEMrush, Serpstat или «Букварикс». Они покажут, по каким запросам покупатели находят сайты конкурентов.

  • Как самостоятельно анализировать конкурентов и работать с отзывами об аналогичных продуктах, разбираем на вебинаре.

Специальные сервисы

Собрать семантическое ядро сайта могут помочь бесплатные сервисы Яндекс.Вордстат, Google Keyword Planner.

Как отфильтровать семантическое ядро

Научитесь подбирать ключи к ЦА и настраивать рекламу
на курсе Контур.Школы «Интернет-маркетолог»
Смотреть программу

Готовый список ключевых слов необходимо почистить, так как не все они подойдут вашему бизнесу.

Удалите из списка нерелевантные запросы:

  • С указанием не вашего региона.
  • Названия конкурентов.
  • Со словами «дорого», «дешево» — если вам это не подходит. Ремонтируете квартиры премиум-класса? Ключ «ремонт квартир дешево» не принесет вам целевых лидов.
  • Информационные запросы — если речь идет о коммерческом ресурсе.
  • Запросы с нулевой частотой, которые не имеют спроса. Пользователи не вводят их в поисковик, и продвигаться по ним не имеет особого смысла. Проверить можно в Вордстате.

Объем семантического ядра 

Четкого ответа на вопрос, какой объем СЯ достаточен для сайта, не существует. Для каждого бизнеса количество ключей будет разным.

Однако есть правило рекомендательного характера: оптимизировать страницу под 1 высокочастотный запрос, 3–4 среднечастотных запроса и несколько низкочастотных. Говорит ли это о том, что вам придется создать несколько страниц под несколько высокочастотных запросов? Да! Чем релевантней страница запросу, тем легче поисковику ее найти, а пользователю — получить то, что ему нужно.

Следуйте этому правилу, создавая лендинги. Не стоит оптимизировать заголовки и текст страницы под множество ключевых фраз — это испортит вашу дружбу с поисковиком.

Как использовать семантическое ядро

После того как вы соберете все ключевые запросы, их нужно разделить по страницам сайта. Этот процесс называется кластеризацией и чаще всего им занимается SEO-специалист. Запросы могут помочь вам при формировании структуры сайта: они подскажут, какие именно страницы понадобятся.

Если у вас нет сайта, ключевые запросы можно использовать в виде хештегов и в описаниях в социальных сетях.

Помните: недостаточно собрать ключевые слова и разместить их в текстах на сайте. Необходим комплексный подход и внимание ко всему: интерфейсу сайта, текстам и картинкам, качеству товара или услуги. Покажите пользователю, что именно ваш продукт решит его проблему и закроет потребность, тогда клиент будет заинтересован в покупке.

2 317
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее