Первая страница Яндекса недосягаема без грамотного SEO-продвижения. Эксперт Контур.Школы кратко и по делу рассказывает, с чего начать оптимизацию сайта
Что такое семантическое ядро и зачем оно сайту
Семантическое ядро (СЯ) — это набор слов и словосочетаний, которыми можно описать ваш сайт и то, что вы на нем предлагаете пользователю.
Со сбора семантического ядра начинается работа над любым проектом. Без СЯ невозможно настроить эффективное SEO-продвижение и запустить контекстную рекламу. Грамотная структура сайта, построенная на основе СЯ, позволяет поисковым системам лучше ранжировать его и показывать целевым пользователям.
Чтобы сформировать СЯ, нужно собрать запросы, которые пользователи могут вводить в поисковиках. К примеру пользователь, интересующийся приобретением недвижимости, введет в поиске «купить квартиру». Если вы понимаете, что такой запрос подходит вашему продукту, добавьте его в список ключевых слов.
- Ключевые слова могут отражать не только тематику сайта, но и интересы аудитории, а также цели бизнеса.
Поисковые запросы
Поисковые запросы пользователей отражают, что, как и зачем ищет ваша целевая аудитория:
- Что — услуга, товар, информация: «жк телевизор», «химчистка», «банкротство».
- Как — какие ключевые фразы использует пользователь: «самсунг», «мытищи», «через мфц».
- Зачем — цель пользователя: «купить», «вызвать курьера», «смотреть онлайн бесплатно», «сравнить цены» и т.д.
Анализируя запросы, вы составляете обширный список ключевых слов, по которым потенциальный покупатель может искать именно ваш продукт.
Пользователь вводит запрос ⇒ Поисковик видит, что ваш сайт релевантен запросу ⇒ Выводит его в поисковой выдаче ⇒ Пользователь видит ваш сайт и переходит по ссылке
Запросы могут быть не только целевыми, вроде «ремонт холодильников», но и околоцелевыми. Околоцелевые запросы подразумевают, что пользователь на момент поиска еще не задумывается о покупке услуги или товара, но чисто гипотетически может этим заинтересоваться. Примеры: «сломался холодильник», «холодильник перестал гудеть».
Допустим, вы создаете сайт для компании по ремонту телевизоров. Необходимо собрать семантическое ядро, чтобы пользователи могли найти сайт в поисковике.
Воспользуемся бесплатным сервисом Яндекса Вордстат. При вводе запроса он выдает две таблицы:
- Таблица справа содержит запросы, схожие с фразой, которую вы ввели. Число напротив — количество показов в месяц.
- Таблица слева показывает, какие вариации вводят пользователи при поиске вашего продукта.
Вордстат выводит все ключевые слова, по которым люди могут искать услуги по ремонту телевизора:
Запрос «ремонт телевизора» говорит о самой цели поиска. Слова, сопутствующие основной фразе, — «самсунг», «на дому», «в москве» и прочие — конкретизируют, что именно, как и где пользователи хотят починить.
- Нужно учесть запросы со всеми уточнениями, чтобы у сайта было больше возможностей «поймать» пользователя в Сети.
Важный нюанс: если вы продаете в определенном регионе, нужно выбрать его из списка. Это позволит учесть интересы жителей конкретной территории.
Виды поисковых запросов
Запросы классифицируют по частоте использования:
- Высокочастотные (ВЧ). Самые популярные поисковые запросы с частотой от 5000 и выше показов в месяц. Конкуренция по таким запросам высока, продвигаться по ним сложнее. Многие хотят «поймать» пользователя по запросам «туры в Турцию», «купить дом» или «ремонт квартир».
- Среднечастотные (СЧ). Это запросы частотностью от 500 до 5000 показов в месяц.
- Низкочастотные (НЧ). Количество таких запросов не превышает 500 в месяц. Например, «торт кировский район» — всего около 300 запросов в месяц. По таким запросам низкая конкуренция, поэтому продвигать сайт по ним легко и быстро. Таким запросом выше вероятность «попасть» в заинтересованного пользователя здесь и сейчас. Зачастую по ним высокие показатели конверсии. Но нельзя остановиться только на НЧ: они привлекают мало пользователей, и вам будет сложно охватить всю целевую аудиторию и увеличить продажи.
Также запросы можно разделить по потребностям пользователя:
- Информационные запросы. Чаще всего по таким запросам пользователи ищут статьи, чтобы быстро узнать ответ на свой вопрос. К примеру, «что такое семантическое ядро», «как определить размер шляпы» и т.д.
- Транзакционные запросы. Пользователь стремится к какому-то действию. Например, чтобы отпраздновать день рождения, в поисковике вводят фразы «забронировать столик», «заказать ведущего», «купить шары» и др.
- Навигационные. Когда пользователь вводит конкретный домен, название сайта/компании, бренд. К примеру, «сайт авито».
- Прочие запросы. Например, запрос «зимний костюм» — непонятно, хочет ли пользователь его купить, сшить, или просто посмотреть на картинках, какие бывают зимние костюмы.
Не рекомендуется использовать ключевые слова с размытым смыслом. Выбирайте конкретные варианты — так вы не будете путать пользователя и сможете предложить именно то, что он ищет.
3 метода сбора семантического ядра
Мозговой штурм
Подумайте, какие проблемы есть у пользователя и как именно ваш продукт может их решить. Попробуйте ответить на вопросы:
- Какими словами можно называть ваш продукт? Используйте не только профессионализмы, но и жаргон, возможно, иностранные слова.
- Что может быть важно для пользователя? «Бесплатности», скорость доставки, акции и другое.
- Какие свойства продукта важны для потребителя?
- На какие условные составные части можно разделить продукт? К примеру, если вы предоставляете услуги тендерного сопровождения, это будут «поиск закупок», «сопровождение закупок», «анализ закупочной документации» и т.д.
Анализ конкурентов
Почитайте тексты на сайтах конкурентов и выпишите часто встречающиеся фразы. Для повышения эффективности поиска можно использовать сторонние сервисы: SEMrush, Serpstat или «Букварикс». Они покажут, по каким запросам покупатели находят сайты конкурентов.
- Как самостоятельно анализировать конкурентов и работать с отзывами об аналогичных продуктах, разбираем на вебинаре.
Специальные сервисы
Собрать семантическое ядро сайта могут помочь бесплатные сервисы Яндекс.Вордстат, Google Keyword Planner.
Как отфильтровать семантическое ядро
Готовый список ключевых слов необходимо почистить, так как не все они подойдут вашему бизнесу.
Удалите из списка нерелевантные запросы:
- С указанием не вашего региона.
- Названия конкурентов.
- Со словами «дорого», «дешево» — если вам это не подходит. Ремонтируете квартиры премиум-класса? Ключ «ремонт квартир дешево» не принесет вам целевых лидов.
- Информационные запросы — если речь идет о коммерческом ресурсе.
- Запросы с нулевой частотой, которые не имеют спроса. Пользователи не вводят их в поисковик, и продвигаться по ним не имеет особого смысла. Проверить можно в Вордстате.
Объем семантического ядра
Четкого ответа на вопрос, какой объем СЯ достаточен для сайта, не существует. Для каждого бизнеса количество ключей будет разным.
Однако есть правило рекомендательного характера: оптимизировать страницу под 1 высокочастотный запрос, 3–4 среднечастотных запроса и несколько низкочастотных. Говорит ли это о том, что вам придется создать несколько страниц под несколько высокочастотных запросов? Да! Чем релевантней страница запросу, тем легче поисковику ее найти, а пользователю — получить то, что ему нужно.
Следуйте этому правилу, создавая лендинги. Не стоит оптимизировать заголовки и текст страницы под множество ключевых фраз — это испортит вашу дружбу с поисковиком.
Как использовать семантическое ядро
После того как вы соберете все ключевые запросы, их нужно разделить по страницам сайта. Этот процесс называется кластеризацией и чаще всего им занимается SEO-специалист. Запросы могут помочь вам при формировании структуры сайта: они подскажут, какие именно страницы понадобятся.
Если у вас нет сайта, ключевые запросы можно использовать в виде хештегов и в описаниях в социальных сетях.
- Также СЯ пригодится, чтобы настроить контекстную и таргетированную рекламу. Все это — компетенции интернет-маркетолога. Специфику этой профессии мы разбирали в статье «Что должен знать и делать интернет-маркетолог: навыки и требования».
Помните: недостаточно собрать ключевые слова и разместить их в текстах на сайте. Необходим комплексный подход и внимание ко всему: интерфейсу сайта, текстам и картинкам, качеству товара или услуги. Покажите пользователю, что именно ваш продукт решит его проблему и закроет потребность, тогда клиент будет заинтересован в покупке.