Самообразование: как воспитателю оставаться в курсе тенденций развития педагогики

23 декабря 2022 76 407

Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС

Какие формы самообразования бывают

Самообразование педагога ДОО преследует две главные цели: 

  • совершенствование собственных методик воспитания и обучения;
  • создание условий для гармоничного и всестороннего развития детей в группе. 

Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.

Экспресс-курс по ФГОС ДО

Разберитесь в особенностях психологии дошкольников и организации детского коллектива. Узнайте, как выстроить работу с ребенком с ОВЗ, как составлять игры и задания на развитие памяти, внимания и мышления

Есть множество форм самообразования педагога ДОО:

  • анализ своей работы и ее результатов;
  • изучение специализированной литературы — нормативных документов, научных публикаций, методических указаний, профессиональных журналов;
  • освоение новаторских методик, новых педагогических программ в области ДОО;
  • изучение и систематизация опыта специалистов ДОО, в том числе опыта своих коллег;
  • личное самосовершенствование;
  • участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах, семинарах с последующим анализом;
  • повышение квалификации на курсах;
  • разработка собственных программ, методических и дидактических материалов;
  • сотрудничество с родителями — организация совместных кружков, круглых столов и т.д.

Не останавливайтесь на какой-то одной форме самообразования — комбинируйте их, чтобы добиться по-настоящему вдохновляющих результатов.

Как выбрать тему для самообразования

Педагог ДОО сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса. 

Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.

Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:

  • особенности вашего опыта работы;
  • личная тяга к определенным идеям, желание творческого развития в конкретном направлении;
  • повестка дня — что интересует родителей, детей, коллег, руководство вашей дошкольной организации;
  • актуальность темы, ее соответствие требованиям современного общества;
  • доступность — и у вас, и у детского сада, в котором вы работаете, должны быть ресурсы на реализацию программы;
  • измеряемость и конкретность — по теме можно поставить определенные задачи и решить их в поставленные сроки.

Как педагогу ДОО выстроить работу по самообразованию

Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на три этапа: 

  1. Подготовка и планирование. 
  2. Освоение теории и практика. 
  3. Отчет и анализ.

Август — сентябрь: подготовка

На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.

Рекомендуем завести методическую папку для полезных статей, конспектов, отчетов с мероприятий и других материалов по теме вашего исследования, чтобы они всегда были под рукой. 

Как составить план по самообразованию

Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.

Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.

На титульном листе укажите:

  • название документа,
  • ФИО,
  • должность,
  • номер группы,
  • название дошкольного учреждения,
  • тему.

Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать: 

  • сроки реализации,
  • форму мероприятий,
  • темы занятий,
  • содержание,
  • оборудование,
  • форму отчета,
  • ожидаемые результаты.

Сентябрь — апрель: освоение теории и практика

Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.

На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность. 

Всю проделанную работу также фиксируйте в методической папке. Не забудьте добавить в нее сертификаты о прохождении курсов и участии в вебинарах.

Конец учебного года: отчет и анализ

Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы. Отчет по теме можно представить в следующих формах:

  • фото- и видеоотчеты для ознакомления родителей, коллег или руководства;
  • открытое занятие дважды в год — в начале и в конце учебного года;
  • мастер-класс — эта форма позволяет наглядно продемонстрировать не только результаты, но и методы и приемы работы, а также передать профессиональный опыт;
  • выступления на совещаниях, конференциях, педагогических советах предполагают анализ проделанной работы и ее результатов;
  • публикации в СМИ, интернете, печатных изданиях;
  • участие в конкурсах и т.д.

Эти формы отчетности можно использовать и на других этапах, если есть необходимость или желание педагога.

Как выбрать тему самообразования по ФГОС

Самообразование педагога ДОО затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д. 

Проще всего ориентироваться на ФГОС ДО — так тема вашего исследования будет коррелировать с государственными нормами, кроме того, не придется беспокоиться о ее актуальности.

Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в нескольких направлениях. Оттолкнемся от этой концепции и представим примерные темы по каждому направлению развития ребенка.

Социально-коммуникативное развитие — адаптация ребенка в обществе, становление коммуникативных процессов и взаимодействия со сверстниками и родителями. Примерные темы для самообразования воспитателя:

  • Игра как средство общения дошкольников.
  • Развитие коммуникативных способностей у детей старшей группы.
  • Роль семьи в развитии коммуникативных навыков дошкольника.
  • Социализация дошкольников младшей группы через сюжетно-ролевую игру. 
  • Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.

Познавательное развитие — развитие у ребенка когнитивных способностей, любознательности и интереса к окружающему миру, формирование первичных представлений о себе, природе, семье, других людях. Темы этого направления: 

  • Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей. 
  • Практика геймификации учебного процесса. 
  • Экологическое воспитание в дошкольном учреждении.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.
  • Технология проектной деятельности в ДОО.
  • Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.

Речевое развитие — становление речи ребенка, воспитание культуры речи, знакомство с литературой. Примерные темы:

  • Развитие речи у детей через пальчиковые игры.
  • Развитие речи через уроки риторики и речевой этикет.
  • Сказкотерапия как инструмент становления речи дошкольника.
  • Всестороннее развитие детей через знакомство с художественной литературой.

Художественно-эстетическое развитие — развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства, формирование интереса к творчеству. Список примерных тем:

  • Художественно-эстетическое воспитание посредством дидактических игр.
  • Использование разнообразных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников.
  • Театр как инструмент развития ценностно-смыслового восприятия.
  • Развитие творческих способностей дошкольников через создание аппликаций.

Современные подходы к содержанию и организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Экспресс-курс, на котором вы:

  • разберетесь в особенностях психологии дошкольников и организации детского коллектива
  • узнаете, как выстроить работу с ребенком с ОВЗ
  • поймете, как составлять игры и задания на развитие памяти, внимания и мышления

Физическое развитие — получение опыта двигательной деятельности, улучшение физических качеств. Примерные темы:

  • Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
  • Методика формирования правильной осанки у дошкольников.
  • Подвижные игры как инструмент развития физических способностей у дошкольников.
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми. Здоровьесберегающие технологии.

Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете.

Подписка Контур.Школы

Корпоративное обучение сотрудников под цели и задачи бизнеса

Подробнее
Подписка Контур.Школы

Корпоративное обучение сотрудников под цели и задачи бизнеса

Подробнее

Получайте рассылку новостей, полезных материалов и приглашений на занятия Подписка на дайджест статей
Подписаться
Вы уже подписаны на рассылку. Если вы не получаете рассылку,
На адрес отправлено письмо для подтверждения подписки. Если вы не получили письмо,
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Что делать, если письма Школы не приходят вам?

Чтобы письма не попадали в спам, добавьте свой адрес в адресную книгу.

В Mail.ru зайдите во вкладку «Еще» на верхней панели меню и выберите «Добавить в адреса».

В Gmail нажмите на стрелку справа от кнопки ответа и выберите из списка «Добавить пользователя «Контур Школа» в контакты».

В Яндекс.Почте нажмите в письме на контакт «Контур Школа» и кликните на кнопку «В адресную книгу».

В Outlook нажмите в письме правой кнопкой мыши на «Контур Школа» и выберите «Добавить в контакты Outlook», затем слева сверху «Сохранить и закрыть»

Другие статьи

Все статьи