Зачем школам включаться в экоповестку

Термины «зеленые школы», «экошколы» звучат все чаще. Под ними подразумеваются строительные и инженерные решения для экономного водопользования, энергосбережения, сохранения биоразнообразия, сортировка отходов и пр. И конечно, экологическое просвещение школьников. Разберем, почему это важно

Зачем школе «зеленый» статус

Эксперты уверены: в будущем все школы станут «зелеными». Более того, они должны были стать такими еще вчера, ведь экологический след человека становится все более ощутимой угрозой для всех обитателей планеты. Педагогическое мастерство здесь играет важнейшую роль. Где, как не в школе, учить новые поколения людей ответственному отношению к природе, отходам, используемым ресурсам?

Есть и другой аспект: школа, вступившая на путь экологизации, получает массу преференций. Но для этого недостаточно классных часов о раздельном сборе мусора и конкурсов по изготовлению кормушек для птиц. Экологическое просвещение должно охватить всю деятельность учреждения как образовательную, так и инфраструктурную. При осознанном подходе к «озеленению» школа может получить:

  • экономию бюджета,
  • постоянный контроль условий санитарной безопасности,
  • репутацию экологически ответственного учреждения, которая может помочь привлечь грантовую или спонсорскую поддержку,
  • высокие результаты учеников на различных конкурсах благодаря экопроектам.

Но главное, что дети, которые учатся в «зеленых» школах, на всю жизнь получают своеобразную экологическую прививку: ответственное отношение к окружающей среде станет для них естественным. Ведь именно школа часто играет решающую роль в формировании мироощущения ребенка.

Мы подготовили для учителей специальный вебинар «Образовательная организация: требования к обучению по охране труда и пожарной безопасности», где рассказываем, кто и какие программы должен освоить по охране труда и пожарной безопасности. Руководитель направления «Охрана труда» Контур.Школы Наталья Герасименко разъясняет нюансы обучения и отвечает на вопросы слушателей.

Как сделать школу «зеленой»

Экоуроки

Экологические уроки могут стать частью образовательной и внеурочной программ. Материалы для них можно как разработать самим, так и воспользоваться готовыми.

Еще одним способом экопросвещения становятся мероприятия и акции — от выставок до грандиозных фестивалей. Также можно организовать постоянно действующий экокружок или клуб.

Кроме того, в открытом доступе есть множество плакатов и роликов социальной рекламы. Плакаты можно скачать и повесить на стендах школы и там, где они уместны, например, информацию о энергосбережении можно разместить рядом с выключателями. Ролики — показывать в ходе уроков или на экранах в коридоре школы.

Разобраться в вопросах экологической безопасности помогут курсы по обеспечению экологической безопасности для руководителей и специалистов.

Раздельный сбор отходов

Одним из первых шагов по экологизации школы может стать раздельное накопление отходов (РНО). В учреждении можно собирать макулатуру, металлическую или стеклянную тару, пластиковые крышки и бутылки, батарейки. Вдохновить детей на раздельный сбор можно с помощью интерактивных уроков и социальной рекламы. Необходимые материалы: методическое пособие, видеогид, анимированную презентацию, набор для проведения настольных игр, раздаточные материалы — учитель может скачать на сайте разделяйснами.рф. Благодаря таким урокам дети узнают об основных принципах жизни в стиле «ноль отходов», о второй жизни для вещей, вторичной переработке, безотходном производстве и о многом другом.

Важно, что для организации РНО нужно найти компанию, которая обеспечит вывоз отходов на переработку. В сельских школах это не всегда возможно, но там реально создать компостные ямы для пищевых отходов из столовой. Полученный компост станет комнатным и садовым удобрением.

  • Пример. Тулагинская средняя школа им. Кочнева (с. Тулагино, г. о. Якутск) наладила полную переработку органических отходов школы. При учреждении содержат маточное поголовье калифорнийских червей. На уроках по предмету «Агротехнология» дети учатся всем этапам работы с червями: подготавливают из отходов субстрат для их питания, делают подсадку, подкормку, подсушку вермикомпоста (биогумуса) и пр. Зимой черви содержатся в теплом помещении, летом — в специальных емкостях на улице. При школе есть «умная теплица», где ребята выращивают овощи. В качестве удобрения используется биогумус, в который черви превращают органические отходы школы. На основании экспериментов по применению биогумуса для сельскохозяйственных культур ученики пишут научно-исследовательские работы.

Напоминаем, что ответственные лица за обращение с отходами проходят обучение по курсу «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I‑IV классов опасности». Повышение квалификации, 112 ак. часов.

Сбережение ресурсов

Любая школа может сократить потребление энергии, а значит, минимизировать расход природных ресурсов, ущерб для природы и климата, научить этому детей. Приятным бонусом станет экономия бюджета.

Энергосбережение не обязательно требует от школы больших вложений. Стратегию действий будут диктовать возможности учреждения. Начать можно с выключения света в случаях, когда он не нужен, отключения спящего режима и сокращения времени использования энергопотребляющих приборов. Утепление окон, дверей, подвалов и чердаков поможет сберечь тепло в здании и избавит от необходимости пользоваться обогревателем. Замена лампочек накаливания светодиодными светильникам сохранит нужную освещенность помещения при десятикратно меньших энергозатратах.

  • Пример 1. В школе № 354 им. Д.М. Карбышева (г. Москва) действует программа по теплосбережению «Умное тепло». По инициативе директора установлен автоматический узел управления центральным отоплением, автоматические краны регулируют температуру в помещениях. По всей школе используются светодиодные лампы и датчики освещенности, которые включают и выключают свет при достижении в месте их установки определенной степени освещенности.
  • Пример 2. Ученики «Школы будущего» (пос. Большое Исаково Калининградской области) в экологической лаборатории разрабатывают проекты повышения энергоэффективности и использования возобновляемой энергии. Некоторые из них реализуют в школе. Так, по проектам учеников в школьном дворе были установлены ветряной и дождевой генераторы электричества. Кроме того, школа выиграла грант Минобразования РФ, на средства которого купила и установила на крыше здания восемь солнечных панелей. К ним подключили 24 светодиодные лампы из спортзала, и теперь помещение частично освещается с помощью энергии солнца.

Экологически ответственные закупки

Экологическая безопасность
Курсы для руководителей и специалистов.
Расписание курсов

Углеродный след товара, созданного в регионе, где расположена школа, минимален, поэтому при закупках стоит обратить внимание на местных производителей. Лучше отдавать предпочтение товарам с экологической маркировкой. Это значит, что он произведен с применением экологически оптимальных технологий и оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналоги.

Выбирать нужно те товары, которые прослужат долго, которые можно переработать или использовать повторно. Например, перезаправляемые картриджи для принтеров, проточные фильтры для воды вместо бутилированной воды и пр.

Как экологизация меняет жизнь школы

«Озеленение» одного образовательного учреждения способно изменить не только жизнь учеников и педагогов, но и целого микрорайона. Яркий пример этому — Краснодарская средняя школа № 96. В 2012 году в школе был запущен проект «Зеленая школа Кубани» и появился первый волонтерский отряд.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, почетный работник воспитания и просвещения РФ Елена Носенко:

Сначала нас было немного. Мы проводили беседы, круглые столы, лекции, экологические игры со школьниками, родителями и жителями микрорайона. Ежемесячно устраивали экологические праздники: День птиц, День земли, День эколога, — а также разные фестивали, к которым постепенно стали подключаться все школы. Члены волонтерского отряда были закреплены за классами, чтобы ребятам было легче реализовывать экопроекты. Дети получали информацию от активистов, и вскоре все жители микрорайона знали о наших экологических мероприятиях.

В школе запустили раздельное накопление отходов, начав со сбора макулатуры. Сначала сдавали бумагу от классов, а после стали размещать объявления о том, когда будет проходить сбор. Вскоре все жители микрорайона знали, когда в школу можно принести макулатуру. Иногда получалось собрать до 7 тонн вторсырья за раз. Пожилые люди, которые не могли сами принести бумагу, звонили в школу, и к ним приходили волонтеры. Затем в школе начали собирать батарейки, пластиковые крышки, металл, пластик.

Учреждение включилось в проект «Экодвор», начав просветительскую работу в парках, кафе, на открытых площадках города. На школьные «экодворы» приходят до 600 участников.

Елена Носенко:

Мы стараемся организовать как можно больше различных экологических станций или точек. Это пункт сбора вторсырья, экологические точки, «Книговорот», «Дарморка», различные игры, викторины и выставки. Также организовали несколько экологических дворов на побережье в Новороссийске, Анапе, Геленджике и Туапсе, к которым привлекали учеников близлежащих школ. После нашего отъезда они уже самостоятельно проводили экологические праздники.

Дважды в год школа устраивает экологические слеты. Количество его участников вместе с волонтерами и учителями достигает 500 человек. Здесь рассказывают об экопривычках, проводят экологические квесты и объясняют, как вести информационно-разъяснительную работу. На слет приглашают и учащихся из других школ. В итоге в Краснодаре и по всему краю появилась большая сеть «Зеленые школы Кубани», где школьники применяют знания на практике.

Для учеников всех классов ежемесячно проходят экологические уроки. Ребята и педагоги активно участвуют в уборке берега реки Кубань, собирают семена древесных культур для лесного хозяйства, сажают деревья. Школа проводит совместные экологические конференции, семинары, выездные смены с волонтерами институтов.

Елена Носенко:

Экологическое просвещение школьников во многом изменило жизнь нашего поселка. Микрорайон стал чище. Взрослые и дети теперь различают мусор и отходы, которые можно переработать. Сортировка идет с помощью контейнеров для раздельного сбора. Ребята стали иначе относиться к утилизации вторсырья, окружающей среде, появилось много желающих участвовать в экспедициях, походах, чтобы убирать несанкционированные свалки. Нас часто приглашают для сотрудничества в другие школы.

Работа по экопросвещению, формированию экопривычек у детей должна идти в каждой школе — это приносит свои результаты. Просвещение учеников касается и их семей, а школьники есть практически в каждой семье. В результате речь идет о всем населении города и края.

Как организовать взаимодействие

Экологическая безопасность
Курсы повышения квалификации для руководителей и специалистов.
Расписание курсов

Запрос на экологическое просвещение есть не только у школьников, но и у их родителей. Так, родители учеников 7 «Б» класса гимназии № 4 им. братьев Каменских (г. Пермь) сами инициировали для своих детей экопросвещение, которое постепенно охватывает ребят из других школ Урала.

В классе был образован отряд «ЭкоОптимисты». Дети всегда были привлечены к экологическим активностям: собирали пластиковые крышки для сдачи на переработку, разбивали клумбу на пришкольном участке, сажали яблони у здания гимназии. Кроме того, каждый год школьники участвуют в акции по сбору макулатуры «Подари дереву вторую жизнь».

Когда ребята были в пятом классе, их родители договорились с пермским отделением Всероссийского общества охраны природы (ВООП) о проведении для класса экоурока «Клещ. Меры предосторожности».

Член родительского комитета Наталья Морозова:

Пермский край является эндемичной зоной клещевого энцефалита, поэтому для родителей было важно углубить знания детей о клещах, а главное, о мерах предосторожности. Так у нас и родилась идея экопросвещения: узнал, исследовал и передал другим. Руководитель пермского отделения ВООП Юрий Хохлов провел для класса урок, где продемонстрировал настоящих клещей и методику их извлечения.

Ребята совместно с родителями подготовили презентации и выступления, разработали памятки для младших школьников, смастерили макеты для отработки навыка правильного удаления клеща, нарисовали стенгазеты. В апреле 2021 года дети провели свои первые экоуроки в классах начальной школы нашей гимназии. В восторге были все! После первых выступлений ребята сами не захотели останавливаться.

Мы провели экоуроки в других младших классах, а затем и в детских садах, и даже съездили в дом престарелых.

Следующий урок ВООП был посвящен зимующим птицам. Дети изготовили кормушки, развесили их и провели наблюдения. Ребята разработали второй экоурок «Помощь зимующим птицам», который включил в себя не только рассказ о результатах исследований, но и мастер-класс по изготовлению экологических кормушек, которые синицы съедают полностью.

В общей сложности в шестом классе гимназисты провели более 30 экоуроков. Чтобы поощрить ребят, родители решили совместить эти уроки с экскурсионным посещением других городов. Так, дети провели занятия в гимназиях и школах Екатеринбурга, Ижевска, Лысьвы, Осы. За это время у экооптимистов появились не только слушатели, но и последователи — детские коллективы, которые на основании экоуроков проводят свои исследования и передают личный опыт другим ребятам.

Наталья Морозова:

Сейчас у нас в разработке третий проект «Медоносные растения города». В июне 2022 года на территории Пермского национального госуниверситета под руководством профессора Ларисы Новоселовой ребята посадили медоносные растения и провели наблюдения за цветами и опыляющих их насекомыми. На специальной поляне смастерили домики для насекомых и все лето ухаживали за растениями. В сентябре в лабораториях университета ребята провели исследования выросших растений. Сейчас обобщают результаты: изготавливают гербарии и разрабатывают свой экоурок, который уже ждут наши последователи.  

Как реализовано экопросвещение на уровне государства

Экологическая платформа была заложена в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), утвержденные Министерством образования и науки в 2009-2012 годах. Практически во всех ФГОС появились требования к формированию экологической культуры на разных уровнях образования.

Изменения 2022 года привели к утрате системности во ФГОС, требование осталось только для уровня среднего общего образования.

Летом 2022 года Министерство просвещения РФ разместило на своем сайте концепцию экологического образования в системе общего образования, которая была одобрена на Федеральном учебно-методическом объединении.

Кандидат педагогических наук, доцент, член координационного совета Общественной палаты РФ по экологическому благополучию Лариса Шмелькова:

Утвержденный вариант — достаточно передовой и определяет экологическую культуру как интегральный результат непрерывного экологического образования. В нем четко сформулированы задачи, основные направления и механизмы реализации.

Но есть одно «но»: концепция распространяется только на уровне школьного образования — начального, основного, среднего общего. Это шаг вперед, но это не помогает создавать систему непрерывного экологического образования. Потому что выпадает важная часть, связанная с профессиональным образованием.

В 2022 году Институт стратегии и развития образования РАО получил от Минпросвещения госзадание разработать модель экокультуры как интегрального результата экологического образования и апробировать ее для общего образования. Базовая модель уже готова, осталось разработать инструментарий для ее реализации, что даст системные результаты. А для этого необходима совместная работа ученых, практиков и органов исполнительной власти

1 243
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее