Как формировать экологическую культуру в школе: 5 примеров от учителей и родителей

«Зеленая школа», «экошкола» — эти термины звучат все чаще. Под ними понимают строительные и инженерные решения для экономного водопользования, энергосбережения, сортировку отходов и экологическое просвещение школьников. Разберем, как «озеленить» школу и почему это так важно

Зачем школе «зеленый» статус

Эксперты уверены: в будущем все школы станут «зелеными». Более того, они должны были стать такими еще вчера, ведь экологический след человека становится все более ощутимой угрозой для планеты. И педагогическое мастерство играет важнейшую роль — где, как не в школе, учить новые поколения людей ответственному отношению к природе?

Есть и другой аспект: школа, вступившая на путь экологизации, получает массу преференций. Но для этого недостаточно классных часов о раздельном сборе мусора и конкурсов по изготовлению кормушек для птиц. Экологическое просвещение должно охватить всю деятельность учреждения — как образовательную, так и инфраструктурную. При осознанном подходе к «озеленению» школа может получить:

  • экономию бюджета;
  • постоянный контроль условий санитарной безопасности;
  • репутацию экологически ответственного учреждения, которая может помочь привлечь грантовую или спонсорскую поддержку;
  • высокие результаты учеников на различных конкурсах благодаря экопроектам.
  • Но главное, что дети, которые учатся в «зеленых» школах, на всю жизнь получают своеобразную экологическую прививку — ответственное отношение к окружающей среде станет для них естественным. 

Как сделать школу «зеленой»

Экоуроки

Экологические уроки могут стать частью образовательной и внеурочной программ. Материалы для них можно как разработать самим, так и воспользоваться готовыми.

Еще одна форма экопросвещения — мероприятия и акции, от выставок до фестивалей. Также можно организовать постоянно действующий экокружок или клуб.

Кроме того, в открытом доступе есть множество плакатов и роликов социальной рекламы. Плакаты можно повесить на стендах и там, где они уместны, например, информацию об энергосбережении можно разместить рядом с выключателями. Ролики — показывать на уроках или на экранах в коридорах.

Раздельный сбор отходов

Одним из первых шагов по экологизации может стать раздельное накопление отходов (РНО). В школе можно собирать макулатуру, металлическую или стеклянную тару, пластиковые крышки и бутылки, батарейки. Вдохновить детей на раздельный сбор можно с помощью интерактивных уроков и социальной рекламы.

Необходимые материалы — методическое пособие, видеоуроки, анимированную презентацию, раздаточные материалы — можно скачать на сайте разделяйснами.рф. На таких уроках дети узнают о жизни в стиле «ноль отходов», вторичной переработке, безотходном производстве и многом другом.

  • Важно, что для организации РНО нужно найти компанию, которая обеспечит вывоз отходов на переработку.

В сельских школах это не всегда возможно, зато там реально создать компостные ямы для пищевых отходов из столовой. А компост использовать как удобрение.

Пример. Тулагинская средняя школа им. Кочнева (с. Тулагино, г. о. Якутск) наладила полную переработку органических отходов. В школе содержат маточное поголовье калифорнийских червей. На уроках по предмету «агротехнология» дети учатся всем этапам работы с червями: подготавливают из отходов субстрат для их питания, делают подсадку, подкормку, подсушку вермикомпоста (биогумуса) и пр. Зимой черви содержатся в теплом помещении, летом — в специальных емкостях на улице.

При школе есть умная теплица, где ребята выращивают овощи. А в качестве удобрения используют биогумус — результат «работы» калифорнийских червей. На основании экспериментов с биогумусом и различными сельскохозяйственными культурами ученики пишут научно-исследовательские работы.

Сбережение ресурсов

Любая школа может сократить потребление энергии, а значит, минимизировать расход природных ресурсов, ущерб для природы и климата — и научить этому детей. Приятным бонусом станет экономия бюджета.

Энергосбережение не обязательно требует от школы больших вложений. Начать можно с выключения света в случаях, когда он не нужен, отключения спящего режима и сокращения времени использования энергопотребляющих приборов. Утепление окон, дверей, подвалов и чердаков поможет сберечь тепло в здании и избавит от необходимости пользоваться обогревателем. Замена лампочек накаливания светодиодными позволит сохранить необходимую освещенность при десятикратно меньших энергозатратах.

Пример 1. В московской школе № 354 им. Д. М. Карбышева действует программа по теплосбережению «Умное тепло». По инициативе директора установлен автоматический узел управления центральным отоплением, автоматические краны регулируют температуру в помещениях. По всей школе используются светодиодные лампы с фотодатчиками, которые включают и выключают свет при достижении определенной степени освещенности.

Пример 2. Ученики «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Калининградской области в экологической лаборатории разрабатывают проекты повышения энергоэффективности и использования возобновляемой энергии. Некоторые из них реализуют в школе. Например, по проектам учеников в школьном дворе были установлены ветряной и дождевой генераторы электричества.

Кроме того, школа выиграла грант Минобразования РФ, на средства которого купила и установила на крыше здания восемь солнечных панелей. К ним подключили 24 светодиодные лампы из спортзала, и теперь помещение частично освещается с помощью энергии солнца.

Экологически ответственные закупки

Менеджмент в образовании
Курс для директоров и завучей
Пройти переподготовку

Углеродный след товара, созданного в регионе, где расположена школа, минимален, поэтому при закупках стоит обратить внимание на местных производителей. Лучше отдавать предпочтение товарам с экологической маркировкой: они произведены с применением экологически оптимальных технологий и оказывают меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналоги.

  • Выбирать нужно те товары, которые прослужат долго, а после их можно переработать или использовать повторно. Например, перезаправляемые картриджи для принтеров, проточные фильтры вместо бутилированной воды и пр.

Как экологизация меняет жизнь школы

«Озеленение» одной школы может изменить жизнь не только учеников и педагогов, но и целого микрорайона. Яркий пример этому — краснодарская средняя школа № 96. В 2012 году там запустили проект «Зеленая школа Кубани» и создали первый волонтерский отряд.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, почетный работник воспитания и просвещения РФ Елена Носенко:

— Сначала нас было немного. Мы проводили беседы, круглые столы, лекции, экологические игры со школьниками, родителями и жителями микрорайона. Ежемесячно устраивали экологические праздники: День птиц, День Земли, День эколога, а также разные фестивали, к которым постепенно стали подключаться все школы. Члены волонтерского отряда были закреплены за классами, чтобы ребятам было легче реализовывать экопроекты. Дети получали информацию от активистов, и вскоре все жители микрорайона знали о наших экологических мероприятиях.

В школе запустили раздельное накопление отходов, начав со сбора макулатуры. Сначала сдавали бумагу от классов, а после разместили объявления о том, когда будет проходить очередной сбор. Вскоре все жители микрорайона знали, когда в школу можно принести макулатуру. Иногда получалось собрать до 7 тонн за раз. Пожилые люди, которые не могли сами принести бумагу, звонили школьным волонтерам, и те помогали с доставкой. Затем в школе начали собирать батарейки, пластиковые крышки, пластик и другие отходы.

Школа включилась в проект «Экодвор», начав просветительскую работу в парках, кафе, на открытых площадках города. На «экодворы» приходят до 600 участников.

Елена Носенко:

— Мы стараемся организовать как можно больше различных экологических станций или точек. Это пункт сбора вторсырья, экологические точки, «Книговорот», «Дарморка», различные игры, викторины и выставки. Также организовали несколько экологических дворов на побережье в Новороссийске, Анапе, Геленджике и Туапсе, к которым привлекали учеников близлежащих школ. После нашего отъезда они уже самостоятельно проводили экологические праздники.

Дважды в год школа устраивает экологические слеты. Количество участников достигает 500 человек. Здесь рассказывают об экопривычках, проводят экологические квесты и объясняют, как вести информационно-разъяснительную работу. На слет приглашают и учеников из других школ. В итоге в Краснодаре и по всему краю появилась большая сеть «Зеленые школы Кубани», где школьники применяют знания на практике.

Для учеников всех классов ежемесячно проходят экологические уроки. Ребята и педагоги активно убирают берега реки Кубань, собирают семена древесных культур для лесного хозяйства, сажают деревья. Школа проводит совместные экологические конференции, семинары, выездные смены с волонтерами из институтов.

Елена Носенко:

— Экологическое просвещение школьников во многом изменило жизнь нашего поселка. Микрорайон стал чище. Взрослые и дети теперь различают мусор и отходы, которые можно переработать. Сортировка идет с помощью контейнеров для раздельного сбора.

Ребята стали иначе относиться к утилизации вторсырья, окружающей среде, появилось много желающих участвовать в экспедициях, походах, чтобы убирать несанкционированные свалки. Нас часто приглашают для сотрудничества в другие школы.

Работа по экопросвещению, формированию экопривычек у детей должна идти в каждой школе — это приносит свои плоды.

Просвещение учеников касается и их семей, а школьники есть практически в каждой семье. В результате речь идет обо всем населении города и края.

Как организовать взаимодействие

Запрос на экологическое просвещение есть не только у школьников, но и у их родителей. Так, родители учеников 7 «Б» класса пермской гимназии № 4 им. братьев Каменских сами инициировали для своих детей экопросвещение, которое постепенно охватывает ребят из других школ края.

В классе сформировали отряд «ЭкоОптимисты». Дети участвуют в экоактивностях: собирают пластиковые крышки для сдачи на переработку, разбили клумбу на пришкольном участке, высадили яблони у здания гимназии. Кроме того, каждый год школьники участвуют в акции по сбору макулатуры «Подари дереву вторую жизнь».

Когда ребята были в пятом классе, их родители договорились с пермским отделением Всероссийского общества охраны природы (ВООП) о проведении для класса экоурока «Клещ. Меры предосторожности».

Член родительского комитета Наталья Морозова:

— Пермский край является эндемичной зоной клещевого энцефалита, поэтому для родителей было важно углубить знания детей о клещах, а главное, о мерах предосторожности. Так у нас и родилась идея экопросвещения: узнал, исследовал и передал другим. Руководитель пермского отделения ВООП Юрий Хохлов провел для класса урок, где продемонстрировал настоящих клещей и методику их извлечения.

Ребята совместно с родителями подготовили презентации и выступления, разработали памятки для младших школьников, смастерили макеты для отработки навыка правильного удаления клеща, нарисовали стенгазеты. В апреле 2021 года дети провели свои первые экоуроки в классах начальной школы нашей гимназии. В восторге были все! После первых выступлений ребята сами не захотели останавливаться.

Мы провели экоуроки в других младших классах, а затем и в детских садах, и даже съездили в дом престарелых.
Следующий урок ВООП был посвящен зимующим птицам. Дети изготовили кормушки, развесили их и наблюдали за птицами. Ребята разработали второй экоурок «Помощь зимующим птицам», на котором не только рассказали о результатах исследований, но и провели мастер-класс по изготовлению экокормушек, которые синицы съедают полностью.

В общей сложности в шестом классе гимназисты провели более 30 экоуроков. Чтобы поощрить ребят, родители решили совместить эти уроки с экскурсиями в другие города. Дети провели занятия в гимназиях и школах Екатеринбурга, Ижевска, Лысьвы, Осы. За это время у «ЭкоОптимистов» появились не только слушатели, но и последователи — детские коллективы, которые на основании экоуроков проводят свои исследования и передают опыт другим ребятам.

Наталья Морозова:

— Сейчас у нас в разработке третий проект «Медоносные растения города». В июне 2022 года на территории Пермского национального госуниверситета под руководством профессора Ларисы Новоселовой ребята посадили медоносные растения и провели наблюдения за цветами и опыляющих их насекомыми.

На специальной поляне смастерили домики для насекомых и все лето ухаживали за растениями. В сентябре в лабораториях университета ребята провели исследования выросших растений. Сейчас обобщают результаты: изготавливают гербарии и разрабатывают свой экоурок, который уже ждут наши последователи.  

Как реализовано экопросвещение на уровне государства

ФГОС СОО: последние обновления
Курс для учителей и директоров школ
Повысить квалификацию

Экологическая платформа была заложена в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), утвержденные Министерством образования и науки в 2009–2012 годах. Практически во всех ФГОС появились требования к формированию экологической культуры на разных уровнях образования.

Изменения 2022 года привели к утрате системности во ФГОС, требование осталось только для уровня среднего общего образования.

Летом 2022 года Министерство просвещения РФ разместило на своем сайте концепцию экологического образования в системе общего образования, одобренную на Федеральном учебно-методическом объединении.

Кандидат педагогических наук, доцент, член координационного совета Общественной палаты РФ по экологическому благополучию Лариса Шмелькова:

— Утвержденный вариант — достаточно передовой и определяет экологическую культуру как интегральный результат непрерывного экологического образования. В нем четко сформулированы задачи, основные направления и механизмы реализации.

Но есть одно «но»: концепция распространяется только на уровне школьного образования — начального, основного, среднего общего. Это шаг вперед, но это не помогает создавать систему непрерывного экологического образования. Потому что выпадает важная часть, связанная с профессиональным образованием.

В 2022 году Институт стратегии и развития образования РАО получил от Минпросвещения госзадание разработать модель экокультуры как интегрального результата экологического образования и апробировать ее для общего образования. Базовая модель уже готова, осталось разработать инструментарий для ее реализации, что даст системные результаты. А для этого необходима совместная работа ученых, практиков и органов исполнительной власти.

55