Служебная записка: что это такое, образец и примеры

Какой способ коммуникации внутри компании выбрать, чтобы информация была зафиксирована, но не было бюрократии? Напишите служебную записку. Она поможет инициировать новшество, согласовать затраты, отметить хозяйственное событие в жизни организации

Что такое служебная записка

Служебная записка (СЗ) — способ общаться внутри организации, устанавливая горизонтальные и вертикальные связи с коллегами, руководством. Почему в определении нет слова «документ»? Служебная записка не внесена в Общероссийский классификатор управленческой документации как унифицированный документ, но обладает признаками документа.

При этом она:

  1. Имеет содержание: реквизиты, законченное сообщение.
  2. Может быть в бумажном или электронном формате.
  3. Применяется в социальных коммуникациях.

Набор реквизитов служебки перечислен в ГОСТ Р 7.0.97-2016. Срок хранения определен в Приказе Росархива от 20.12.2019 №236: от года до пяти лет в зависимости от темы. Правила оформления, регистрации, перемещения внутри предприятия и хранения служебной записки утверждаются принятым в организации порядком документооборота. Все это позволяет отнести ее к документам.

Функционал служебки делает ее основанием для издания организационно-распорядительных документов и некоторых действий в бухгалтерском, налоговом учетах.

Какие функции может выполнять СЗ:

1. Информировать:

  • приглашать на встречи внутри компании или во вне, к примеру на планерку по запуску нового продукта или областную выставку;
  • сопровождать другой документ, например информационную справку отдела продаж в отдел маркетинга;
  • делиться идеями между отделами;
  • предупреждать о рисках.

2. Запрашивать дополнительные сведения или уточнять информацию.

3. Предлагать изменения, вносить рационализаторские предложения.

Обучение для бухгалтера
Курсы, которые помогут войти в профессию
Расписание курсов

4. Обосновывать:

  • расходы на рекламу, незапланированные траты на закупку оборудования, неожиданные производственные нужды;
  • поощрения команды;
  • списание давно вышедших из обращения ТМЦ;
  • суточные, если возвращение из командировки было отложено по не зависящим от сотрудника причинам.

5. Решать:

  • производственные вопросы, возникшие здесь и сейчас;
  • спорные вопросы между отделами.

6. Инструктировать. Например, отдел маркетинга просит менеджеров отдела продаж при звонках клиентам собирать информацию, объясняет, как заполнять таблицу.

Важно! Не путайте служебную записку с докладной, объяснительной или пояснительной запиской.

Кто может написать служебную записку

Автором служебной записки может стать любой работник организации, у которого есть посыл к коллеге или даже целому отделу. Это сообщение может затрагивать деятельность третьих лиц в коллективе, тогда СЗ согласуют с ними. Косвенно они тоже становятся адресатами документа.

Пример. Производственная компания выполнила нестандартный заказ: изготовила крупногабаритный механизм, который надо доставить клиенту. Своих машин для этого нет. Менеджер в служебной записке просит отдел снабжения оформить доставку такого груза силами транспортной компании. У кого потребуется согласовать служебную записку? У завскладом, чтобы он заранее подготовил погрузчик, у начальника службы безопасности, чтобы он разрешил чужой машине въехать на территорию предприятия.

В служебной записке автор может затронуть любые рабочие моменты: он может просить, предлагать, запрашивать, уточнять, сообщать, информировать.

Примеры написания служебной записки по производственным, кадровым, бухгалтерским, хозяйственным поводам можно посмотреть в материалах для скачивания.

В конце статьи есть шпаргалка

Как написать служебную записку: примеры

В компаниях часто уже действует порядок документооборота, определяющий правила оформления, регистрации и оборота служебных записок. Это отражается в локальных нормативных актах, с которыми знакомят при приеме на работу. В общедоступной папке лежат бланки по основным темам, по которым составляются служебки. В них даже уже могут быть проставлены реквизиты для предварительных согласований. Но основной текст все равно придется писать самостоятельно.

Сообщение составляется от первого лица в единственном числе: «Прошу…», «Предлагаю…», «Информирую…».

Текст СЗ — это две смысловые части, которые могут меняться местами:

  1. Правильно сформулированная просьба или предложение по поставленному вопросу.
  2. Факты, обстоятельства, повод для записки.

Чтобы написать основной текст, опирайтесь на правила деловой переписки, формулируйте сообщение так, чтобы адресат вас понял.

Пример. Сотрудник отдела продаж хочет познакомиться с потенциальными клиентами на выставке. Вход на выставку платный. Заголовок служебки можно сформулировать так: «О посещении выставки «ЭКСПО 2023». В тексте будет обоснование — встреча с потенциальными клиентами, а также дата, время визита и просьба разрешить посещение в рабочее время и выделить деньги на билет. Адресована записка будет директору организации. Скорее всего, потребуются предварительные согласования руководителя отдела и бухгалтерии.

Годовое обучение для бухгалтера
Профпереподготовка и повышение квалификации. Вебинары. Вопросы экспертам по Карте Школы
Что такое Карта Школы

В тексте указывайте конкретные, выверенные сведения:

  • размер предлагаемого вознаграждения своему сотруднику за инновационное предложение — почему именно такие цифры;
  • даты и время предполагаемого события;
  • инвентарные номера ТМЦ;
  • суммы, требующиеся для каких-то целей, и обоснование этих сумм;
  • четкий и логичный набор действий, если речь идет о решении какой-то проблемы.

Кроме того, продумайте, кого еще надо оповестить. Чаще всего это непосредственный руководитель, который подтвердит, что он в курсе действий сотрудника и согласен с ними. Предварительные согласования отсекают лишние служебки на рассмотрение директора.

Пример. Чтобы получить со склада запчасти, надо знать, что на складе они есть, — нужно получить согласование завскладом. Если на складе нет запрашиваемых деталей, кладовщик записку не согласует, и надо будет писать уже другую служебку — в отдел закупок.

Регистрация служебной записки зависит от документооборота организации. Регистрация — это гарантия того, что документ не потеряется и на него отреагируют.

Каковы правила оформления служебной записки

Правила написания записок регулирует ГОСТ Р 7.0.97-2016. Документы для внутреннего пользования обычно не оформляют на фирменном бланке, хотя не возбраняется разработать бланк для служебной записки с логотипом предприятия.

У СЗ есть набор реквизитов:

  1. Обозначение адресата: ФИО, должность, структурное подразделение и название компании.
  2. Дата, номер, если нумерация предусмотрена в правилах документооборота.
  3. Вид документа.
  4. Заголовок документа.

Заголовок помогает рассортировать служебные записки по срокам хранения: приглашение на событие будет храниться один год, а сообщение о выплате дополнительных суточных — пять лет.5. Основное содержание документа

Обратите внимание: чем точнее сформулирована просьба, тем точнее будет результат.6. Место для подписи, ФИО и должности автора записки. Подпись может быть электронная.

7. Место для согласования: должность и ФИО лица, согласующего СЗ, — если согласование требуется.

Служебка может быть даже написана от руки разборчивым почерком, если это допускает принятый в организации порядок документооборота. Такие варианты встречаются на производствах, где мастера от руки могут набросать чертеж механизма с предложением что-то улучшить или информацией о неисправности.

Образец оформления служебной записки

  1. Указание на должность, структурное подразделение и ФИО адресата. В нашем примере записка оформлена на фирменном бланке, где уже указано официальное название организации.
  2. Дата составления документа и присвоенный соглано штатному порядку номер.
  3. Вид документа.
  4. Заголовок к сообщению, который сразу позволяет понять, о чем идет речь.
  5. Основной текст документа: обоснование обращения, просьба и параметры выполнения задания, название конкретного оборудования, материалы, которые следует использовать, и порядок действий.
  6. Перечень приложений.
  7. Подпись автора.

Итак, служебная записка — внутренний документ организации, который используется для коммуникации между сотрудниками и отделами. Чаще всего ее цель — проинформировать, обосновать, попросить. Прибегают к ней в ситуациях, когда внутренние процессы требуют фиксации.

Примеры служебной записки можно посмотреть в материалах для скачивания.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Служебная записка об обучении 369.1 КБ

  • Служебная записка о выдаче оборудования 367.9 КБ

  • Служебная записка о производственных изменениях 328.1 КБ

43 203
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее