Как педагогу детского сада помочь воспитанникам стать успешными школьниками

Разбираемся, как педагогу ДОУ обеспечить преемственность дошкольного и начального школьного образования и замотивировать воспитанников на успешную учебу, активно взаимодействуя с родителями будущих первоклассников

Почему ребенок может быть не готов к школе

Одна из основных проблем начальной школы — рост количества детей, испытывающих трудности в обучении. По данным Рособрнадзора, около 32–35% учащихся не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам.

  • Создать основу для преемственности дошкольного и начального школьного образования — одна из задач ФОП ДО. Как детским садам привести рабочие программы в соответствие с федеральной, разбираем вместе с экспертом на бесплатном вебинаре

Многие педагоги-практики отмечают, что в первый класс часто приходят дети, по тем или иным критериям не готовые к школьному типу обучения. У них плохо сформированы или вовсе не сформированы школьно-значимые функции, а именно:

  • недостаточный запас знаний, умений, навыков, узкий кругозор;
  • нарушения речи;
  • плохо развиты моторные навыки;
  • низкий уровень волевой регуляции деятельности;
  • невысокий уровень познавательных потребностей;
  • расстройство внимания, памяти, восприятия, недостаточная произвольность познавательной сферы и поведения.

Такое положение дел обусловлено:

  1. Внешними причинами — это социокультурные, педагогические условия жизни.
  2. Внутренними причинами — генетические влияния, нарушения в пре- и постнатальном онтогенезе, хронические заболевания и т.п.

Ребенок переходит из детского сада в школу в кризисный период жизни. Примерно в семилетнем возрасте у него меняется отношение к себе и окружающим, он формирует новые, более взрослые отношения с другими людьми, новые правила поведения; действия становятся более осознанными, интеллектуализированными.

Этот сложный для многих период совпадает с физической перестройкой организма, внешними обстоятельствами, сильно меняющими жизнь, в том числе с переходом в школу. 

  • Каждый ребенок имеет свой темп развития. Не всегда к 1 Сентября появляются социально приемлемые формы поведения и формируется внутренняя позиция школьника.

Что препятствует успешному освоению школьной программы

Реальность современной школы такова, что многим детям тяжело осваивать программу, а педагогам тяжело учить таких детей.

Проблема преемственности дошкольного и начального образования — неисчерпаемая тема для самообразования воспитателя. О том, как выстроить работу по самообразованию в соответствии с ФГОС, мы писали в отдельной статье.

Возможные причины школьной неуспешности первоклассников:

  • возрастные особенности; 
  • большой разброс в уровне интеллектуального и нервно-психического развития;
  • проблемы общества, влияющие на социализацию детей (увеличение количества детей, для которых русский язык неродной, асоциальные семьи и т.п.);
  • высокая наполняемость классов.

Все это — дополнительные невротизирующие факторы для детей. Учителям по тем же причинам сложно найти индивидуальный подход к ученикам.

Что происходит с ребенком, который приходит в школу недостаточно зрелым

Все силы первоклашка потратит на то, чтобы приспособиться к новым условиям, поэтому знания не будут усваиваться в достаточном объеме.

  1. Период адаптации проходит гораздо тяжелее и дольше, чем у готовых к школе сверстников, иногда перерастая в дезадаптацию.
  2. Позитивные ожидания, не подкрепленные реальными успехами и одобрительным отношением значимых взрослых, сменяются негативным отношением и к школе, и к учебному процессу.

Часто дошкольное второгодничество уже существует, но в первые месяцы не слишком заметно на фоне адаптации. И если думать, что все образуется само собой, и не принимать корректирующих мер, признаки неблагополучия будут нарастать, формируя у ребенка устойчивое отвращение к школе и неуверенность в своих силах.

Поэтому профилактикой потенциальной неуспешности в учебе можно и нужно заниматься еще до того, как ребенок переступит порог школы.

Как понять, что ребенок готов к школе

Чтобы правильно выбрать способы развития и коррекции, нужно хорошо понимать, в чем же заключается готовность к школьному обучению.

Физическая готовность

Необходимо обратить внимание на то, обладает ли организм будущего первоклассника запасом прочности, позволяющим без существенных проблем переносить значительное увеличение нагрузок и чувствовать себя хорошо, т.е. физическую готовность к школе. 

Один из аспектов физической готовности — нейрофизиологическая готовность, функциональное созревание центральной нервной системы, развитие высших психических функций.

К возрасту перехода из детского сада в школу:

  • рост головного мозга практически завершается — его объем уже составляет около 90–95% объема взрослого мозга; 
  • зреет и специализируется неокортекс — речь, мелкая моторика, когнитивные функции, произвольное управление;
  • активно формируется специализация левого полушария — словесно-логическое мышление;
  • развивается межполушарная координация, то есть объединение мозга в единую целостно работающую систему.
  • Здоровый и развитый организм — опора, которая позволит активно включиться в учебный процесс. Поэтому минимум за полгода до поступления в школу родителям рекомендуют проконсультироваться с врачами и нейропсихологами и всесторонне обследовать ребенка.

Психологическая готовность

Любая деятельность, в том числе и учебная, успешна, если в ней гармонично сливаются три фактора: «хочу», «могу» и «надо». Таким образом, психологическая готовность к школе включает три основных компонента:

  1. Мотивационная готовность. Это не просто желание идти в школу, но и готовность к принятию новой социальной ситуации, выполнению новой социальной роли — роли школьника.
  2. Волевая готовность. Достаточно высокий уровень произвольности внимания, восприятия, памяти; умение управлять своим поведением, отделять главное и первоочередное от несущественного и второстепенного; хотя бы минимальная способность к самопрограммированию и самоконтролю.
  3. Интеллектуальная готовность. Определенный уровень развития всех познавательных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления. Обучаемость, т.е. способность понять инструкцию взрослого, принять учебную задачу, видеть и исправлять свои ошибки, принимать помощь.

В большинстве случаев грамотно проведенных занятий в детском саду и родительского вложения в ребенка достаточно, чтобы не допустить второгодничества до школы. Но иногда ребенку нужна дополнительная помощь.

Что поможет ребенку адаптироваться в школе

Согласно исследованиям Института возрастной физиологии функциональное напряжение первоклассника в период адаптации сопоставимо с нагрузкой, которую испытывают космонавты в невесомости.

Мягкую адаптацию обеспечат:

  1. Знания, умения и навыки, полученные в дошкольном детстве. Хороший фундамент позволит легче справиться с нагрузкой в период адаптации и даст первоклашке уверенность в своих силах и в том, что он хороший ученик.
  2. Правдивые и разносторонние представления о школьной жизни, учебе, досуге, новых формах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Ребенок может получить их через беседы, художественные произведения, экскурсии в школу, ролевые игры и т.д.
  3. Положительное эмоциональное отношение к школе. Важен баланс! Не рисуйте школу как место, где ребенка ждет безоблачная жизнь, но и не перегибайте палку, рассказывая о возможных трудностях и проблемах.
  4. Формирование опыта учебной деятельности. Проводите в конце учебного года занятия в формате урока. Знакомьте ребенка со школьными правилами поведения, формируйте образ хорошего ученика. Хвалите каждого ребенка за приближение к этому образу, даже за минимальное и кратковременное, давайте ему ориентиры правильного отношения к происходящему внутри учебной деятельности.
  5. Формирование мелкой моторики. Хорошее владение обеими руками не только позволит освоить навыки письма, но и улучшит межполушарную координацию. 
  • Мелкую моторику развивают специальные тренажеры и графические задания (обведи, заштрихуй, раскрась и т.п.), пальчиковая гимнастика.
  • Межполушарную координацию тренируют с помощью нейропсихологических и кинезиологических упражнений и графических заданий для обеих рук.
  1. Социальная компетентность. Готовность принять социальную роль школьника и систему требований, выдвигаемых обществом, умение в этой системе гармонично существовать.

Как воспитателю подготовить ребенка к школе

Готовим детей к школе по ФГОС ДО
Курс для воспитателей и методистов ДОУ
Повысить квалификацию

Определить, готов ли воспитанник к школе, можно в процессе систематических наблюдений и взаимодействия в обычной жизни. 

Сложные и непонятные моменты можно прояснить, обратившись за помощью к психологу. Задача психолога — продиагностировать будущего первоклассника и помочь воспитателю и родителям сориентироваться. 

Предпочтительно проводить диагностику индивидуально и в присутствии родителя. Так проще подкреплять теоретические положения примерами конкретных слов или действий ребенка.Существуют также несложные батареи тестов, которые воспитатель может провести сам в групповом или индивидуальном режиме. Вы найдете их в шпаргалке к статье.

В конце статьи есть шпаргалка

Полученный материал облегчает работу с родителями, так как результаты выполнения заданий дома и в ситуации, приближенной к школьному уроку, могут сильно различаться.

Как мотивировать детсадовцев на учебу в школе

Правильная мотивация — залог успеха. Поэтому важно понимать, что стоит за желанием или нежеланием ребенка идти в школу.

Обращайте внимание на то, какой мотив стимулирует каждого из воспитанников во время занятий. Попробуйте ответить на вопрос: в какой ситуации ребенок занимается наилучшим образом?

Можно выделить несколько видов мотивации:

  1. Познавательный мотив — интерес к новому знанию и самому процессу познания. Ребенок лучше всего занимается, когда ему интересно.
  2. Мотив достижения — интерес к преодолению трудностей при решении интеллектуальных задач, настойчивость в достижении цели. Наилучших результатов достигает при решении «задач со звездочкой».
  3. Социальный мотив — собственное стремление хорошо учиться, добросовестно выполнять школьные обязанности. Лучше занимается в ситуации, приближенной к школьной, ему важно понимать значимость того, что он делает.
  4. Игровой мотив — лучше занимается, когда занятие проходит в игровой форме.
  5. Оценочный мотив — ребенку важно быть хорошим для значимого взрослого. Поэтому лучше он будет заниматься, когда его хвалит педагог или родитель.
  6. «Чужой мотив» — контроль другого человека: поощрения или наказания, чувство вины. Успешность на занятии определяется тем, находится ли ребенок непосредственно в зоне контроля взрослого.

Часто мотивов бывает несколько, и они, по А. Н. Леонтьеву, выстраиваются в иерархию. Определив главный мотив, проще строить индивидуальные взаимоотношения с ребенком на занятиях. Идеальный ведущий мотив — познавательный, но он, к сожалению, в чистом виде редко встречается не только у дошкольников, но и у взрослых. Если нет конструктивной внутренней мотивации, важно формировать конструктивную внешнюю.

Как сформировать волевой компонент у старших дошкольников

Наиболее значимые качественные преобразования управляющих функций происходят в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь:

  • руководствоваться правилами, заданными в инструкции;
  • сопротивляться отвлечению через подавление непосредственных реакций.

При этом в идеале зависимость от ярких характеристик внешней среды сильно снижается, а речевая саморегуляция переходит во внутренний план.

Однако функции программирования, регуляции, контроля деятельности и речь еще недостаточно зрелые, и ребенок может сосредоточиться на учебных задачах лишь непродолжительное время. Это надо учитывать при проведении занятий в детском саду и дома. 

По СанПиН непрерывная образовательная деятельность детей 6–7 лет не должна длиться больше 30 минут. Но и в течение занятия нужно чередовать формы и виды деятельности.

Дети, у которых волевая регуляция не сформирована, даже при нормальном уровне интеллектуального развития и положительной автономной мотивации испытывают проблемы с обучаемостью.

Таким детям свойственны:

  • импульсивность действий и полевое поведение;
  • неумение работать по образцу;
  • низкий уровень самоконтроля при выполнении задания, нарушение или утрата программы деятельности;
  • трудности с постановкой цели;
  • необходимость речевой поддержки при выполнении задания;
  • проблемы с усвоением правил поведения.

С большой вероятностью можно предположить, что таким детям помимо дополнительного педагогического внимания и обучения произвольному поведению необходима медицинская помощь и психологическая поддержка.

Как развить произвольность познавательных процессов у дошкольников

Как создать условия для развития детей с ОВЗ
Курс для воспитателей и методистов ДОУ
Повысить квалификацию

Одно из основных условий успешного освоения школьной программы — соответствие уровня развития всех познавательных процессов возрастным нормам.

Познавательные процессы от рождения до поступления в школу развиваются поэтапно, с присущими возрастными особенностями и тесно переплетены между собой. В дошкольном возрасте эти процессы в основном непроизвольны. 

Произвольность, то есть умение управлять функциями познания, начинает активно формироваться на стыке дошкольного и младшего школьного возрастов и связана с развитием неокортекса.

Условия для становления произвольности воспитатель может создавать в игровой деятельности, в режимных моментах, обучая детей принятым в обществе нормам, объясняя не только то, как нужно или не нужно себя вести, но и зачем и почему надо поступать так, а не иначе. 

Игры на внимание, память, мышление развивают не только познавательные процессы, но и умение запоминать и соблюдать правила, быстро ориентироваться в них («Добль», «Мнемоники», «Миссия “Орехи”» и т.п.). Умение работать по образцу развивают графические диктанты.Внешняя регуляция превращается в саморегуляцию, когда ребенок:

  1. Может самостоятельно планировать свои действия.
  2. Не отвлекается в процессе работы, может выполнить инструкцию в полном объеме.
  3. Может оценивать свою работу, сравнивать ее с образцом и искать способы исправить ошибки.

В предшкольном возрасте область мозга, отвечающая за речь, еще не зрелая, но стремительно развивается. Оречевление, как называл этот процесс Л. С. Выготский, высших психических функций влияет на произвольную регуляцию, осознанность поведения и формирование словесно-логического мышления, которое должно стать ведущим к моменту поступления в школу. Этот вид мышления уже опирается не на образы, а на отвлеченные понятия, логические конструкции, выраженные словами. 

Детям с хорошо развитым словесно-логическим мышлением в школе будет гораздо проще, ведь система школьного образования даже на начальном этапе ориентирована на левое полушарие, обучение связано с большим количеством абстрактного материала.Поэтому важно развивать и обогащать словарный запас ребенка, формировать систему научных понятий, учить рассказывать, думать, рассуждать вслух.

3 шага до школы: советы родителям будущих первоклассников

Как помочь детсадовцам стать успешными школьниками
Курс для воспитателей и методистов ДОУ
Повысить квалификацию

Роль воспитателя в подготовке ребенка к школе значительна. Но главная роль, и это фиксирует ФГОС, принадлежит семье. Поэтому важно не просто взаимодействовать с семьей, но и постараться стать союзниками.

Шаг 1. Сбор информации

  • Разумно побеспокоиться о готовности ребенка к школьному обучению за 4–6 месяцев до его начала.

Узнайте, что значит школьная зрелость. Возможно, вы увидите, что ваш ребенок уже идеальный будущий ученик и на этом шаге можно остановиться. 

Не бойтесь консультироваться со специалистами, которым доверяете: воспитателями, педагогами, психологами, врачами. Это поможет посмотреть на ребенка с другого ракурса. 

Воспитатель расскажет, какие знания, умения, навыки должны быть у старшего дошкольника согласно программе. Врач проверит здоровье и даст рекомендации по физическому развитию. Психолог проведет диагностику и детально рассмотрит нюансы психологической готовности, предложит способы устранения или смягчения выявленных проблем.

Шаг 2. Решение проблем

Определив, с чем необходимо поработать, решите, кто будет этим заниматься. С большинством проблем родители могут справиться сами, особенно в сотрудничестве с педагогами. Однако, возможно, потребуется помощь психологов, врачей или логопедов.

Шаг 3. Выбор учебного заведения

Учитывая уровень развития ребенка и зону ближайшего развития, определитесь с возрастом начала обучения и типом учебного заведения. Постарайтесь исходить только из интересов ребенка, на время отбросив мнение общества или родительские амбиции.
Помните: дети развиваются с разной скоростью. Поэтому ориентируйтесь не на календарный, а на психологический возраст.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Методики диагностики готовности к школе 790.5 КБ

1 487
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее
Материалы по теме