Отвечаем на 10 вопросов о том, как начать карьеру маркетолога и добиться успеха
1. Чем занимается маркетолог
Все действия маркетолога, какую бы специализацию он ни выбрал, направлены на увеличение прибыли компании.
Что для этого нужно:
- определить аудиторию продукта,
- рассказать о его преимуществах,
- выявить прибыльные каналы сбыта,
- изучить конкурентов,
- проанализировать новые перспективные направления,
- собрать и проанализировать обратную связь от клиентов.
Для каждой задачи есть свои инструменты. Конкретный набор зависит от специализации маркетолога.
Например, если стоит задача проанализировать конкурентов, интернет-маркетолог обратит внимание на то, как они представлены в Сети, как продвигаются, какие ключевые слова используют.
Выполняя ту же задачу, маркетолог-аналитик будет изучать портфель заказчиков конкурентов, их материально-техническую базу, цены, стратегию продвижения, систему логистики.
2. Кому подойдет профессия маркетолога
Чтобы успешно стартовать и развиваться в профессии маркетолога, нужно обладать определенными качествами и способностями:
- Коммуникабельность. Нельзя работать в продвижении и бояться позвонить незнакомцу — этот страх вас быстро вымотает.
- Аналитическое мышление. Способность правильно собрать данные, проанализировать, обнаружить систему и закономерности невероятно облегчает жизнь маркетологу любой специализации.
- Многозадачность. Кроме текущих повседневных заданий, у маркетолога есть задачи на перспективу.
- Эмпатия. Без нее сложно включиться в процессы компании, симпатизировать продукту, чувствовать потенциальных покупателей, их страхи и потребности.
- Любопытство. Как это устроено? А что новенького? — основные девизы. Только ленивый маркетолог еще не сгенерировал картинки для своего продукта в Stable Diffusion и не написал текст в ChatGPT.
На вебинаре «Чем маркетологу помогают нейросети» разобрали, какие задачи бизнес может решать с помощью нейросетей.
Придется полюбить продавать, вести переговоры, научиться быть гибким и всегда иметь запасной вариант, постоянно изучать законы рынка, психологию продаж. И самое «страшное» — развивать свой личный бренд, если собираетесь стать экспертом.
3. Какие специализации есть в маркетинге
В маркетинговой деятельности есть разные специализации.
- Универсальный, или фулстек-маркетолог. Берет все продвижение продукта на себя. Владеет разными навыками: может создать лендинг, занимается поисковой оптимизацией, аналитикой продаж, конкурентов, клиентов, составляет медиаплан со всеми каналами продвижения, даже пишет виральные посты. Такие специалисты требуются в небольшие фирмы.
- Интернет-маркетолог. Продвигает продукт или проект в интернете. Занимается соцсетями, SEO, посевами, таргетингом. Анализирует трафик, аудиторию, работает с воронкой продаж. Умеет генерировать контент или дает техзадания копирайтерам и дизайнерам.
- Digital-маркетолог. Часто путают с интернет-маркетологом, но понятие digital объемнее — это продвижение через цифровые устройства. Например, digital-маркетолог создает не только email-рассылки, но также смс- и пуш-уведомления.
- Бренд-маркетолог. Занимается «охватным» продвижением. Его задача — сделать продукт массово узнаваемым. Он измеряет лояльность к бренду и участвует в ценообразовании, может рекомендовать, какие товары выводить на рынок, а какие убирать из линейки.
- Маркетолог-аналитик. Работает с данными и анализирует эффективность рекламных кампаний, входящий трафик на сайт и продажи с него, популярность и непопулярность продукта, емкость рынка для нового продукта или услуги.
Есть и другие специализации. CRM-маркетолог занимается исключительно клиентской базой: может готовить списки для холодных продаж менеджерам, собирать обратную связь, работать с отзывами, составлять карту эмпатии клиента или скрипты для звонков. Контент-маркетолог занимается содержательным продвижением и общается с инфлюенсерами. SMM-маркетолог работает с социальными сетями и агрегаторами.
4. С чего начать изучать маркетинг
Чтобы определить, что и как изучать, сформулируйте цели: что вы хотите от новых знаний.
Вы новичок и собираетесь только попробовать себя или хотите полностью погрузиться в профессию, потому что четко понимаете, что это ваше призвание?
От целей будет зависеть начальный «пакет знаний» о рыночных законах, покупательской психологии и технологиях маркетинга. Так вы сможете понять, надо ли поступать в вуз или достаточно онлайн-курсов.
Разберитесь в основной терминологии. Будете понимать, что вам говорят коллеги, и не запутаетесь в аббревиатурах SEO, SMM, CRM.
Почитайте «классику». Из книг Филипа Котлера можно взять основы: целевая аудитория, маркетинговая стратегия и стратегия продвижения, воронка продаж, жизненный цикл товаров, анализ конкурентов, создание бренда.
Подпишитесь на паблики маркетологов. Читайте статьи, просматривайте профессиональные чаты, задавайте вопросы участникам-экспертам.
Изучайте кейсы ведущих компаний: современные и из прошлого, успешные и провальные, потому что лучше учиться на чужих ошибках.
Пробуйте разные инструменты. Создайте сайт, например о своем хобби, и тестируйте различные инструменты — просто ради опыта, чтобы понять, что работает, а что нет и почему. Нет хобби — развивайте личный бренд, заведите блог, где будете экспериментировать.
5. Можно ли стать маркетологом без образования
Маркетинг — та сфера, где практика и наработанный опыт важнее. Поэтому основой для карьеры станет любое образование: если человек окончил вуз, он как минимум научился искать и обрабатывать информацию. Ваш путь будет многоступенчатым: придется осваивать навыки и умения, параллельно подтягивать теоретическую базу и сразу же применять все на практике.
В маркетинговой деятельности часто начинают со стажировки в компании, где есть система наставничества. Это еще один вариант обучения.
6. Как начать работать маркетологом
Биржи фрилансеров и партнерских программ принято ругать, но там можно попробовать свои силы уже во время учебы. Да, много не заработаете, но вы отточите навыки. Для начала упаковывайте в кейс для профессионального портфолио каждую выполненную задачу — это ваш опыт, не обесценивайте его.
Можно пойти на стажировку, начав с должности младшего сотрудника или помощника. Зарплаты небольшие, зато будете учиться за счет чужих бюджетов на маркетинг. Заранее узнайте, какие задачи решает начинающий маркетолог в компании, чтобы действительно учиться новому, получать опыт, а не застревать в рутине.
- Работа в агентстве на несколько заказчиков позволит молодому специалисту быстро набить руку и набрать портфолио.
7. Как развиваться маркетологу
Маркетинг ежедневно отвечает на новые вызовы. Утренние события уже через пару часов могут быть обыграны в вирусной рекламе какого-нибудь бренда. Без развития в этой профессии не задержаться. Вызовы времени, политические, экономические события, технический прогресс, тренды, новое законодательство — все влияет на маркетинговую деятельность.
Рекомендации по профессиональному развитию общие: читать профильные каналы, наблюдать и главное — пробовать и постоянно анализировать не только чужой, но и свой опыт.
На заре интернет-маркетинга первопроходцам помогал «дневник наблюдений». Попробовал → записал свой эксперимент → понаблюдал за результатом → записал результат → проанализировал свои действия → сделал выводы → скорректировал действия. Так становились гуру Digital-маркетинга, пока все остальные ждали чужих рекомендаций.
8. Как стать хорошим маркетологом
Хороший маркетолог — это тот, чьи действия приносят прибыль компании.
Такой специалист участвует в деятельности отдела продаж (хотя бы интересуется, чем помочь), ценообразовании, говорит с руководителем на языке прибыли, четко знает портрет клиента и средний чек продаж.
9. Сколько зарабатывают маркетологи
Конкуренция и уровень зарплаты маркетолога зависит от специализации. Еще года три назад мы бы добавили «и места жительства», но сейчас есть сотни вакансий с пометкой «можно работать из дома».
На 01.04.2023 уровень зарплат:
- стажеры, junior-позиции в разных направлениях — от 24 000 до 45 000 руб.;
- интернет-маркетологи — 30 000–70 000 руб.;
- SEO-маркетологи — от 50 000 руб.;
- универсальные маркетологи в небольшую или среднюю компанию — от 60 000 до 100 000 руб.;
- бренд-маркетологи — от 80 000 руб.;
- стратегические маркетологи, аналитики — от 120 000 руб.
Условия высокой стоимости специалиста: опыт в маркетинге от 5 лет, успешные кейсы в портфолио, стремление расти.
10. Где учиться на маркетолога
Если вы уверены, что маркетинг — это на всю жизнь, выбирайте обучение в вузе. Вы получите фундаментальные знания по классическому маркетингу, экономике, финансовому учету. Чтобы эти знания не устарели, необходима ежедневная практика, поэтому лучшим вариантом будет совмещение обучения и работы по специальности хотя бы на полставки.
Если вы уже имеете профессию и хотите ее поменять, есть возможность использовать «тестовый режим»: попробовать бесплатные промокурсы, выбрать обучение, не покидая прежнее место работы, применять новые знания на фрилансе, потом уже искать стажировку или постоянную работу.
Хотите попробовать? Читайте статью «Как пройти бесплатное обучение по маркетингу в Контур.Школе».
На что обратить внимание при выборе онлайн-курсов:
- отзывы;
- опыт преподавателей, их портфолио, кейсы;
- режим обучения;
- как организована обратная связь с преподавателем;
- есть ли акцент на практику;
- как часто курс обновляется;
- какие есть дополнительные услуги, например, собеседование с карьерным консультантом, профориентация, помощь в составлении резюме;
- как проходит аттестация по курсу.
Начинайте применять знания сразу во время обучения на маркетолога, тогда вы успеете получить результат и обсудить его с преподавателями. Практика и общение с экспертами ускоряют вход в профессию.