Чтобы обеспечить безопасность труда, сохранить здоровье и работоспособность сотрудников, контролировать соблюдение требований охраны труда, работодатель должен провести множество мероприятий, в том числе — назначить ответственных. Расскажем, как это сделать правильно
- Это первая статья из большой серии справочных материалов об обязательных локальных нормативных актах, которые должны быть у каждого работодателя. Следите за публикациями, они помогут держать документы в порядке!
Зачем нужен специалист или служба по охране труда
Чтобы выполнять свои обязательства в сфере охраны труда, работодатель может сформировать профильную службу, ввести должность специалиста по охране труда или возложить эти обязанности на сотрудника иного профиля.
На крупных предприятиях создают целые подразделения по охране труда. Таковы требования закона для организаций, чья штатная численность составляет более 50 сотрудников. Структуру и численность службы работодатель определяет самостоятельно в зависимости от количества работников, наличия и удаленности филиалов, сложности и опасности производства.
Если количество работников менее 50 человек, работодатель вправе сам решить, создавать службу, вводить должность специалиста по охране труда или самостоятельно выполнять его функции.
Таким образом, если нет профильного подразделения или штатного специалиста, то их функции выполняет:
- работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
- руководитель организации или другой уполномоченный работодателем работник;
- организации или специалисты, привлекаемые по договору ГПХ (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России).
Если же количество сотрудников более 50 человек, то работодатель обязан ввести, как минимум, штатную должность специалиста по охране труда.
Специалист по охране труда должен соответствовать профессиональным компетенциям, которые обозначены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Если нет профильного образования по направлению подготовки «Техносферная безопасность», то нужно пройти курс «Техносферная безопасность для специалиста по охране труда: дистанционное обучение».
С 1 марта 2022 года действуют Рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 31.01.2022 № 37. Создавая службу, стоит ориентироваться на этот документ.
Рекомендации содержат:
- положения о формировании структуры службы охраны труда;
- методику расчета численности сотрудников службы ОТ в зависимости от выполняемых ими основных функций.
Приказ Минтруда могут не применять:
- работодатели-ИП;
- работодатели, которые не ведут производственную деятельность, с численностью сотрудников не более 50 человек;
- субъекты малого бизнеса;
- иные работодатели, которые не ведут производственную деятельность, а предоставляют социально-бытовые услуги без проживания, и которые решили ввести должность специалиста по ОТ в связи со спецификой деятельности.
Если у работодателя есть удаленные производственные подразделения, обособленные подразделения, не являющиеся самостоятельными, также целесообразно создать службу ОТ. Лучше сформировать ее в виде структурного подразделения, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.
Руководитель службы должен иметь 7 квалификационный уровень согласно профстандарту «Специалист по охране труда» (Приказ Минтруда России от 22.04.2021 № 274). Довести уровень квалификации до его требований поможет курс «Техносферная безопасность для руководителей: дистанционное обучение, профессиональная переподготовка по охране труда для руководителя».
Основные задачи службы:
- Обеспечивать функционирование СУОТ, проводить консультации и координацию по вопросам охраны труда, планировать мероприятия по охране труда, при необходимости, контролировать СУОТ подрядчиков в части безопасных условий труда.
- Контролировать соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях.
- Участвовать в специальной оценке условий труда, вести производственный контроль условий труда, выявлять опасности, проводить мероприятия по снижению профрисков.
- Обеспечивать оперативный контроль за условиями и охраной труда на рабочих местах у работодателя и в структурных подразделениях.
- Участвовать в расследовании и учете несчастных случаев и профзаболеваний, учитывать и рассматривать обстоятельства и причины, приведшие
к возникновению микроповреждений работников. - Проводить инструктажи, обучения и проверку знаний требований охраны труда у работодателя.
- Участвовать в реализации мероприятий по улучшению условий труда
у работодателя; организовывать информирование. - Составлять отчетность по установленным формам, вести документацию по охране труда.
Обратите внимание! Подразделение необязательно должно называться «Служба охраны труда». Это может быть отдел или бюро — на решение работодателя или учредителя. И профильные сотрудники необязательно должны именоваться именно специалистами по ОТ. В ст. 195.3 ТК РФ указано, что профстандарт обязателен только в части квалификации.Показатели для расчета численности работников службы ОТ:
- среднесписочная численность сотрудников;
- численность работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
- количество самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
- среднемесячная численность вновь принятых работников.
Как рассчитать численность службы охраны труда
Отвечает Лариса Кочерова, эксперт‑практик в области охраны труда и экологии, преподаватель направления «Охрана труда» в Контур.Школе, внешний эксперт ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России
Ситуация. Среднесписочная численность сотрудников — 107 человек, из них на работах с вредными условиями — 21 человек; в производственных структурных подразделениях — 3 человека. Среднемесячная численность вновь принимаемых на работу — менее 1. Среднегодовое количество несчастных случаев — 0,5, без смертельных. Работодателю не присвоена категория значительного риска, удаленности объектов нет, командировки — до 5 дней в год, дополнительные трудовые функции есть (все подразделения в одном учреждении).
Решение. По приведенным параметрам рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя — 2 сотрудника.
Расчет
Рекомендуемая нормативная численность работников: |
|
|
H1=0.34 |
|
H2=0.06 |
|
H3=0.39 |
|
H4=0.38 |
|
H5=0.34 |
Суммарная нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев |
ΣHч=1.51 |
Рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках |
Hком=0.02 |
Коэффициент уровня риска организации |
Kриск=1 |
Коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и пр. |
Kнев=1 |
Коэффициент удаленности |
Kуд=1.2 |
Норма управляемости |
Hуп=0 |
Рекомендуемая нормативная численность |
Чсот = Hуп + (ΣHч + Hком) х Kриск х Кнев х Kуд = 1.84 |
Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя |
2 |
Какова ответственность за отсутствие должности специалиста по охране труда или службы охраны труда
Если не ввести должность специалиста по охране труда или не организовать профильную службу, работодателя привлекут к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и наложить штраф:
- на виновное должностное лицо или ИП — от 2 000 до 5 000 руб.;
- на организацию — от 50 000 до 80 000 руб.
Инструкцию для специалиста по охране труда вы найдете в шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Все работы, которые выполняют служба или специалист по охране труда, должны найти отражение в документации.
Локальные нормативные акты работодателя
- Если решили создать службу охраны труда, то разработайте положение о службе и утвердите его приказом.
В положении о службе пропишите четко права и обязанности работников, чтобы, в том числе разграничить ответственность сотрудников службы и других подразделений организации.
Пропишите в положении о службе, какие обязанности по конкретным мероприятиям выполняют сотрудники службы.
Пример. Закон не регулирует, кто должен организовывать медицинские осмотры. Этот вопрос каждый руководитель решает с учетом своих потребностей и структуры организации. Чаще организовать обязательные медицинские осмотры для сотрудников поручают специалисту по охране труда, но и кадровик в стороне не остается.
Ключевые задачи специалиста по охране труда:
Задача 1. Участвовать, например, с заместителем директора по общим вопросам в заключении договора с медицинской организацией, в которой соискатели и сотрудники будут проходить обязательные медосмотры. Проверить лицензию на проведение медосмотров и экспертизу профессиональной пригодности.
Задача 2. Составить список должностей, которые обязаны проходить медосмотр.
Задача 3. Составить поименный список сотрудников, которые обязаны проходить обязательный медосмотр. При необходимости обратиться за помощью к специалисту по кадрам.
Задача 4. Согласовать с медорганизацией график медосмотров.
Задача 5. Вести учет пройденных медосмотров.
- Если выделили штатную единицу, оформите назначение Приказом о возложении обязанностей специалиста по ОТ.
- Если наняли стороннюю организацию или специалиста, заключите гражданско-правовой договор.
Выбирая организацию или внешнего специалиста, кто будет вести функции охраны труда, проверьте, что они аккредитованы и включены в реестр Минтруда. Проверить это можно несколькими способами:
- запросить выписку из реестра у организации, оказывающей услуги в области охраны труда;
- запросить выписку из реестра в Минтруде — сведения предоставляются бесплатно в течение 10 рабочих дней;
- проверить наличие аккредитации на официальном сайте Минтруда.
4. Разработайте должностные инструкции специалиста по охране труда.
Нормативная база
- ст. 213.1, 214.1, 223 Трудового кодекса РФ
- Приказ Минтруда от 31.01.2022 № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и численности работников службы охраны труда»;
- Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;
- чек-листы Роструда;
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.09.2017 № 15-2/ООГ-2693 «О создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области».
Полный перечень документов, коорые регулируют сферу охраны труда, вы найдете в конце статьи.
В конце статьи есть шпаргалка
Полезные материалы
- Десятый раздел Трудового кодекса РФ: что нужно знать об изменениях
- Каким должно быть рабочее место, чтобы работодатель не получил штраф
- Какие ЛНА по охране труда должны быть у работодателя. Требования закона
- Профстандарт по охране труда: отвечаем на частые вопросы
- Новые проверочные листы ГИТ: что учесть работодателю
- 13 локальных нормативных актов по охране труда‑2023, которые должны быть в организации
- Гражданская оборона: категории, локальные документы и курсовое обучение
- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок
- Правила работы на высоте. Обзор последних изменений
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Инструкция для специалиста по охране труда 669.9 КБ
-
Перечень нормативно‑правовых актов с требованиями охраны труда 679.1 КБ