Как организовать воспитательную работу в школе по ФГОС и ФООП

Лето-2023 — горячая пора для российских школ, ведь к 1 сентября все они должны внедрить ФООП. Это большая работа, которая включает и проектирование рабочей программы воспитания. Разбираем, что изменилось и как составить программу, которая будет соответствовать и ФГОС, и ФООП

Содержание статьи

Зачем нужна программа воспитания

ФГОС третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности ребенка. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить системный подход в организации и планировании воспитательной деятельности школы. 

До недавнего времени школы пользовались примерными рабочими программами воспитания. С введением в 2023 году федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП) для каждого уровня образования появилась и федеральная рабочая программа воспитания.

ФООП и ФОП — в чем разница? ФОП — это образовательная программа для конкретного уровня образования, а ФООП — все программы в целом. Из Письма Минпросвещения РФ от 22.05.2023 № 03-870: «…утверждены федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно — ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО, при совместном упоминании — ФООП)».Федеральная рабочая программа воспитания — часть ФООП. Как и другие подобные документы, она имеет инвариантную (целевую) и вариативную (содержательную и организационную) часть. К 1 сентября 2023 года школы должны разработать собственные программы воспитания на основе федеральной.

Как составить рабочую программу по предмету на основе ФООП, читайте в статье.

Особенности воспитательной работы по новым ФГОС и ФООП

Все нюансы работы по ФГОС и ФООП
Повышение квалификации для педагогов
Выбрать курс

Обновление ФГОС всех уровней образования определило изменения в области воспитательной работы в школе. Помимо создания условий для развития личности, самоопределения и социализации ребенка, воспитательная работа по ФГОС нацелена на то, чтобы школьники:

  • сформировали чувство патриотизма, гражданственности;
  • освоили и приняли нормы, ценности и традиции российского общества;
  • приобрели необходимый социокультурный опыт поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
  • достигли личностных результатов освоения общеобразовательных программ.

Кроме того, федеральная рабочая программа воспитания конкретизирует направления воспитания, соответствующие ФГОС.

Направления воспитания по ФГОС
Направление воспитания Цель
Гражданское Сформировать российскую гражданскую идентичность
Патриотическое Привить любовь к Родине и уважение к народам России
Духовно-нравственное Сформировать традиционные российские семейные ценности
Эстетическое Приобщить к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
Физическое Сформировать культуру здорового образа жизни
Трудовое Воспитать уважение к труду
Экологическое Воспитать бережное и ответственное отношение к природе и окружающей среде. Как формировать экологическую культуру в школе, читайте в статье
Воспитание ценностей научного познания Сформировать стремление к познанию себя и окружающего мира

По каждому направлению в документе прописаны и целевые ориентиры результатов воспитания. 

Что касается трудового воспитания, 27.06.2023 Госдума в первом чтении приняла законопроект об обязательном участии школьников в общественно-полезном труде. Документ обязывает детей участвовать в оформлении класса или площадки к мероприятию, высаживать цветы и деревья на пришкольной территории, помогать в библиотеке или музее и т.д.

Содержание программы воспитания по ФГОС и ФООП

Бесплатный вебинар
Как внедрить ФАОП в школе
Смотреть

Федеральная программа воспитания содержит информацию о формах и содержании воспитательной деятельности, кадровом и нормативно-методическом обеспечении, прописывает требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями и др. 

Проверьте, соответствует ли структура рабочей программы воспитания вашей школы федеральной рабочей программе, с помощью чек-листа от экспертов Контур.Школы.

В конце статьи есть шпаргалка

В рабочую программу воспитания школы должны быть заложены ценности, принципы и традиции воспитания, которые отражают самобытный облик конкретной образовательной организации. Для этого необходимо отдельно описать и раскрыть особенности уклада вашей школы, которые определяют отличительные черты воспитательного процесса. 

Чтобы облегчить вам эту задачу, наши эксперты подготовили чек-лист «Как описать уклад школы». 

В конце статьи есть шпаргалка

Как составлять программу воспитания

До появления федеральной рабочей программы воспитания школы ориентировались на примерную рабочую программу воспитания для общеобразовательных организаций. Содержание этих документов практически аналогично, что позволяет с минимальными правками актуализировать собственные рабочие программы воспитания.

Собрали перечень изменений в федеральной основной программе воспитания в одной таблице.

В конце статьи есть шпаргалка

Планирование и организация обучения

Согласно ФГОС воспитательная работа в школе должна быть реализована в единстве урочной и внеурочной деятельности. То есть учитель при планировании и организации обучения должен учитывать не только предметные и метапредметные результаты, но и личностные, распределенные по направлениям воспитания: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического и т.д.

Проектирование урока

При проектировании урока следует учитывать воспитательный компонент (инвариантный модуль программы воспитания «Школьный урок») и обратить внимание на следующие моменты: 

  • поставьте воспитательную цель,
  • раскройте личностный смысл изучаемого материала,
  • обеспечьте связь изучаемого материала с жизненным опытом,
  • используйте формы и методы для повышения познавательного интереса,
  • обеспечьте обратную связь, 
  • подберите воспитывающее содержание урока,
  • используйте активные и интерактивные формы работы.

Чтобы проверить, все ли вы учли, скачайте Лист самоконтроля проектирования урока с учетом включения воспитательного компонента.

В конце статьи есть шпаргалка

Анализ личностных результатов

Также необходимо подвести и проанализировать итоги работы по достижению личностных результатов в рамках реализации рабочей программы воспитания.

Для этого вы можете воспользоваться чек-листом «Показатели оценки личностных результатов обучающихся».

В конце статьи есть шпаргалка

Анализ и оценка воспитательного процесса в школе

Результаты воспитательной работы (ВР) анализируют и оценивают по внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) школы. Собрали ответы на основные вопросы по этой теме в таблице.

Анализ и оценка воспитательной работы в школе
Вопрос Ответ
Когда проводится анализ ВР? Ежегодно в конце учебного года
Кто проводит анализ ВР? Анализ ВР проводят классные руководители совместно с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии). При необходимости привлекают внешних экспертов
В чем заключается цель анализа ВР? Выявить и решить основные проблемы
Какой метод используют для анализа ВР? Самоанализ
Как собирать информацию о результатах воспитания? Посредством наблюдения, анкетирования, бесед с обучающимися, родителями, педагогами, представителями совета обучающихся
Что получим в результате самоанализа? Перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу
Как оформлять итоги самоанализа? В виде отчета, который составляет заместитель директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии)
Кто утверждает итоги самоанализа? Педагогический совет или иной коллегиальный орган управления в общеобразовательной организации

Проанализировать и оценить программу воспитания поможет чек-лист от экспертов Контур.Школы. В нем мы учли все направления анализа и критерии оценки, способы сбора информации, а также указали ответственных. Скачивайте и пользуйтесь 👍

В конце статьи есть шпаргалка

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Лист самоанализа воспитательной работы в школе 555.3 КБ

  • Лист самоконтроля проектирования урока 550.7 КБ

  • Перечень изменений в ФРПВ 565.2 КБ

  • Показатели оценки личностных результатов обучающихся 570.7 КБ

  • Чек‑лист для описания уклада школы 567.3 КБ

  • Чек‑лист для проверки структуры рабочей программы воспитания 574.9 КБ

17 834
Планируйте обучение с максимальной выгодой для себя и для бизнеса
Узнать подробнее
Материалы по теме